Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2009

Технология

Рабочая тетрадь к программе «Доктор Неболит»

Рецензент:
заведующая кафедрой психологии ИПКиПРО,
кандидат психологических наук, доцент

Н.М. Неупокоева

Составители:
педагог-психолог д/с «Белоснежка»
УДП ООО «Газпром добыча Уренгой»

Л.Б. Бобарыкина;

педагог-психолог д/с «Золотая рыбка»
УДП ООО «Газпром добыча Уренгой»
Н.Н. Шумилова

Художник: Н.Ф. Гусакова

Рабочая тетрадь – приложение к программе «Доктор Неболит» – адресована дошкольникам для самостоятельной работы, а воспитателям и психологам – для совместных занятий с детьми.

В нее включены:
– дневник эмоций, который позволит определить эмоциональное состояние детей;
– проективные методики, дающие возможность получить дополнительные знания о ребенке и результатах занятий;
– беседы с дошкольниками;
– домашние задания, позволяющие закрепить знания.

Уважаемые родители и педагоги!

С помощью этой программы мы искренне желаем помочь вашим малышам расти здоровыми и счастливыми. Нам хотелось бы, чтобы каждый ребенок чувствовал любовь своих родителей и мог им доверять. Не боялся посещать кабинет стоматолога, делать прививки, не страшился профилактических осмотров и видел в людях в белых халатах своих друзей.
Ваше совместное путешествие по стране здоровья будет непростым и длительным, но очень увлекательным. Поэтому наберитесь терпения и начинайте…
В рабочую тетрадь мы включили дневник эмоций, который ребенок должен регулярно заполнять, закрашивая лепестки цветка. Цвет – это удивительное явление. С его помощью вы сможете определить желания малыша, его состояние и причины стресса.
Проективные методики, пиктограммы позволят узнать об отношении ребенка к себе, своим близким, к различным жизненным ситуациям. Благодаря диагностике эмоционально-аффективной сферы вы сможете определить страхи, которые переживает малыш, и узнать, являются ли они возрастной нормой.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Казань для детей". Сайт создан специально для родителей Казани. Куда сходить с ребёнком в Казани, рубрики о здоровье и питании детей, а также развитии и воспитании, новости и события Казани, шоппинг и многое другое. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: kzndeti.ru.

Из совместного чтения историй доктора Неболита ребенок узнает, откуда берутся микробы и как они попадают в организм, а самое главное – как правильно вести себя во время болезни. Научится правилам безопасного поведения. А с помощью методики «Здоровый и больной человек» закрепит свои знания.
В конце тетради мы предлагаем тесты экспресс-диагностики для родителей, направленные на совершенствование ощущений и чувств.
Ваши любовь и забота о детях – это самое прекрасное, что есть на свете.

Желаем вам успехов!

Дневник эмоций для детей 3–4 лет

Раскрась лепестки у цветка

Дневник эмоций

Если тебе уже исполнилось 5 лет,  ты можешь нарисовать свое настроение

Рисунок «моя семья»

Дата _________________

Наблюдения за ребенком в процессе рисования (речевое сопровождение ребенка): ___________

(эмоционально-двигательные реакции): ________________________________________________

Тест «Мой страх»

Диагностика эмоционально-аффективной сферы

Вопросы

Ты боишься:

1. Когда остаешься один?
2. Заболеть?
3. Умереть?
4. Каких-то детей?
5. Кого-то из воспитателей?
6. Того, что они тебя накажут?
7. Бабу-ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?
8. Страшных снов?
9. Темноты?
10. Волка, медведя, собак, пауков, змей?
11. Машин, поездов, самолетов?
12. Бури, грозы, урагана, наводнения?
13. Высоты?
14. Находиться в маленькой, тесной комнате, туалете?
15. Воды?
16. Огня, пожара?
17. Войны?
18. Врачей (кроме зубных)?
19. Крови?
20. Уколов?
21. Боли?
22. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?

