Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2009

Вместе с психологом

Риск – благородное дело?

Позавчера они «щекотали нервы», рассказывая на ночь страшные истории про «темную комнату» и «гроб на колесиках», и прыгали по крышам гаражей. Вчера ходили с закрытыми глазами по школьному забору и просили разрешения заниматься паркуром. Сегодня они заявляют, что марихуана расширяет сознание, увлекаются скейтбордингом и считают, что в жизни надо все попробовать. А в ответ на призывы родителей быть осторожными и благоразумными важно отвечают: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского»…

Любители острых ощущений

Что толкает людей на опасные эксперименты? Какова природа рискованного поведения подростков? Почему некоторые из них так стремятся к острым ощущениям, что буквально балансируют на грани жизни и смерти?
Существует категория людей, которых отличает склонность к новым, острым ощущениям. Они не только хотят постоянно приобретать опыт, но и выбирают довольно необычные формы активности – возбуждающие и рискованные.
Само по себе стремление к новизне не является отрицательным качеством. Вся история научного, технического и культурного прогресса связана со способностью людей нестандартно мыслить, искать и находить неожиданные и интересные решения проблем, их умением изменять мир вокруг себя, одновременно развиваясь в личностном плане.
Речь идет о присущей каждому поисковой активности – поведении, направленном на удовлетворение потребности в свежей информации, новых переживаниях и расширении своего опыта.
Такая потребность заметна уже в поведении младенцев – когда они ищут глазами лицо и взгляд матери, тянутся к яркой игрушке, разглядывают и изучают окружающие предметы. Ранний детский возраст – это период активного познания мира. Ребенка привлекает множество интересных вещей, и он пытается выяснить, что они на самом деле собой представляют, – рассматривает, кидает, кусает, ломает… Не всегда взрослые с пониманием относятся к подобным стремлениям малыша. Порой его поисковая активность пресекается запретами и даже наказаниями. Другой крайностью является мгновенное удовлетворение всех желаний маленького человечка, что также лишает его возможности проявить самостоятельность.

Риск – действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха1.

Конечно, мамы и папы действуют из лучших побуждений: ими движет стремление уберечь ребенка от опасностей и несчастных случаев, воспитать дисциплинированность и приучить к порядку. Но как «отзовется» такое поведение родителей в будущем?
Возможно, что сын или дочь действительно будет уходить от опасностей. Но, к сожалению, не из-за разумности и осторожности, а из-за состояния «выученной беспомощности», возникающей от осознания тщетности своих попыток овладеть окружающим миром, страха наказания и ответственности, незнания собственных возможностей и способностей и пассивного отношения к миру. Такие люди стремятся избегать риска – а значит, и новых ситуаций, новой информации, новых переживаний, любого нового опыта… Они ничего не хотят, ни к чему не стремятся. Они не действуют и потому не сталкиваются с неудачами.
У других детей и подростков поведение взрослых, ограничивающее их активность, наоборот, может вызывать резкий протест и стремление действовать «назло», нарушая нормы и правила, нередко в ущерб себе. Заложенная в них любознательность и стремление к творчеству оборачиваются склонностью к протесту и различным формам рискованного поведения.

Риск или творчество?

Действительно, многие ученые-психологи отмечают сходство творческого и девиантного (отклоняющегося) поведения; они определяют девиантность как особую форму творческого поиска, имеющего, однако, неадаптивную и саморазрушающую направленность. Отличие в том, что при подлинном творчестве удовольствие является составной частью процесса умственного, физического или духовного созидания, а при девиантной поисковой активности получение удовольствия – самостоятельная ценность и даже цель всей деятельности.
Зарубежный исследователь поведения творческих личностей Д.Симонтон выделил базовые характеристики креативности, а отечественный психолог Д.Менделевич провел сравнительный анализ поведения творческого и поведения, связанного с опасностью и риском.
Например, независимость взглядов и нестандартность суждений творческого человека связаны с открытостью новому опыту, самостоятельностью, гибкостью и подвижностью мышления и поведения; у девиантной же личности необычное поведение часто является проявлением скрытого комплекса неполноценности, попыткой компенсации и самоутверждения.
Творческая личность стремится «выйти за рамки», проявить оригинальность и нестандартность с созидательной целью, а рисковый человек жаждет «острых ощущений», новых и необычных способов достижения удовлетворения. При этом обыденная жизнь с ее размеренностью, обязанностями и распорядком кажется ему ужасно скучной.
Так как истинно творческая, созидательная активность требует значительных умственных, душевных и духовных затрат, особого, самостоятельного мышления, то, к сожалению, реализовать ее могут далеко не все подростки. А вот рискованное поведение для таких личностей может стать единственно доступным способом удовлетворения потребностей в новизне, активных действиях и ярких впечатлениях.

