Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2009

Технология

Сотвори себя сам

Здоровое поколение: Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1–11-х классов средней общеобразовательной школы

Авторы представляемого материала рассмотрели некоторые современные подходы к проблеме становления здоровья человека, изучили работы, в которых исследуются пути и способы сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе образования, проанализировали существующий педагогический опыт организации здоровьесберегающего образования. Обобщение положительных знаний послужило основанием для разработки собственной концепции образования, а затем и данной программы

Часто цитируются слова известного хирурга Н.М. Амосова: «Народ здоров, если здорово общество». Можно продолжить эту фразу, сказав, что общество здорово, если здоровы дети. А здоровье детей за последние годы, по данным статистики, катастрофически ухудшается. Причин много, и они известны. Вспомним одну из них: отсутствие и у педагогов, и у школьников установки на сохранение здоровья друг друга в процессе взаимодействия и общения.
Предлагаемая программа может быть реализована в процессе обучения и воспитания на уроках здоровья, а также на любом другом уроке, во внеклассной работе, в системе дополнительного образования в рамках школы и в учреждениях дополнительного образования.

Программа «Здоровое поколение» направлена на формирование у школьников культуры отношения к своему здоровью через формирование готовности к здоровьетворению как личностного качества и установки на здоровый образ жизни. В понятие культуры здоровья входят:
– культура физическая как отношение к внешним органам своего организма, его форме; показатель – способность управлять природосообразными телодвижениями;
– культура физиологическая как отношение к внутренним органам и системам своего организма; проявление – способность индивида управлять в определенных границах физиологическими процессами и наращивать резервные мощности клеток, органов и систем организма;
– культура психологическая как отношение к психоэмоциональной сфере своей личности – способность человека управлять своими чувствами, эмоциями, настроением, переживаниями;
– культура интеллектуальная как отношение к своему разуму, уму, интеллекту – способность управлять своими мыслями и контролировать их;
– культура сексуальная как основа нравственного отношения к представителям противоположного пола – способность личности понимать свое социальное предназначение как мужчины или женщины; умение строить гармоничные отношения с людьми противоположного пола на основе знания об их физиологии и психологии, управлять своими сексуальными влечениями и осознавать смысл, важность и значение репродуктивного здоровья для счастливой личной и семейной жизни.

Все названные компоненты определяют уровень здоровья в единстве трех общепринятых его составляющих: физического (или соматического) здоровья, которое зависит от уровня культуры физической и физиологической; психического, которое зависит от уровня культуры психологической и интеллектуальной; и репродуктивного, которое зависит от уровня сексуальной культуры человека.
Программа обеспечивает также формирование трех видов готовности: 1) готовности к согласию с самим собой (своим телом, душой и разумом), с людьми (с близкими и далекими), с природой и культурными ценностями; 2) готовности к самоорганизации (как способности брать на себя ответственность за свое здоровье, свою жизнь, свои поступки); и 3) готовности к творчеству (как способности адаптироваться в быстро меняющихся внешних условиях, изменяя в первую очередь себя), – что и составляет доминанту нравственности.
Под готовностью в данном случае понимается единство ее составляющих: потребности (хочу), способности (могу) и решимости (делаю). Отсюда задачами уроков здоровья и нравственности является формирование у учащихся:

1) потребности быть здоровыми;
2) способности быть здоровыми;
3) решимости быть здоровыми.

При отборе содержания, методов, организационных форм в процессе воспитания у детей культуры отношения к своему здоровью можно исходить из следующих принципов.

1. Принцип всеобщности требует работать со всеми детьми – как со здоровыми, так и с больными, вызывая у них стремление быть здоровыми в любых условиях; учить их постоянно наращивать свою жизненную силу и в теле, и в душе, и в разуме и тем самым предупреждать болезни.
2. Принцип целостного подхода к здоровью ребенка требует относиться к его организму как к единому целому, как к сложноорганизованной системе. Человек является существом, в котором дух и тело слиты воедино. Невозможно сохранить тело здоровым, если не работать с душой и нравственностью ребенка и наоборот. Следовательно, необходимо комплексно воздействовать на душу, тело и дух ребенка в целях сохранения их гармонии.
3. Принцип деятельностного подхода к сохранению, укреплению и повышению уровня телесного и духовного здоровья требует, чтобы все, что дается ребенку на занятиях, не только прослушивалось и просматривалось, но и проживалось вместе с учителем. Этот принцип предъявляет к учителю непреложное требование: «Учитель, прежде всего сам иди по пути здоровья, иначе некуда будет вести детей!».
4. Принцип «не навреди!» определяет ведущий подход к отбору способов, методов, технологий и средств обучения детей здоровью и здоровому образу жизни. Согласно этому принципу в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:

