Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2009

Медкабинет

Чтобы не было плоскостопия

Плоскостопие – заболевание опорно-двигательной системы, которое особенно характерно для ребят с нарушениями осанки. Учителя и родители должны уделять внимание предупреждению его возникновения и развития у детей

Профилактика

Плоскостопие возникает при уплощении продольно-поперечного свода стопы, когда в положении стоя босая стопа касается почвы полностью, а не только наружным краем.
Плоскостопие может быть врожденным и приобретенным. Врожденные деформации стопы (15%) чаще бывают односторонними. Приобретенное плоскостопие (85%) возникает в ответ на статическую нагрузку.
Часто оно появляется у городских жителей из-за долгого пребывания в стоячем положении и отсутствия условий для ходьбы босиком. Кроме длительного статического напряжения, к плоскостопию приводят рахит, паралич мышц ног, травмы и продолжительные заболевания, ослабляющие опорно-двигательный аппарат.
Плоскостопие ускоряется в период полового созревания. Причем оно чаще наблюдается у девушек, прогрессируя в возрасте 16–20 лет при статических нагрузках.
При начальных признаках плоскостопия у ребенка может не быть жалоб. Уплощение стоп без болей в ногах не требует ограничений по труду. Подросткам с уплощенной стопой следует класть в обувь ортопедические стельки, исключить подъем и ношение тяжестей.
Выраженное плоскостопие подростков протекает с вторичной деформацией стопы: отклонением большого пальца кнаружи и изменением голеностопного сустава. Таким ребятам противопоказана работа со статическим и физическим напряжением (длительное стояние, особенно при удержании груза, долгая ходьба, подъем и переноска тяжестей). Им рекомендуются преимущественно сидячая деятельность и обязательное ношение ортопедической обуви.
Особенно необходимо уделять внимание профилактике плоскостопия у детей с нарушением осанки. В первую очередь нужно позаботиться об устранении условий, провоцирующих развитие плоскостопия.
Плоскостопие усиливается при сутулой и круглой спине. Важно обращать внимание взрослых на своевременное исправление неправильной позы, в том числе и положения стоп детей при ходьбе. Привычка ходить с широко расставленными ногами и разведенными носками способствует увеличению нагрузки на внутренние своды стоп, что может усилить развитие плоскостопия и затруднить восстановление правильной осанки. Походка ребенка должна быть без разведения стоп.

Корригирующая гимнастика

Повышение функциональной способности мышц ног и стоп с помощью различных упражнений является обязательным условием поддержания правильной осанки у ребенка. На уроках корригирующей гимнастики необходимо обязательно включать упражнения для укрепления свода стоп. Укрепление мышц ног и голеней также необходимо для предупреждения у ребенка с нарушением осанки образования плоской стопы. Хватательные движения пальцами укрепляют связки, свод и мышцы стопы. Мышцы голени непосредственно участвуют в формировании и поддержании сводов стопы. Передняя большеберцовая мышца поддерживает внутренний свод; большая берцовая поднимает продольный.
При выполнении упражнений дети должны носить мягкие тапочки или носки. Иногда упражнения полезно делать босиком.
Ходьба: на наружном крае стопы в сочетании с опорой на прижатые к полу пальцы и подушечки пальцев – помогает формированию правильного свода стопы. Часто это упражнение выполняется не так, как надо: ребенок ходит на наружном крае стопы с отрывом от пола и разгибанием в сторону вверх пальцев. При неправильном положении стоп их наружные связки растягиваются, и свод не укрепляется, а ослабевает.
Ходьба на носках: следует высоко подниматься на носки. Если при ходьбе на носках только слегка приподнять пятки, свод стопы уплощается, и это усилит плоскостопие.