Почему именно подростки?

Какие же существуют гипотезы, объясняющие повышенную склонность к риску среди несовершеннолетних? Факты говорят о том, что именно подростки регулярно участвуют в различных рискованных предприятиях. Это отражается в статистике несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий, совершенных ими правонарушений, употребления психоактивных (в том числе наркотических) веществ, заражения венерическими заболеваниями.
Некоторые ученые считают, что такое поведение имеет биологическую природу и объясняется обменными и гормональными особенностями организма. Так, результаты исследований М.Цукермана показали, что у «любителей приключений» наблюдается особенно сильная реакция на новые стимулы в отдельных системах головного мозга при изначально низком уровне норадреналина. Эти люди, по его мнению, чаще испытывают состояние скуки, что заставляет их искать ситуации опасности и риска; в результате активируется выработка норадреналина – и их состояние улучшается.
Другие ученые отмечают связь потребности в получении новых ощущений с такими врожденными свойствами нервной системы, как сила и динамичность.
Профессор Лоренс Стейнберг из Филадельфии провел эксперимент по наблюдению за рискованным поведением. Оказалось, что подростки рискуют в два раза чаще, если рядом с ними находятся сверстники. Взрослые, в отличие от несовершеннолетних, почти не обращают особого внимания на посторонних и не пытаются продемонстрировать свою удаль.
Такая взаимосвязь между присутствием ровесников и степенью риска с точки зрения ученого также связана с особенностями мозговой организации подростков. Незрелость нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации, объясняет трудность или даже невозможность принятия взвешенных, разумных решений в эмоционально насыщенной ситуации в присутствии сверстников. На первый план выходит показное поведение; ребята неадекватно оценивают опасность и чаще действуют «на свой страх и риск», желая получить общественное признание. Кстати, профессор Стейнберг считает, что именно физиологически обусловленные трудности принятия разумных решений и подверженность влиянию ровесников могут являться основанием для введения запретов на употребление табака, алкоголя и вождение автомобиля.
Достаточно ли биологических причин для объяснения опасного поведения подростков?
Тот факт, что рискованное поведение чаще встречается именно среди несовершеннолетних, может указывать на существование причин, связанных с возрастными особенностями – импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, экстраверсией, стремлением проверять «на практике» границы дозволенного. В некоторых случаях повышенная склонность к риску объясняется неблагополучием эмоциональной сферы – отражением тревожности, напряженности и стремлением к агрессивным способам разрешения проблем. Также подростки чаще, чем взрослые (из-за небольшого жизненного опыта и неумения прогнозировать), могут недооценивать реальный риск, связанный со своим поведением, и в результате поступают опрометчиво.

«Что тянет людей в горы, на скалы, в пещеры, сплавляться по горным рекам, совершать кругосветное плавание на парусной яхте, спускаться на сноуборде с самых высоких вершин земли и прочее, прочее, прочее? Это то, что сближает нас с окружающим и с собственной природой – человеком первобытным, чувствовавшим опасность, это заставляет проснуться тело. Просто двигаться, управлять, сливаться с потоком или с асфальтовым полотном под колесами… Иначе можно превратиться в расслабленных людишек, мнящих себя царями»2.

