Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2009

Нам пишут

Школа, которая поет

В этой московской школе даже самые маленькие поют арии из опер. Основная задача администрации – обеспечить духовное и физическое развитие ребят

Волшебная сила искусства

Статья подготовлена при поддержке клиники "Добробут". Терапия, неврология, лабораторная диагностика, эндоскопические исследования, лапароскопия, отоларингология, физиотерапия, артроскопия, медицинская эвакуация и госпитализация, выезд бригады неотложной помощи и другие услуги для детей и взрослых. Высококвалифицированные специалисты, полный комплекс медицинских услуг, круглосуточная работа, доступные цены и гибкая система скидок. Узнать подробную информацию и записаться на прием к педиатру в Киеве Вы сможете на сайте: https://www.dobrobut.com/.

Слова известного венгерского композитора Золтана Кодаи являются своеобразным кредо школы: «Если в самом восприимчивом возрасте от 6 до 16 лет ребенка ни разу не привлечет живительная сила музыки, то позже вряд ли она на него повлияет. Часто одно впечатление открывает душу человека для музыки. Это впечатление нельзя доверять случаю. Добиваться его – долг школы».
Здесь поют все, начиная от самых младших и кончая выпускниками. Но репертуар школы далеко не такой, как в других детских коллективах. Здесь не услышишь популярных песенок ни о зеленом кузнечике, затерявшемся где-то в траве, ни о водяном, который сокрушается, что с ним никто не водится, и т.д.
С самых азов постижения вокального искусства ребенок сразу знакомится с серьезной музыкой и начинает петь классику. Это произведения выдающихся композиторов – Чайковского, Глинки, Моцарта, Гайдна и других. Оперные арии исполняются как на русском, так и на итальянском языке. Директор школы Елена Борисовна Зотова, которая сама имеет музыкальное образование, считает, что научить вокалу можно практически любого ребенка. Конечно, не каждый дойдет до сцены Большого театра, но петь на уровне любительских спектаклей могут все.
Главное – создать нормальный психологический климат. Наверняка каждый помнит истории из собственного детства или из жизни своих детей, как нелегко порой усадить ребенка за музыкальный инструмент. Нередко, чтобы при этом он не захлебывался в слезах, глядя на сверстников, играющих во дворе в футбол, и приходится обещать ему если не золотые горы, то уж поход в кондитерскую наверняка. А заставить ребенка петь, если он того не хочет, просто невозможно. Поэтому профессиональные педагоги и создают соответствующую атмосферу, чтобы дети сами захотели петь и получали от этого удовольствие.
Научным руководителем вокальных классов является В.В. Емельянов, автор уникальной методики по постановке оперного голоса, ректор певческой школы. По его системе, позволяющей развить голос практически любого ребенка, работают музыкальные школы во многих городах России.
Образ жизни учащихся также имеет свои особенности. Часто время долгожданных каникул и выходных приходится проводить на репетициях. Но желание петь и выступать на сцене настолько велико, что эти трудности переживаются совершенно незаметно. В свободные от основных уроков часы дети репетируют очередной спектакль или готовятся к конкурсам, в том числе и за пределами нашей страны. В 2008 году была поездка по Германии, где юные артисты с удовольствием показывали свое мастерство перед немецкими сверстниками. Одна из последних опер, которая была подготовлена к окончанию года, – «Свадьба Фигаро» Моцарта.
И даже скромность обычного актового зала не помешала публике чувствовать себя как в настоящем театре, где звучат голоса профессионалов.
Присутствовавшие слушатели, многие из которых не раз слышали эту оперу в исполнении знаменитых певцов, очень высоко оценили подготовку юных артистов и их педагогов.