Упражнения из положения стоя

1. Стопы параллельны на расстоянии 2–3 пальцев друг от друга. Подняться на носки. Вернуться в исходное положение.
2. Стойка с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху. Опустить.
3. Левую ногу выставить на шаг вперед. Подняться на носки как можно выше, задержать положение. Опуститься в исходное положение.
4. Стоя носками внутрь, пятками наружу, под прямым углом. Подняться высоко на носки. Опуститься на всю стопу.
5. Стоя на носках, стопы несколько сведены. Покачиваться, поднимаясь на носки и опускаясь на стопы.
6. Правая (левая) нога перед носком левой (правой) ноги «след в след». Подняться на носки. Вернуться в исходное положение.
7. Стоя, стопы параллельны. Подтянуться на носки с упором на 2–5-е пальцы, разводя пятки. Вернуться в исходное положение.
8. Стоя на наружных краях стоп, пальцы сжаты, при этом большими пальцами опираясь о пол. Подняться на носки, опираясь на 2–5-е пальцы. Возвратиться в исходное положение.
9. Стоя на носках, повернуть пятки наружу, не сдвигая носки с места. Возвратиться в исходное положение.
10. Стоя, стопы параллельны на расстоянии 2–3 пальцев. Подняться на носки. Вернуться в исходное положение. Ноги прямые, туловище подтянуто.
11. На полу палка. Пальцами ног переступить через палку. Устойчиво стоять. Разогнуть пальцы и поднять их кверху. Согнуть пальцы, стараясь ухватить палку.
12. Стоя, стопы параллельны, на расстоянии ширины ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стоп.
13. Исходное положение то же. Носки стоп повернуты друг к другу под прямым углом. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стоп.
14. Стоя, стопы повернуты под прямым углом внутрь, большие пальцы вместе. Подняться на носки. Медленно согнуть ноги в коленях. Медленно выпрямить. Вернуться в исходное положение.
15. Правая (левая) нога перекрещена перед левой (правой). Подняться на носки, опираясь на 2–5-е пальцы. Возвратиться в исходное положение. Поставить левую ногу вперед. Повторить упражнение.
16. Стоя на левой ноге, пальцами правой зацепиться за колено левой ноги сзади. Подняться, опираясь на пальцы левой ноги. Вернуться в исходное положение.
17. Согнуть левую (правую) ногу вперед: бедро горизонтально, нога согнута под прямым углом в коленном суставе. Разогнуть и согнуть стопу свободной ноги. Оттянуть носок стопы от себя и тянуть к себе. Упражнение выполнять быстро.
18. Поднять левую (правую) ногу. Повернуть стопу кнаружи. Повернуть стопу внутрь.
19. Поднять левую (правую) ногу. Круговые движения стопой. Не стоит усиливать движения кнаружи, так как при этом можно растянуть боковые связки.
20. Стоя, стопы параллельны, на ширине 2–3 пальцев. Прижимать переднюю часть стопы к полу, отводя ее заднюю часть. Это упражнение укрепляет заднюю большеберцовую мышцу. Одновременно поворачивается внутрь передняя часть стопы.
21. Стоя, под каждой стопой маленький мячик. Поочередно стараться подкатить каждый мячик к пятке, не отрывая ее от пола.
22. Стоя, руки на поясе. Повороты ноги в тазобедренном суставе. Поднять левое бедро в горизонтальное положение и поворачивать его в тазобедренном суставе внутрь и наружу, в зависимости от того, в какую сторону надо увеличить подвижность сустава. Поставить ногу параллельно правой стопе.
Это упражнение следует выполнять детям, которые при ходьбе имеют привычку поворачивать стопы внутрь, что может быть из-за плоскостопия.
23. Стоя, одной ногой наступить на маленький мячик. Подхватить его большим и малыми пальцами стопы, не поднимая пятку.
24. Стоя, на полу две булавы. Их головки почти соприкасаются, а основания направлены кнаружи. Захватить пальцами каждой ноги шейку булавы и приподнять ее, не отрывая основания от пола.
25. Стоя, на пол положить две булавы друг к другу основаниями. Стопами наступить на тела булав.

Упражнения из исходного положения сидя

В положении сидя голени располагаются вертикально к полу, ноги согнуты в коленях под прямым углом.
1. Сидя на скамейке, стопы параллельны, на расстоянии 10 см. Носки приподнять на себя. Вернуться в исходное положение.
2. Из того же положения. Приподнять пятки, носки от пола не отрывать. Возвратиться в исходное положение. Приподнять на себя носки. Вернуться в исходное положение.
3. Сидя на скамейке, ноги вытянуть вперед. Круговые движения стопами, усиливая движения внутрь.
4. Сидя на скамейке, пальцы сжаты в кулаки, кисти зажаты между ногами. Приподнять внутренние края стоп, с силой прижимая наружные края стоп к полу. Колени не разжимать. Возвратиться в исходное положение.
5. Сидя на скамейке, стопы параллельны, на расстоянии 10 см. Приподнять пятки, поворачивая их кнаружи, большими пальцами касаться пола. Вернуться в исходное положение.
6. Сидя на скамейке, стопы вместе. Приподнять пятки. Повернуть пятки кнаружи. Опустить развернутые пятки на пол. Приподнять пятки повторно. Соединить пятки. Опустить пятки в исходное положение. При выполнении упражнения колени и большие пальцы ног прижаты друг к другу.
7. С партнером. Один сидит на полу, ноги свободно вытянуты, носки к себе. Другой стоит на коленях лицом к первому, удерживая пальцы ног партнера. Сгибать и разгибать пальцы ноги, преодолевая сопротивление партнера.
8. Сидя на скамейке, скрестив ноги. Наружный край стопы поворачивается вниз, внутренний поднимается вверх. Делать круговые движения стопой. Упражнение укрепляет заднюю большеберцовую мышцу.
9. Выполняя предыдущее упражнение, разноименной рукой захватить снаружи переднюю часть стопы и оказывать рукой сопротивление движению.
10. Сидя на скамье, правую ногу согнуть в колене и положить наружным краем пятки на левое колено, правой рукой захватить переднюю часть стопы снаружи. Передняя часть правой стопы поворачивается внутрь, рукой предупреждается движение стопы в сторону во время вращения.
11. Сидя на скамье, стопы параллельны. Приподнять и опустить пятки, носки на полу. Приподнять и опустить носки, пятки прижаты к полу.
12. Сидя на скамье, стопы параллельны, на расстоянии 10 см. Приподнять пятки. Развести их до прямого угла, прижимая основание большого пальца к полу.
13. Сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельны, на расстоянии 10 см. Поднять и развернуть кнаружи пятки до прямого угла. Вернуть их в исходное положение.
14. Сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельны, на расстоянии 10 см одна от другой. Носки и пальцы ног подтянуть к себе и повернуть кнаружи движением голени.
15. Сидя на скамье, стопы стоят параллельно на полу, на расстоянии 10 см. Предельно поднимать стопы, выгибая свод. Большие пальцы не отрывать от пола.
16. Сидя, ноги вытянуты. Развести пальцы ног. Вернуться в исходное положение.
17. Сидя на полу, согнуть левую ногу и поставить ее, скрестив с правой. Колено у груди, левую стопу захватить рукой. Рукой оттягивать носок левой ноги, преодолевая сопротивление стопы. Повторить упражнение для правой ноги.
18. С партнером. Первый сидит на полу, вытянув ноги и оперевшись руками сбоку, стопы подняты; второй стоит на коленях перед первым. Второй оттягивает носки первого, преодолевая его сопротивление (разгибание стопы).

Вариант комплекса упражнений  при функциональной  недостаточности стоп

Вводный режим:

1. И.п.: стоя, руки опущены. Поднять прямые руки вверх ладонями внутрь (вдох); опустить (выдох). 4–5 раз.

Основной режим:

2. И.п.: сидя на краю стула, ноги вытянуты; носки опущены, стопы опираются на коврик. Сгибать пальцы ног, стремясь подтянуть ими коврик. 4–6 раз. Медленно.
3. И.п.: сидя на краю стула, ноги вытянуты и пятками опираются о пол, носки приподняты. Делать энергичные круговые движения стопами внутрь. 6–8 раз. Медленно.
4. И.п.: стоя, руки вытянуты в стороны Круговые движения руками вперед и назад. 4–5 кругов в каждом направлении. Медленно.
5. И.п.: стоя, руки на поясе, ноги врозь, носки внутрь. Поворот корпуса попеременно вправо и влево. Поворот – выдох, в и.п. – вдох. 3–4 раза в каждую сторону. Темп средний, дыхание произвольное.
6. И.п.: стоя, носки внутрь, стопы подошвами внутрь, руки на поясе. Подняться на носки и возвратиться в и.п. 5–6 раз. Темп средний.
7. И.п.: стоя, руки опущены, носки ног внутрь. Присесть и одновременно вытянуть руки вперед (выдох); вернуться в и.п. (вдох). 4–5 раз. Темп средний, дыхание произвольное.
8. И.п.: стоя, ноги параллельны, руки на поясе. Наклонить корпус вперед с прямой спиной (выдох); в и.п. (вдох). 4–5 раз. Темп медленный.
9. И.п.: стоя, руки на поясе, носки сближены. Переместить нагрузку на наружный край, поставить стопы параллельно и вернуться в и.п. 7–8 раз. Темп средний.
10. И.п.: подскоки на носках (25–30). Дыхание произвольное. Темп средний.

Заключительный режим:

11. Ходьба с параллельной установкой стоп, носками, повернутыми внутрь, и опорой на наружный край стоп. 40–50 шагов. Темп средний.Развести локти – вдох; свести – выдох. 3–4 раза. Медленно.

Вариант комплекса лечебной гимнастики при плоскостопии

Вводный режим:

1. И.п.: лежа на спине. Сгибание и разгибание стоп в голеностопном суставе. 50–60 раз.
2. И.п.: круговые движения (вращения) в голеностопном суставе. 40–50 раз. Темп средний.

Основной режим:

3. И.п.: то же, ноги согнуты в коленях. Поочередное и одновременное отрывание пятки от пола. По 40–50 раз.
4. И.п.: сидя на стуле. Захватывать и перекладывать пальцами стоп мелкие предметы (детские кубики, салфетки и т.д.) в течение 3 мин. Медленно.
5. И.п.: стоя, носки вместе, пятки разведены, руки на поясе. Подняться на носки, руки вверх (вдох). Вернуться в исходное положение (выдох). 8–10 раз.
6. И.п.: основная стойка. Ходьба на внешних краях стоп. 35–40 раз. Темп средний.
7. И.п.: основная стойка. Подскоки на месте на носках. 25–30 раз.

Заключительный режим:

8. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Приседая на носках, руки вперед (выдох), вернуться в и.п. (вдох). 6–8 раз. Медленно.

Е. Ушакова ;
М. Ушакова