Склонность к риску имеет не только возрастные, но и половые различия: у мальчиков и мужчин потребность в поиске новых ощущений выражена сильнее, чем у девочек и женщин; с возрастом такое стремление уменьшается. И у детей, и у взрослых рискованное поведение может быть способом эмоциональной разрядки, проведения свободного времени с близкими по духу людьми, самоутверждения и повышения самооценки, достижения успеха. Иногда склонность к такому поведению является проявлением скрытой аутоагрессии – агрессии, направленной на себя. Это – саморазрушающее поведение, в основе которого лежит, как правило, душевное неблагополучие.
Не только биологические, личностные, возрастные и семейные факторы влияют на склонность подростков к рискованному поведению – условия жизни тоже играют немаловажную роль. Ориентируясь на рекламируемые ценности современного общества (потребление, достаток, комфорт, успешность) и веря в их сверхзначимость, человек рискует потерять (или так и не найти) свою индивидуальность, прожить чужую жизнь, чуждую ему по целям и содержанию…
На экстремальные формы проведения досуга в последние десятилетия появилась особая мода. И все больше молодых людей сознательно или неосознанно выбирают риск и опасность как альтернативу скучной реальности, желая испытать себя и почувствовать полноту жизни.
А обязательно ли надо рисковать, чтобы испытать такие важные и сильные чувства?
У кого-то подобные переживания возникают от прочтения хорошей книги или приобщения к искусству, у кого-то – от общения с другим человеком, а у кого-то – от слияния с природой… В эти моменты человек ощущает себя немного другим, изменившимся – живым и счастливым. Он чувствует значительность происходящего, неповторимость и уникальность жизни и себя самого…
Стремление к новому и неизведанному, к активности и независимости можно реализовать не только в рискованном поведении, но и в творчестве, в любой созидательной деятельности, которой человек отдается всем своим существом и испытывает при этом сильные эмоции.
И если речь идет о подростках, то задача взрослого – не ограничивать их самостоятельность чрезмерными правилами и запретами. Не следует и отстраняться от ребят, надеясь, что они сами найдут правильное применение своим силам. Дети и подростки нуждаются в том, чтобы их учили принимать решения, справляться с новизной и неожиданностями, творить и импровизировать. Надо поддерживать в ребенке естественную любознательность, развивать его воображение, приобщать к интересным занятиям, создавать ситуации успеха и, конечно, показывать пример увлеченности и созидательной активности.

Статья подготовлена при поддержке детского интернет-магазина «Detstvo.ua». Если вы решили приобрести качественные и надежные деревянные игрушки для вашего ребенка, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Detstvo.ua». На сайте, расположенном по адресу www.Detstvo.Ua, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать деревянные игрушки по выгодным ценам. В интернет-магазине «Detstvo.ua» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Приложение 1

Психологический тест «Потребность в поиске ощущений»3

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары под буквами а) и б).
Из каждой пары нужно выбрать только одно утверждение, которое наиболее характерно для вас, и отметить соответствующую букву галочкой.

Текст опросника

1. а) Я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий.

б) Я бы предпочел работать на одном месте.

2. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день.

б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

3. а) Мне не нравятся парфюмерные запахи.

б) Мне нравятся запахи некоторых духов.

4. а) Я рискнул бы попробовать какой-нибудь наркотик, чтобы испытать новые ощущения.

б) Я не стал бы пробовать наркотик, так как не испытываю потребности в каких-то особенных ощущениях.

5. а) Я бы предпочел жить в стабильном обществе, без революций и потрясений.

б) Я бы предпочел жить в смутные дни истории страны.

6. а) Я не могу понять людей, которые ездят на большой скорости.

б) Я люблю ездить быстро, так как меня это возбуждает.

7. а) Я люблю риск, азарт.

б) Я не люблю рискованных мероприятий и действую по принципу «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

8. а) Споры по политическим или мировоззренческим вопросам меня не увлекают.

б) Я люблю поспорить, это меня возбуждает.

9. а) Я не люблю однообразную деятельность, она меня усыпляет.

б) Я спокойно отношусь к однообразной работе.

10. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.

б) Я хотел бы попробовать оказаться загипнотизированным.

