Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2009

Школьный возраст

Чем заняться на каникулах?

Свободное время – едва ли не единственная возможность детей побыть в особом мире, где правят фантазии и игра, где действуют иные, чем в мире взрослых, правила поведения. Здесь ценится то, что с трудом укладывается в сознании родителей, здесь можно самому решить, на что потратить силы и время

Система летнего отдыха

Складывающаяся в стране ситуация порождает массовость антиобщественных моделей поведения детей, вплоть до саморазрушающих (преступления, проституция, наркомания, токсикомания, алкоголизм). Асоциальное поведение проявляется преимущественно за стенами школы, в свободное время.
Асоциальным детским объединениям могут противостоять объединения различной спортивной, туристической, военной направленности, которые связаны с реальной возможностью испытать трудности, жить, есть, спать, работать, отдыхать в других, нежели в семье и школе, условиях, самоутвердиться, наравне со взрослыми участвовать в каком-то деле.
Дополнительное образование относится к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. Прекрасные возможности для этого предоставляют летние каникулы. Основное внимание в системе организации летнего отдыха сосредоточено на многообразии видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, на личностно-деятельностном характере образовательных занятий, которые мотивируют личность ребенка к познанию и творчеству, самоопределению и самореализации.

Говоря о системе летнего отдыха, мы в первую очередь имеем в виду:

  • ребенка, обладающего неотъемлемым правом полноценно прожить период летних каникул;

  • семью – субъекта оздоровительно-образовательных услуг;

  • образовательные учреждения, организующие разнообразные формы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей;

  • общественные организации и объединения, занимающиеся летним отдыхом и оздоровлением детей.

Эксперты ООН указывают, что среди всех восточноевропейских стран переход к рынку наиболее отрицательно сказался на уровне жизни населения России, и прежде всего детей.
Резкое ухудшение благосостояния существенно сказывается на здоровье, прежде всего в силу низкокалорийного питания и недоедания. Результаты социологического опроса показывают, что на питание расходуется свыше 80% средств семейного бюджета, но оно во многих семьях остается неудовлетворительным.
Систематическое недоедание отражается на психическом и интеллектуальном развитии детей. Резко ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети из состоятельных семей. Идет стремительная коммерциализация досуга. Становятся платными, а потому недоступными для многих школьников клубы, секции, которые пользуются большим спросом у подростков.
Следует учесть, что из-за напряженности в экономической сфере и семья меньше внимания уделяет детям. Снижается роль родителей в воспитании детей. Есть основания говорить об особом кризисе семейных отношений. Доминирующей заботой многих родителей становится добывание средств к существованию.
По данным наркологической службы города, за последние годы наметился рост больных наркоманией и токсикоманией. Количество наркоманов увеличивается в геометрической прогрессии, а возраст наркоманов все более приближается к подростковому. Увеличилось число подростков, принимающих алкоголь.
Приобщение к наркотикам происходит в досуговой группе сверстников. Оно обусловлено общим стремлением познать «все» из взрослой жизни, поступать так «от скуки» или «как все» приятели, иногда доказать кому-то на спор собственную смелость, сделать «назло» родителям или учителям, утешиться в трудный момент. Причины этого явления: во-первых, недостаточная информированность подростков о последствиях наркомании, во-вторых, недостаточная работа по организации их свободного времени.
Признание обществом этого факта означает неотложность решения проблем свободного времени подростков и создания цивилизованной системы его организации.

Теперь мы работаем и летом

В 1997 году в нашей школе была создана программа профилактических мероприятий по проблеме наркомании. Одним из достоинств программы является комплексность. Она объединяет семь направлений работы:

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Создай свою улыбку". На сайте Вы найдёте полезные статьи об эстетической стоматологии - исправление прикуса, брекет-системы, имплантация, протезирование, отбеливание зубов. Лучшие стоматологические клиники, возможность задать вопрос опытному стоматологу, тематические тесты, справочник и многое другое. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: https://createsmile.ru/skolko-nosyat-brekety.

1. Медико-санитарное просвещение и информирование детей и родителей об опасности наркомании.

2. Пропаганда здорового образа жизни.

3. Предоставление выбора альтернативных позитивных форм самовыражения и самоутверждения.

4. Проведение массовых оздоровительных и культурно-досуговых мероприятий.

5. Формирование навыков саморегуляции, психогигиены, «иммунитета» на неблагоприятные воздействия природной и социальной среды.

6. Объединение усилий по спасению детей и подростков от химической зависимости, активизация деятельности взрослых из различных социальных слоев.

7. Устранение факторов, благоприятствующих развитию наркомании.

Программа была отмечена министерством образования области на конкурсе профилактических программ по наркомании в 1998 году. Мы продолжили работу по профилактике наркомании, сохранив принципы работы и учитывая новые условия обучения и воспитания.
Недоработкой предыдущей программы было отсутствие работы в летний период, 2 месяца практически выпадали из поля зрения педагогов в связи с недостатком финансирования и отпусками работников школы. Мы учли это и разработали план летней занятости детей и подростков.
При создании программы мы ориентировались на основные особенности подросткового возраста: стремление к самостоятельности, романтизм, прямолинейность, гиперактивность, связанную с половым созреванием, стремление к самопознанию, самоутверждению и признанию в группе сверстников – и попытались разнообразить виды организованного досуга, привлекая к сотрудничеству и другие учреждения нашего города.

Цели и задачи программы

Цель: сформировать у детей и подростков представление о здоровом образе жизни и развить навыки ЗОЖ посредством реализации следующих задач.

  • Формирование профессиональной ориентации подростков, овладение трудовыми навыками.

  • Приобщение к культурно-историческим, духовным ценностям.

  • Совместное активное познание окружающего мира.

  • Постоянное внимание к решению проблем нравственного воспитания.

  • Удовлетворение творческих, умственных, физических потребностей.

  • Формирование культуры поведения в общественных местах.

  • Устранение факторов, способствующих возникновению наркомании.

  • Создание условий для выбора альтернативных позитивных форм самовыражения и самоутверждения.

Работа в оздоровительном лагере с дневным пребыванием решает следующие задачи:

  • Укрепление здоровья, привитие интереса к различным видам спорта.

  • Содействие правильному развитию у детей жизненно необходимых двигательных навыков.

  • Воспитание физических, волевых и моральных качеств.

  • Воспитание патриотического отношения к своей Родине.

  • Воспитание бережного отношения к окружающему миру, любви к природе.

  • Развитие интереса к устному народному творчеству, знакомство детей с обычаями и традициями русского народа.

  • Воспитание любви к ближним через сказки народов мира.

Решение поставленных задач позволяет реализовать главную цель данной программы – организацию занятости и отдыха детей и подростков – учащихся средней школы № 10 – в период летних каникул.

Учитывая условия финансирования, материального обеспечения и возможностей школы, мы используем следующие формы работы:

  • летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием;

  • летние трудовые объединения подростков;

  • летние палаточные туристические лагеря.

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием является традиционной формой работы в нашей школе. Возраст детей обычно составляет от 7 до 11 лет. В работе лагеря принимают участие в качестве воспитателей педагоги школы и в качестве вожатых – старшеклассники, обучающиеся по профилю «Основы педагогических знаний».
План работы лагеря составляется в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования. В итоге дети охвачены разнообразной деятельностью и двухразовым питанием. Вот наша досуговая программа:

– вечер знакомства;
– конкурсная программа «Поход»;
– конкурсная программа «Угадай мелодию»;
– экологическая викторина;
– конкурсная программа «Веселые старты»;
– психологический тренинг-игра;
– последний герой;
– программа соревнований «Супермен».

Финансирование осуществляется за счет средств Фонда социального страхования, областного и местного бюджетов.

Трудовые объединения подростков

Летние трудовые объединения подростков тоже относятся к традиционным. На базе школы сформированы бригады учащихся в возрасте 14–16 лет, возглавляемые учителями школы. Фронт работ обеспечивается по договоренности с молодежной биржей труда в микрорайоне школы.
Дети заняты на уборке кабинетов, благоустройстве территории вокруг школы, территории лесхоза, железнодорожной больницы. Финансирование осуществляется из местного и областного бюджетов, заработная плата подростков обеспечивается молодежной биржей труда.

Летние туристические лагеря

Проблема социальной незащищенности молодежи – результат противоречия между реалиями общественной жизни современной России и возможностями социальных институтов государства. Сейчас необходимы программы прямого действия, написанные для детей и о детях и предусматривающие конкретные меры, выводящие молодежь из-под уголовного влияния, снижающие ее агрессивность и неуправляемость.
В нашей школе в сотрудничестве с ГСК «Эликсир» работает туристический клуб «Эдельвейс», который уже в течение 10 лет реализует одно из направлений «Программы летней занятости детей и подростков», организуя оздоровительные туристические лагеря и многодневные походы.
Кроме того, успешно осуществляется экологический подход к содержанию школьной географии. В путешествиях мы прослеживаем, как человек осваивает природное окружение, не разрушая его, сравниваем природные комплексы разных регионов страны, степень их освоенности и экологические проблемы данных регионов. Для ребят, побывавших в нескольких путешествиях, это – огромное поле для размышлений и осмысления человеческой жизни.
Практическая направленность и соревновательный характер мероприятий, проводимых в лагере и в походе, научат школьников основам пешего туризма, включающим умение обращаться со скалолазным снаряжением, оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности, а также многое другое.
Обучение подростков должно базироваться на принципах их сознательности и активности, а также доступности, наглядности и последовательности изложения учебного материала, индивидуального подхода в обучении. Предметы обучения таковы:

  • туристическая подготовка – 20 часов;

  • медицинская – 4 часа;

  • физическая – 20 часов;

  • социально-психологическая – 20 часов.

Успешное проведение похода-экспедиции во многом зависит от его заблаговременной подготовки, правильного распределения обязанностей между организаторами, четкого руководства и качества разработки документов.
Руководство подготовкой и проведением похода осуществляется туристическим клубом «Эдельвейс».
Лучшим временем для похода мы считаем дни летних каникул. Продолжительность похода – 10 дней.

Планируемые результаты программы

1. Проведение оздоровительно-спортивного лагеря с режимом одной смены по 10 человек.
2. Изменение поведенческих мотиваций и психологическая разгрузка.
3. Повышение жизненного тонуса, изменение проблемного фактора, связанного с особенностями физического развития.
4. Овладение элементарными навыками туристической подготовки и пользования специальным спортивным оборудованием.
5. Проведение соревнований по скалолазанию, водному туризму, туристическому многоборью и др.
6. Обучение навыкам пользования специальным, спортивным и вспомогательным снаряжением.
7. Закалка организма и общее укрепление здоровья.

Наталья Калганова