  •  просты, то есть легки в освоении и не требуют значительных материальных затрат: достаточно иметь желание быть здоровым;

  •  доступны, то есть могут быть освоены самостоятельно и осознанно людьми разного возраста;

  •  безопасны, то есть оздоровительные технологии не могут причинить вред. Запрещено использовать все, что связано с внешним воздействием на ребенка (лекарства, медицинскую аппаратуру, гипноз, измененные состояния сознания и т.п. психотерапевтические техники);

  •  эффективны, то есть быстро дают положительный результат. При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой шаг и контролировать свое состояние;

  • экспертируемы, то есть дают возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.

5. Принцип гуманизма и альтруизма ориентирует учителя на признание основной ценностью учебно-воспитательного процесса самого ребенка и его состояния в единстве здоровья тела, души и разума и нацелен на формирование альтруистических качеств, суть которых можно выразить формулой «научился сам – неси свои знания и умения другим людям (родителям, детям)».

Реализация полного курса помогает растущему человеку в построении своего образа «я»: образа «я» человека, личности, частицы Божией; сына или дочери, мужчины или женщины, будущего семьянина, родителя, творца культурных ценностей, одной из которых является он сам, и т.д. В логике и тематическом построении программы четко просматривается продвижение в таком развитии образа. При этом важно помнить, что этот путь ребенок может пройти только сам, и никто другой за него этого не сделает. Отсюда задача учителя – создать условия для успешного и планомерного продвижения ребенка по этому пути и помогать ему осознавать, насколько он в этом преуспел. Именно поэтому в программе отсутствует подробная поурочная регламентация деятельности учителя и дается простор для проявления его педагогического творчества. При таком подходе учитель – это наставник, который, помогая детям строить «путь здоровья» как путь духовности и нравственности, вместе с ними проживает параллельно свой «путь здоровья». Разрабатывая уроки (или занятия), учитель должен исходить исключительно из уровня развития каждого ребенка в отдельности и ученического коллектива в целом. Если обстоятельства требуют задержки на каких-то темах, то учителю следует на них задержаться, и следующий этап обучения (следующую учебную четверть или следующий учебный год) он будет начинать с того, на чем остановился на предыдущем этапе обучения.

Помни, учитель! Знания остаются инструментом развития личности, а не целью и, более того, не самоцелью.

Программа «Здоровое поколение» состоит из трех крупных блоков:

I блок 1–3-и (4-е) классы (общая тема «Я – наблюдатель»);
II блок –
5–9-е классы (общая тема «Я среди людей, люди вокруг меня»);
III блок –
10–11-е классы (общая тема «Школа сознательного родительства» и «Я – просветитель»).

Базовыми компонентами каждого урока всех трех блоков являются:

– работа по развитию сознания учащихся;
– выполнение физических упражнений, то есть «работа с телом»;
– организация общения детей как основа развития их коммуникативных навыков, позволяющих им эффективно общаться с товарищами по классу, по школе, со взрослыми, с родителями, с людьми противоположного пола.

Программа построена следующим образом: три основные темы курса: «Я – человек» (первая четверть всех классов), «Я и мир» (вторая четверть всех классов), «Я и мое здоровье» (третья и четвертая четверти всех классов) – изучаются на протяжении десяти лет обучения с расширением и углублением знаний детей с учетом их возраста.

I блок: 1–3 (4-е) классы. Общая тема: «Я – наблюдатель».

Цель уроков здоровья и нравственности на этом этапе – становление наблюдателя внутри ребенка.

Задачи:

– учиться видеть себя и другого;
– учиться слушать и слышать себя и другого;
– учиться осознавать и выражать то, что вижу и слышу.

В качестве педагогических инструментов используются приемы, которые способствуют развитию ощущений детей через:

а) прикосновение взглядом (визуальное восприятие) к себе и к другому;
б) восприятие мира, себя и других при помощи слуха (аудиальное);
в) прикосновение тактильное (осязательное) к себе и к другому.

Эти приемы входят в технологии, которые способствуют развитию и становлению внутри ребенка наблюдателя и которые рекомендуется активно использовать на уроках здоровья и нравственности:

  •  игра «Здравствуйте»;

  •  дыхательная гимнастика;

  •  изотехнология;

  •  различные виды самомассажа и взаимомассажа;

  •  способы закаливания организма водой, воздухом, солнцем и т.д.;

  •  двигательные упражнения, способствующие развитию физической и физиологической культуры ребенка;

  •  различные виды рефлексии (через слово, танец, движение, музыку, пантомиму, театрализацию и т.д.);

  •  технология развивающейся кооперации.

II блок: 5–9-е классы. Общая тема: «Я среди людей, люди вокруг меня».

Цель уроков здоровья и нравственности на этом этапе – развитие у учащихся кооперантного и диалектического мышления.

III блок: 10–11-е классы. Общие темы: «Школа сознательного родительства» и «Я – просветитель».

На уроках здоровья и нравственности реализуются параллельно две подпрограммы: «Школа сознательного родительства» и «Я – просветитель».

Цель на этом этапе – формирование у учащихся родительского сознания и развитие потребности в постоянном самосовершенствовании.

Реализация программы «Здоровое поколение» обеспечивает осознание детьми неограниченных возможностей человеческого организма и позволяет раскрыть в самих себе такие же неограниченные возможности творить собственное здоровье, пользуясь резервами своего организма. Дети осваивают простейшие подходы к становлению своего здоровья без лекарств и лекарственных трав, познают себя и постепенно учатся брать на себя ответственность за свое здоровье, за свое поведение и жизнь в целом.
Уроки здоровья и нравственности учат детей раскрывать для себя жизненные смыслы, которые преподносит им каждый новый день; строить отношения с людьми, с которыми сводит их судьба; осмысливать ситуации, в которые они попадают, и усваивать уроки, которые приготовила для них жизнь, а также видеть смысл и жизненное назначение всех учебных предметов, которые они изучают в школе. И самое главное – учат детей сознательно управлять жизненными ситуациями, которые они проживают, «смягчая удары судьбы» и делая нужный выбор.
Мы исходим из методологических предпосылок, изложенных в книге «Культура современного урока», изданной под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Е. Щурковой. Перефразируя исходные постулаты, можно сказать, что урок здоровья и нравственности – это, во-первых, урок поиска истины «в совместной деятельности детей и учителя»; во-вторых, это «часть жизни ребенка, проживание которой должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры»; и в-третьих, это урок, на котором «ребенок как человек остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».
Эти три положения определяют педагогические требования к данным урокам: 1) все темы всех уроков формулируются с позиции здоровья; 2) все беседы ведутся с позиции здоровья, а не болезни.

Например, так: «Если ты хочешь быть здоровым, то делай то-то и то-то. А если вдруг заболел, то сначала разберись, что ты сделал не так, а потом осознай и пойми, что тебе следует сделать, чтобы восстановить нарушенные тобой равновесие и согласие».
Таким образом, уроки здоровья и нравственности могут: воспитывать, стимулировать у детей желание быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жить – это прекрасно; вызывать у них стремление к самопознанию и совершенствованию. Все это определяет специфику проведения уроков. Так, например, запрещаются любые замечания в адрес детей по поводу дисциплины; разрешаются спокойный, ласковый тон, улыбка, обращение к детям по имени, абсолютное уважение к мнению и любому ответу каждого ученика, одобрение наиболее удачных ответов (при этом запрещается критиковать неудачные, по мнению учителя, ответы); разрешается подчеркивать достоинства и достижения детей (при этом запрещается публично указывать на их недостатки); нежелательны слова «правильно» – «неправильно», «хорошо» – «плохо», рекомендуется заменить их словами «природосообразно» – «неприродосообразно», «полезно»– «неполезно». Самое же главное – учитель сам должен стремиться быть здоровым и показывать детям в этом пример, выполняя все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает детям о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает в ней полноценное участие наряду с учащимися; и т.д.
По структуре уроки здоровья и нравственности могут быть комбинированными, отрабатываются способы деятельности, обобщающими, контрольными. В соответствии с типом урока выстраивается и его структура.