11. а) Наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от жизни столько, сколько возможно.

б) Счастье – это спокойная жизнь.

12. а) В холодную воду я вхожу постепенно, давая себе время привыкнуть.

б) Я люблю сразу нырнуть в холодную воду, чтобы ощутить обжигающее чувство.

13. а) Я могу с удовольствием снова и снова слушать передаваемые по радио популярные песни.

б) Мне быстро надоедают популярные песни.

14. а) Худший недостаток человека – быть всегда веселым, легкомысленным.

б) Худший недостаток человека – быть скучным, занудой.

15. а) Мне бы понравилось ездить на мотоцикле с ветерком.

б) Люди, ездящие на мотоцикле с большой скоростью, – самоубийцы.

16. а) Я предпочитаю людей спокойных, даже «отрегулированных».

б) Я предпочитаю эмоционально выразительных людей, даже если они несколько неуравновешенные.

Теперь перенесите полученные данные в приведенную ниже таблицу – запишите напротив каждого номера соответствующую букву.

1

 

5

 

9

 

13

 

2

 

6

 

10

 

14

 

3

 

7

 

11

 

15

 

4

 

8

 

12

 

16

 

Обработка результатов

Полученные ответы соотносятся с ключом:

1

а

5

б

9

а

13

б

2

а

6

б

10

б

14

б

3

б

7

б

11

а

15

а

4

б

8

б

12

б

16

б

Учитываются только ответы, совпавшие с ключом. Каждое совпадение оценивается в один балл, полученные баллы суммируются.

Запишите результат: Сумма = _______.

Результаты теста

Высокий уровень потребности в ощущениях (11–16 баллов) означает наличие сильного, почти бесконтрольного влечения к новым, щекочущим нервы впечатлениям. Осторожно! Вас легко спровоцировать на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах, но вы не контролируете степень риска и опасности. Последствия такого поведения могут быть самыми печальными. На самом деле ощущение полноты жизни могут дать интересное общение, эмоционально значимые события, интересный досуг и творчество.
Средний уровень потребности в ощущениях (6–10 баллов) свидетельствует об умении контролировать эту потребность. Такие люди, с одной стороны, открыты новому опыту, с другой в определенные моменты жизни могут проявлять сдержанность и рассудительность.
Низкий уровень потребности в ощущениях (0–5 баллов). Такие люди предпочитают стабильность и упорядоченность всему неизвестному и неожиданному. Результаты свидетельствуют о повышенной предусмотрительности и осторожности, даже в ущерб получению новых впечатлений и информации.

Приложение 2

Афоризмы и пословицы о риске и осторожности

Афоризмы

Отказаться от риска – значит отказаться от творчества.

А.Макаренко

Добиться многого невозможно без смелости и риска, и неудачи при этом неизбежны.

Дионисий Галикарнасский
(из письма к Помпею)

Кто ничем не рискует, рискует всем.

Джина Дейвис

Безумства следует совершать осторожно.

Анри де Монтерлан

Глупцов благоразумию научают несчастья.

Демокрит

Разумный риск – самая похвальная сторона человеческого благоразумия. 

Джордж Савил Галифакс

Кто жизнью не рискует, тот никогда ее не обретет.

Иоганн Фридрих Шиллер

Чем выше риск, тем слаще плод. 

Пьер Корнель

Не было бы риска – не было бы и прогресса. 

В.В. Вересаев

Пословицы

Риск – благородное дело.
Кто в бою не рискует, по тому и орден не тоскует.
Побеждать без риска – побеждать без славы.
Кто ничем не рискует, тот ничего не получает.
Кто не рискует, тот не пьет шампанского.
Нет дела без риска.
Не ставь всего на одну карту.
Не рискуя, не добудешь.
Либо добыть, либо назад не быть.
Либо пан, либо пропал.
Храбрость без ума недорого стоит.
От глупого риска до беды близко.

________________

1Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

2 Высказывание молодого спортсмена-экстремала на интернет-форуме.

3М.Цукерман. Тест «Диагностика потребности в поиске ощущений».

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук