Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2009

Нам пишут

Все таблетки и микстуры не заменят физкультуры

Рост заболеваний среди младшего поколения – пожалуй, одна из самых актуальных пробем нашего времени. Ведущей причиной является снижение двигательной активности. Как решить вопрос на уровне класса, школы? Мы, преподаватели краснодарской гимназии, нашли свой ответ и хотим поделиться опытом

Публикация статьи произведена при поддержке Диагностического Центра, предлагающего выполнение магнитно-резонансной томографии с помощью высокоточного томографа NT Intera 1.5T, что позволяет получить высочайшее качество снимков. Высококвалифицированные специалисты центра сделают детальную расшифровку результатов МРТ. Центр предлагает проведение МРТ различных зон головного мозга, позвоночника, суставов, органов брюшной полости и малого таза, МР ангиографию и другие МРТ-исследования.

Я и мои коллеги – сотрудники прогимназии № 63 – работаем в экспериментальном режиме, цель которого – обосновать спортивно ориентированную программу воспитания, способствующую формированию нравственного и физического благополучия ребенка, его стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию.
Коллектив поставил перед собой следующие задачи:
– определить основные подходы к организации жизнедеятельности детей, формирующие здоровый образ жизни;
– разработать организационно-содержательные основы спортивно ориентированной программы физического воспитания;
– обеспечить непрерывность и преемственность содержания и форм физического воспитания;
– максимально помочь детям быть крепкими и здоровыми.
В связи с этим в рамках гимназии ежегодно проводится фестиваль «Вечное движение». Он состоит из трех этапов:

1. «Осенний марафон».
2. «Зимняя фантазия».
3. «Спортивная радуга».

Цели фестиваля:

– пропаганда здорового образа жизни средствами физической культуры;
– создание благоприятных условий для удовлетворения двигательной активности детей и развития их физических возможностей;
– воспитание потребности в систематических занятиях физкультурой;
– освоение учащимися интеллектуальной составляющей физической культуры.

Фестиваль также подразумевает изготовление ребятами нетрадиционного спортивного оборудования, различных атрибутов для подвижных игр. Конечно, эта деятельность требует времени. По окончании работы учащиеся с педагогами делают выставку своих поделок. Их оценивает детское жюри по следующим критериям:

– новизна, актуальность;
– эстетическое оформление;
– количество пособий;
– оригинальность, необходимое применение в жизни;
– качество аннотации по использованию на практике.

День чудесный

Самыми яркими моментами фестиваля являются дни здоровья, которые проходят четыре раза в год. У каждого дня есть свой график мероприятий. Это и «Веселые старты» (прыжки со скакалкой, через резинку, в «классики», «поймай мяч ловушкой», метание в кольцо, настольный теннис, футбол, лазание по канату, пионербол, бадминтон, шашечный и шахматный турниры), и конкурсы рисунков, ребусов, пазлов (на спортивную тематику), и спортивные праздники с родителями, и экскурсии.

Поделюсь одним из таких замечательных дней, который проходил весной, перед каникулами.

В его содержание входили интеллектуальная игра, ритмическая гимнастика, роликовые коньки и соревнования по баскетболу.

I. Интеллектуальная игра

В течение года детям рассказывали и зачитывали информацию, которая помогала им обогатить свои знания в области физического развития. Ребята узнали о строении и гигиене тела, познакомились с олимпийским движением на Кубани и т.д.
В конце мероприятий по классам были проведены игры с целью выявления самого эрудированного участника. Дети из всех классов, которые ответили на большую часть вопросов, удостоились чести участвовать в общешкольной интеллектуальной игре. Победившей команде вручили грамоту.

II. Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики. Она включает простые физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные). Систематические занятия такой гимнастикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Требуется особое внимание при подборе упражнений.

Мы распределили показ ритмических упражнений по номинациям:

– выступление с обручами «Олимпийская символика»;
– выступление с бубнами «Маленькие шалунишки»;
– выступление с флажками «Шутка»;
– выступление с ленточками;
– выступление с султанчиками;
– выступление с лентами «Энергия»;
– выступление с мячами «Веселый мяч»;
– рэп;
– танец «Буратино»;
– пирамиды.

Необычность состояла в том, что ребята сами вместе с учителями по хореографии и физкультуре придумывали акробатические номера. Оценивали спортивные состязания как взрослое, так и детское жюри, которому предварительно разъясняли, как и за что надо поднимать красный флажок (высший балл), а за что – зеленый (более низкий).

Критериями оценки двигательной активности детей являются:

– количество участников в ритмической гимнастике, спортивной игре;
– оригинальность замысла, художественная выразительность;
– музыкальное сопровождение;
– элементы костюмов, ленты, шапочки и т.д.;
– умение двигаться под музыку, ритмичность, синхронность.

В конце выступления оценивались дипломами и грамотами.
Мы считаем, что такой подход не только позволит научить детей красиво двигаться, но и подарит им радостное ощущение своего тела, уверенность в себе. А главное – привьет любовь к занятиям физкультурой.
При проведении ритмической гимнастики между ребятами царят дружба и взаимопомощь.

III. Роликовые коньки

Показательные выступления. Учащиеся 1–4-х классов на стадионе под музыку катались и показывали спортивные композиции.

IV. Соревнования по баскетболу

Участвовали команды девочек и мальчиков 4-х классов. Остальные дети стояли по периметру и скандировали кричалки в поддержку своего класса.
Преимуществом дней здоровья является то, что в них задействованы ребята в возрасте от 3 до 10 лет. Мероприятия способствуют организации физкультурной работы, появлению заинтересованности в ней педагогов, детей и родителей.

Марина Кулик