Каждый этап урока имеет свое назначение и содержание.

Организация класса обеспечивает психологический настрой на деятельность и может быть реализована через игру «Здравствуйте!», через психологические настрои на совместную деятельность и т.д.

Работа с телом обязывает учитывать состояние здоровья детей (физическое, психологическое, душевное) на данный момент и время проведения урока:

а) если дети возбуждены, то может быть предложена дыхательная гимнастика;
б) если утомлены – то самомассаж для снятия усталости;
в) если ослаблены жизненные силы, то используется гимнастика для улучшения общего кровоснабжения;
г) если у детей имеется мышечная усталость, то проводятся упражнения для перераспределения мышечного напряжения;
д) если ощущают умственную усталость, то нужны упражнения для улучшения кровообращения и насыщения клеток головного мозга кислородом; и т.д.

Изучение основной темы урока предполагает усвоение определенного объема знаний, усвоение определенной созидательной схемы сознания.

Закрепление полученных знаний и умений происходит в процессе многократных повторений, обеспечивающих правильность выполнения способов деятельности и воспроизведения созидательных схем сознания (проводится в игровой форме, в форме деловых игр, рисования в группах и самостоятельно и т.д.).

Организацию общения детей между собой сочетать с этапом закрепления полученных знаний, проверки домашнего задания и др.

Подведение итога (обобщение) урока можно проводить в разнообразных формах рефлексии с использованием различных средств (слова прозаического и поэтического, изобразительных средств – живописных и графических, театрализации, пантомимы, движения и танца и т.д.).

Церемония прощания и благодарения – это, как правило, завершающий этап урока, на котором предполагается выражение добрых пожеланий друг другу, близким людям, природе и т.д. Воспитание у детей готовности к благодарению станет гарантией преодоления у них потребительского отношения к жизни.

Структуру уроков здоровья и нравственности можно выстраивать в разной логике, однако следовать одному правилу: эти уроки не должны быть скучными, неподвижными, книжными. Они могут проводиться не только в классной комнате, но и в других условиях: в рекреации, в танцевальном, спортивном или тренажерном зале, на свежем воздухе и т.д.
С осторожностью следует подходить к оценке деятельности детей на этих уроках. Здесь важно, становятся ли полученные знания основой для движения ребенка по пути здоровья тела, души и духа, основой формирования его нравственной устойчивости.
Эти результаты не всегда можно обнаружить сразу. Поэтому представляется целесообразным отказаться от балльной оценки знаний как единственного критерия обучения на уроках здоровья и нравственности. В основу оценки достижений детей предлагается положить динамику их продвижения по пути здоровья тела, души, разума, заменив отметку в баллах на оценку «зачтено».
Ребенок впервые поставлен в ситуацию, когда его сознание должно работать на созидание самого себя как ценности, поэтому предлагаемая программа написана от первого лица, а ее построение ориентирует учителя не на трансляцию информации о здоровье и способах его достижения, а на создание условий, при которых ученик сам рассуждает, сам делает выводы и сам действует во благо своего здоровья.
Итак, перед читателями рекомендация, а не догма. Ею можно пользоваться как основой для разработки уроков здоровья и нравственности, учитывая при этом возможности и подготовленность, во-первых, учителя, во-вторых, учащихся, а также условия конкретного учебного учреждения.

Содержание программы

I блок: 1–3-и (4-е) классы
«Я – НАБЛЮДАТЕЛЬ»

1-й класс

Общая тема:
«Я смотрю на себя,
я слушаю себя!»

I четверть
Тема: «Я – человек»
(9 часов)

Кто я? Кто такой человек? Почему человек – главная ценность в мире? Я и мое тело: из чего я сделан (общее представление о строении человека)? Что я в себе вижу (мой рост, телосложение, мой пол, цвет волос, глаз и другие внешние данные)? Какое у меня здоровье? Подготовка к диагностике состояния здоровья, диагностика, обсуждение результатов диагностики с детьми, составление детьми паспорта здоровья и дневников наблюдения за своим здоровьем. Я и моя душа: что я в себе слышу? Я и мой разум: что я о себе думаю?
Что я вижу и слышу в другом человеке? Что меня отличает от других детей, что меня с ними роднит? Я и мое имя.

II четверть
Тема: «Я и мир»
(7 часов)

Я в этом мире. Зачем я? Мир вокруг меня: из чего он состоит? Мир природы (земля, небо, река, лес, цветы и пр.). Для чего мне нужен этот мир? Для чего этому миру нужен я? Мир людей, которые меня окружают. Для чего они мне нужны, для чего им нужен я?
Я и мой класс. Зачем мы вместе? Что мои одноклассники для меня, что я для своих одноклассников? В нашем классе есть мальчики и девочки: что нас отличает друг от друга? Почему мы иногда не понимаем друг друга? О чем думают мальчики? Чем увлекаются? Какие игры любят? Как они общаются с другими мальчиками? Почему они не всегда в свои игры принимают девочек?
В какие игры играют девочки? Что они любят делать? О чем мечтают? Почему им часто кажется, что мальчики их хотят обидеть? Можно ли на грубость отвечать грубостью? Поможет ли это взаимопониманию между мальчиками и девочками? Что нужно делать, чтобы тебя понимали другие люди? Стыдно ли девочке дружить с мальчиком и помогать ему? Стыдно ли мальчику дружить с девочкой и помогать ей?
Я и моя школа. Я учусь любить свой класс и свою школу. Я знаю, кто такой директор школы, я с ним знаком, знаю, как его зовут и зачем он нужен в школе. Каждое утро я с ним здороваюсь и желаю ему добра и здоровья. Я знаю школьного врача, я с ним знаком и знаю, когда я к нему могу обратиться и куда. Я знаю нянечку (техничку), которая заботится о чистоте в нашем классе, я знаю, как ее зовут, я берегу ее труд, благодарю за заботу обо мне и всегда с ней здороваюсь.
Практические дела: разучивание и организация совместных игр для мальчиков и девочек, организация посильной помощи друг другу, техничке, учителю.

III четверть
Тема: «Я и мое здоровье»
(10 часов)

Что значит быть здоровым? Что значит быть больным? Что такое здоровье? Что такое болезнь? Отчего возникают болезни? Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым?
Начало пути здоровья.

1. Работа с сознанием

Сознание – это фундамент нашего здоровья, в нем коренятся все наши жизненные проблемы: проблемы отношений, болезней, благополучия (материального и психического) и т.д., а также наше представление о счастье и расстановке жизненных приоритетов.

Усвоить мысли:

– свое здоровье человек делает сам;
– с годами человеку свойственно быть здоровее и мудрее;
– здоровье – это труд;
– мое здоровье зависит от здоровья других, поэтому мне выгодно, чтобы вокруг меня были здоровые люди.

2. Мое дыхание

Зачем мы дышим? Для чего человеку нужен воздух? Чем мы дышим? «Путешествие» в нос.
Усвоить мысль: человеку от природы дан главный внешний орган для дыхания – нос!

Отработка носового дыхания через

  • диафрагмальное дыхание;

  •  уравновешивающее дыхание;

  •  гармонизирующее дыхание;

  •  очищающее дыхание;

  •  ритмичное дыхание и др.

Отработка носового дыхания в сочетании со звуковой гимнастикой.
Выполнение упражнений 1) на удлинение выдоха; 2) способствующих увеличению дыхательной паузы и 3) увеличению силы легких.
Как уберечься от простуды? Профилактика простудных заболеваний. Знакомство с массажем А.А. Уманской.
Как дышит кожа? Умывание и купание. Как умываются птицы и животные?
Что нужно знать девочке о гигиене тела и одежды? Что нужно знать мальчику о гигиене тела и одежды?

3. Водно-солевой обмен

Усвоить мысль, что человеческий организм на 2/3 состоит из воды. Освоить правила гигиены и режима использования воды снаружи и внутрь.
Сколько и для чего организму нужно жидкости для принятия внутрь? Какого качества должна быть эта жидкость? В чем польза родниковой воды? Как улучшить качество водопроводной воды, в которой есть хлор?
Где хранится вся жидкость, которая есть в нашем организме? Для чего так много жидкости нужно организму? Что такое наша кровь? Из чего она состоит? Где располагается «фабрика» крови? Для чего нужна в организме кровь?
Усвоить мысль: полноценное кровоснабжение организма, каждого органа, каждой клеточки гарантирует человеку здоровье и долголетие.
Как сохранить, улучшить и постоянно поддерживать хорошее кровоснабжение организма? Усвоить практические рекомендации и упражнения для улучшения кровоснабжения.
Для чего мы моем руки и умываемся? Как использовать воду для закаливания? Как водой можно укрепить органы дыхания и сердечную мышцу?

IV четверть
Тема: «Я и мое здоровье»
(продолжение темы)
(7 часов)

1. Сон

Усвоить мысли:

– сон необходим человеку для того, чтобы дать организму отдых;
– хороший отдых и крепкий сон – залог сильного сердца, острого ума и здоровой нервной системы.

Сколько надо спать ребенку младшего школьного возраста? Нужны ли мне дневной сон и отдых? Как правильно спать? Какой должна быть постель? Нужно ли спать только на правом боку?
Усвоить на практике способы отдыха в течение рабочего дня.

2. Мое питание

Зачем человек ест?
Беседы «Конвейер наоборот» и «Меню из трех блюд на всю жизнь».
Почему наш пищеварительный тракт можно представить в виде конвейера? Для чего клеткам нужны белки, жиры, углеводы? Для чего в организме необходим «склад на черный день»?
Беседа «Мокрый строгий охранник».
Функция рта. Для чего нужен рот? Для чего нужен язык? Почему рот называют «мокрым охранником»? Для чего нужна слюна во рту? Что бы произошло, если бы черствый хлеб во рту не смочился слюной? Почему пищу нужно тщательно пережевывать? К чему приводит плохое пережевывание пищи? Освоить артикуляционную гимнастику, обеспечивающую улучшение кровоснабжения голосовых связок и миндалин.
Беседа «Мятное королевство, или Как и зачем нужно ухаживать за зубами?».
Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены и из чего сделаны? Как нужно ухаживать за зубами? Пища, которую любят и не любят зубы.

3. Движение

Усвоить мысль: движение – это жизнь.
Что такое осанка? Что может случиться, если не следить за осанкой? Где у человека располагается позвоночник и какова его функция? Что позволяет позвоночнику двигаться, сгибаться и разгибаться? Что такое мышцы? Каковы функции мышц?
Какие физические качества должен развивать в себе каждый мальчик? Какие физические качества должна формировать в себе каждая девочка? Почему?
Беседы «Резиновые двигатели» и «Держим спину».

Практическая работа:

  •  разучивание комплекса лечебной гимнастики на улучшение и сохранение осанки;

  •   разучивание комплекса упражнений для мальчиков на укрепление мышц;

  •   разучивание комплекса упражнений для девочек на развитие пластичности, гибкости.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 1-го класса

(Ожидаемый результат на конец первого года обучения)

Что я знаю и умею

Я умею выразить словами: свое настроение, изменения в настроении; свои ощущения, которые испытываю при различных действиях со своим организмом – телом (дыхании, чистке зубов, звуковой и дыхательной гимнастике, различных видах физических упражнений и т.д.); свои эмоции и чувства, переживаемые при общении с людьми, природой, животными.
Я могу объяснить: почему нужно дышать носом; где происходит творение крови; сколько и для чего в организме жидкости; для чего человеку нужна пища; почему без движения человек слабеет; в чем причины непонимания между мальчиками и девочками; причины того или иного моего состояния; что такое осанка и почему ее нужно сохранять.
Я умею под руководством учителя: следить за носовым дыханием; снимать нервное и мышечное напряжение с помощью дыхательных упражнений; очищать от остаточного воздуха легкие и головной мозг; укреплять голосовые связки с помощью звуковой гимнастики; выполнять гигиенические требования по уходу за кожей тела, лица, рук; умело делать самомассаж по методу А.А. Уманской для предотвращения простудных заболеваний, для укрепления иммунитета; могу делать различные физические упражнения (для улучшения кровообращения, для сохранения осанки, для развития пластичности и т.д.); могу соблюдать гигиенические правила для девочки (для мальчика) с помощью мамы.

2-й класс

Общая тема:
«Я учусь являть себя
этому миру»

I четверть
Тема: «Я – человек, личность,
индивидуальность»

(9 часов)

Диагностика состояния моего здоровья на начало учебного года.
Во мне живет наблюдатель. Я учусь слушать себя, наблюдать, что во мне и со мной происходит. Я учусь свои наблюдения выражать разными средствами. Я начинаю понимать, отчего у меня портится настроение, почему у меня иногда болит голова. Я учусь понимать людей, быть к ним внимательным.
Я уникален и неповторим. Все люди разные и уникальные. Каждый человек имеет право на свою жизнь. Я умею делать одно, другие дети сильны другим. Как хорошо жить в таком «разноцветном» мире! Я нужен другим, другие нужны мне.
Я учусь слушать и слышать своих товарищей по классу. Я учусь бережно обращаться со словом. Словом можно обидеть человека, можно его подбодрить. Я постигаю истину о том, что молчание – это способ накопления энергии, жизненных сил, а значит, и здоровья.
Я учусь принимать и любить себя таким, какой я есть. Я учусь принимать своих одноклассников такими, какие они есть. Я учусь строить свои отношения с людьми по принципу четырех «п»: учусь принимать, понимать, поддерживать и прощать окружающий меня мир.

II четверть
Тема: «Я и мир»
(7 часов)

Я и моя семья. Что значит слово «семья» (семь я)? Как появилась моя семья? Где и как познакомились мои родители? Куда ведет меня родословная моих родителей? Что об этом знают мои родители? Что об этом буду знать я? Как можно расширить эти знания?
Почему я появился в этой семье? Что для меня значат мои папа и мама, мои дедушка и бабушка? Что я знаю о них? Мои братья и сестры – я учусь принимать их такими, какие они есть. Я учусь понимать их и поддерживать. Зачем мы вместе?
В нашей семье есть традиции. Что такое традиции и для чего они нужны семье? Какое место в семье отводится папе? Какие обязанности в семье выполняет мама? Какие обязанности в семье у старших детей, младших, у меня? Чему я учусь у всех членов моей семьи?
Мой дом. Что я называю моим домом? Люблю ли я мой дом? За что? Люблю ли я бывать в моем доме? Любят ли бывать в нашем доме мои друзья? Как относятся мои родители к моим друзьям? Моя комната (или утолок в доме). Что я делаю, чтобы моя комната была уютной?

III четверть
Тема: «Я учусь творить
свое здоровье»

(10 часов)

1. Работа с сознанием

Усвоить мысли:

– здоровье – это повышение резервных мощностей всех органов внутри меня;
– у каждого человека должна быть собственная оздоровительная система (СОС);
– мысль «материальна»: стремись думать только о хорошем, творить только добрые мысли;
– неподвижный образ жизни ведет к нездоровью и уменьшению продолжительности жизни.

2. Дыхание

Для чего нужен воздух? «Чудо-зажигалка» углеводов – кислород. «Путешествие» в легкие.
Беседа «Виноградное дерево с поющим корнем».
Воздушный и пищевой «тоннели». Что будет, если в желудок попадет воздух? Что произойдет, если в дыхательное горло попадет крошечка пищи? Какие правила нужно соблюдать, чтобы пища не попала в дыхательное горло? Почему легкие можно сравнить с виноградной гроздью или деревом, направленным корнями вверх?
Почему простуде подвержены более всего органы дыхания? Можно ли защитить их от простуды? Как следует заботиться о горле и легких?

Усвоить на практике:

1) самомассаж шеи (передней поверхности);
2) гимнастику для горла, для укрепления мышц шеи, голосовых связок, для профилактики заболеваний горла и снятия напряжения с голосовых связок.
С помощью дыхательной гимнастики я снимаю нервное напряжение и ослабляю стрессы.
В технологии развивающейся кооперации отрабатывается понятие «стресс». Что такое стресс? Когда я испытываю состояние стресса? Когда это полезно, а когда вредно для моего здоровья?

3. Мой сон

Во время сна происходит «текущий ремонт» наших биоструктур: усиленная нейтрализация токсических веществ, нормализация обмена веществ и энергетического обмена.
Усвоить правила полноценного и эффективного сна и способы преодоления нарушений сна.

IV четверть
Тема: «Я учусь творить
свое здоровье»

(продолжение темы)
(7 часов)

1. Мое питание

Усвоить мысль: питание – это средство для поддержания энергетического равновесия организма, а также сохранения и поддержания здоровья.
Беседа «Куда деваются пирожки?».
Какой путь проходят пирожки, прежде чем попасть в желудок? Где расположен пищевод и для чего он нужен? Что собой представляет желудок? Почему его называют «пещерой-скороваркой»? Что происходит с пищей в желудке? Функции желудочного сока. Когда должен начинать свою «работу» желудочный сок? Когда человек должен принимать пищу? Как узнать, голоден ты или нет?
Беседа «Змея-кормилица» и толстая «сестра-хозяйка» (о тонком и толстом кишечнике). Куда направляется пищевой конвейер из желудка? Почему кишка называется двенадцатиперстной? Что в ней происходит с пищей? Функция тонкого кишечника. Почему стенки тонкого кишечника мохнатые, как толстый кот? Функция толстой кишки. Почему ее называют «сестрой-хозяйкой»? Что может произойти с человеком, если его толстая «сестра-хозяйка» не справляется со своими функциями? Можно ли помочь кишечнику вовремя и регулярно освобождаться от переработанной пищи?

Усвоить на практике:

1) самомассаж живота;
2) массаж и растирание биологически активных точек на стопе, улучшающих пищеварение;
3) упражнения по вращению обруча;
4) упражнения для улучшения деятельности кишечника, которые обеспечивают массаж кишечника и улучшение перистальтики.

2. Водно-солевой обмен

Беседа «Как работает сердце? Путешествие по рекам организма».
Из чего сделана «живая» вода? Чем отличается артерия от вены? Из чего состоит кровь? Почему кровь красная? Функции красных и белых клеток крови. Кто расплачивается за царапины? Функции кровяных пластинок. Почему «река» вен течет в гору? Почему в вене кровь темная? «Санитары», очищающие кровь. Функции почек в кровоснабжении организма.

Усвоить на практике:

1) упражнения для улучшения кровоснабжения организма;
2) упражнения для улучшения почечного кровоснабжения.
Беседа «Насос для перекачки крови».
Как устроено наше сердце? Как нужно тренировать сердце?
Три правила для сохранения здорового сердца: 1) поддержание постоянного веса; 2) ежедневные физические нагрузки; 3) правильное питание.
Что такое нормальный вес? Какие упражнения делают сердце здоровым? Какое питание способствует здоровью сердца?

Усвоить на практике:

1) необходимость ходьбы, бега, лыжных пробежек, велосипедных поездок для улучшения деятельности сердца;
2) использование водных процедур для улучшения кровоснабжения всех клеток организма;
3) способы улучшения кровообращения в конечностях;
4) способы массажа и взаимомассажа кистей рук, самомассажа стоп ног.

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2-го класса

(Ожидаемый результат на конец второго года обучения)

Что я знаю и умею

Я умею отслеживать и выражать словами: процессы, происходящие в моем организме, изменения, происходящие в моем настроении; умею замечать, как люди реагируют на мои слова, интонацию голоса; процессы, происходящие в настроении и поведении других людей; как люди реагируют на доброжелательное отношение к ним других людей; как влияет настроение членов нашей семьи на отношения друг с другом; что может испортить настроение учителя; что происходит вокруг меня, когда мне нездоровится.
Я могу объяснить: почему у меня может измениться настроение в школе, на улице, дома; отчего может разболеться голова; когда я больше всего утомляюсь; для чего мне нужен воздух; для чего организму нужны кислород и углекислый газ; как защитить дыхательную систему от простуды; что происходит с человеком во время сна; какие правила нужно соблюдать, чтобы сон был эффективным; для чего человеку нужно питание и что происходит с пищей в желудке и кишечнике; как работает сердце; для чего организму нужна кровь.
Я умею делать с помощью учителя и родителей: дыхательные упражнения; упражнения для снятия стресса; упражнения для улучшения деятельности кишечника; упражнения для улучшения кровообращения; рефлексировать (посредством рисунка, танца и т.д.); выстраивать отношения со своими одноклассниками во время всех упражнений.
Я умею делать, хочу делать и делаю сам: самомассаж шеи, горла, носа; некоторые дыхательные упражнения; дыхательную паузу в несколько секунд; водные процедуры (контрастный душ, растирание тела), массаж кистей рук и стоп ног.

Продолжение следует

Тамара Кружилина ;
Татьяна Орехова