Пение – вот лучшее лечение

Руководство школы не ставит своей задачей сделать всех учащихся музыкантами и певцами. Основное – это обеспечить развитие и здоровье детей. Нужно отметить, что физическое состояние ребят в музыкальных классах существенно отличается от обычных. Количество часто болеющих здесь значительно меньше, чем в других классах. И это не случайность. Ведь у поющих детей дыхательная система развита намного лучше, и респираторные заболевания не являются для них угрозой.
Систематические занятия вокалом улучшают фонематические и интонационные возможности. А это очень помогает при изучении иностранных языков. Кроме того, на уроках русского и литературы юные певцы демонстрируют хорошую дикцию и большую выразительность при чтении.
Как известно, музыка оказывает огромное эмоциональное влияние.
Но не менее значимо ее воздействие и на здоровье растущего организма. Оказывается, академическая система оперного пения не только благотворно влияет на развитие правильного дыхания. Как показывают исследования, при таком пении создаются условия для вибрации гипофиза, что непосредственно положительно воздействует на всю эндокринную систему. Поэтому не случайным является тот факт, что среди оперных исполнителей встречается большое количество долгожителей.
Но особенно важны занятия вокалом для детей. Голосовой аппарат ребенка развивается неравномерно и, чтобы голос в дальнейшем хорошо звучал, необходимо тренировать все мышцы, которые участвуют в его образовании. По мнению специалистов-фониаторов, голосовые упражнения так же необходимы для ребят, как и обычная утренняя зарядка. Известно, что за последние годы физическое состояние детей существенно ухудшилось и увеличивается количество ребят с нарушениями дыхательных путей, слухо-голосовой функции и логопедическими. Здесь большую пользу могут принести систематические вокальные упражнения.

Как это можно – все успеть?

Никакого отбора в музыкальные классы не существует. В школе в основном учатся дети, живущие в ближайших домах.
Естественно возникает вопрос: как это можно все успеть – бесконечные репетиции, конкурсы и общеобразовательные предметы, которые необходимо усваивать? Педагоги считают, что такая напряженная жизнь заставляет быть более организованным и не тратить время впустую. А кроме того, отстающие ученики могут быть отстранены от спектаклей, поэтому у каждого юного артиста есть непосредственная заинтересованность не запускать обычные школьные дела.
В учебном заведении уже несколько лет открыты классы углубленного изучения предметов музыкально-эстетического цикла, в которых, кроме основных дисциплин, есть сольфеджио, хор, ритмика, музыкальная литература, игра на каком-либо музыкальном инструменте.
Известные стихи А.Барто «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота...» в полной мере отражают атмосферу школы. Во второй половине дня дети не расходятся по домам, творческая жизнь только начинается. Ребята посещают различные кружки и занимаются художественной и музыкальной деятельностью.
У каждого есть свое индивидуальное расписание. Оно подписывается родителями и согласуется с куратором класса, который общается с детьми. Кураторами в большинстве случаев становятся те же учителя. Например, утром педагог проводит занятия с шестыми–седьмыми классами, а после обеда курирует пятый. Только в начальной школе учитель и куратор – одно и то же лицо. Родители малышей, как правило, довольны такой ситуацией.
Чтобы разница между первой и второй половинами дня не была слишком чувствительной, важно организовать все так, чтобы дети чувствовали себя комфортно в любое время суток. Необходимо также обеспечить некоторую физическую свободу, чтобы ребята могли побегать, попрыгать, а не сидеть все время за партой. К сожалению, в здании школы нельзя создать специальные аудитории для отдыха. Поэтому после окончания занятий в младших классах стулья и столы собираются в угол, а на полу раскладывается коврик, где дети могут повозиться и вообще чувствовать себя свободнее. Отсутствие помещений – также проблема, не позволяющая всем учащимся оставаться на вторую половину дня.

Среди основных принципов этой школы с углубленным изучением искусства можно назвать следующие:

  • каждый ребенок имеет право выбора различных направлений в областях искусства и науки непосредственно в школе;

  • искусство воспитывает эмоции, поэтому на первой и второй ступенях образования ему принадлежит доминирующая роль в развитии личности;

  • возможность демонстрации своих достижений предоставляется в школе и за ее пределами – на конкурсах, фестивалях и т.д.

Казалось бы, после окончания школы, где так много времени уделялось искусству, большинство должно поступать в театральные и музыкальные училища. Но этого не происходит. С театром свою жизнь связывают лишь единицы. Остальные идут в другие вузы. Но куда бы ни поступали выпускники музыкальных классов, практически все они успешно поднимаются в дальнейшем по социальной лестнице. И это не простая случайность. Навыки актерского мастерства, поставленный голос, которые они получают в школе, становятся хорошими помощниками во взрослой жизни.

Екатерина Ушакова