Группы перечисленных страхов:

1.«Медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни) ________________________________
2.Страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война) _________________________________________________________________
3.Страх смерти (своей) _____________________
4. Страхи животных и сказочных персонажей _________________________________________
5. Страхи кошмарных снов и темноты ________
6. Социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания) _______________
7. «Пространственные» страхи ______________

* Дошкольники.
** Школьники.

Беседа «Откуда берутся болезни»

(История доктора Неболита)

Знаете ли вы, кто такой микроб?

Название микроб происходит от двух греческих слов: микрос – «малый» и биос – «жизнь».
Мир вокруг нас полон таких существ. Они везде – в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле. Микробы так малы, что глазом их не рассмотришь, для этого нужен специальный прибор – микроскоп.
Микробов на свете великое множество, и все они разные. Есть среди них существа «покрупнее» – бактерии, а есть и совсем мелкие – вирусы.
Многие микробы полезны. Например, благодаря гнилостным бактериям в почве образуются вещества, которыми питаются растения. А молочнокислые бактерии превращают молоко в хорошо известные тебе продукты. Если оставить в тепле некипяченое молоко, через несколько часов из него получится вкусная простокваша – это поработали молочнокислые бактерии. Еще с их помощью можно приготовить ряженку, кефир и сыр.
В организме человека тоже обитают полезные микробы, без них пища не могла бы перевариваться.
Но, к сожалению, не все микробы такие хорошие, есть и очень вредные – болезнетворные. Попав в организм, они начинают быстро размножаться и выделять яды. От этих ядов и возникают инфекционные, или заразные, болезни.

Как возбудители болезни попадают в организм?

Внимательно рассмотри рисунки. Они подскажут тебе правильный ответ.
Некоторые болезнетворные бактерии и вирусы очень сильны. Проникнув в тело человека, они могут сразу вызвать болезнь, часто очень тяжелую.
Врачи разных стран много трудились для того, чтобы научиться лечить и предупреждать тяжелые инфекционные болезни. Теперь каждому здоровому ребенку делают прививки против кори, полиомиелита, туберкулеза и других заболеваний. Взрослым тоже делают прививки (например, во время эпидемий).
Другие микробы, пробравшись в организм, не сразу начинают действовать. Они как бы затаиваются и ждут своего времени. Например, в организме человека обычно находится большое количество бактерий, которые могут вызвать ангину, а человек этот ангиной не заболеет, если он закален и его организм хорошо сопротивляется микробам. Но стоит организму ослабеть, как бактерии легко проникают внутрь слизистой оболочки – и горло воспаляется.
Признаков болезни много. Один из самых главных – боль. Это очень важный сигнал. Боль предупреждает: организм не в порядке, надо лечиться!
Нужно найти причину боли. Лучше всего это сделает врач, он и назначит подходящее лечение. Есть один очень хороший доктор – твоя мама. Обязательно скажи ей, что у тебя болит, а уж она решит, вызывать врача или просто полежать, поспать.
Другой важный признак болезни – повышение температуры. Нормальная температура тела человека – не выше 37°. Более высокая – сигнал о возможной болезни.
Случается небольшое повышение температуры, когда человек попадает в непривычные условия (например, перегрелся на солнце).
Но обычно повышение температуры говорит о том, что внутрь тела попала инфекция и организм начал с ней схватку. Большинство болезнетворных бактерий и вирусов погибает при повышенной температуре. Поэтому не надо спешить сбить температуру лекарствами.
Другое дело, если даже невысокая температура, до 38°, держится уже несколько дней или если градусник показывает 39° и выше. Значит, без посторонней помощи организм не справится с инфекцией и нужно лечение.

Домашнее задание: ______________

Беседа «Правила поведения во время болезни»

Если у тебя появились признаки болезни: болит голова, горло или ухо, ты чувствуешь озноб или жар, у тебя вдруг испортилось настроение, пропал аппетит, не хочется ни гулять, ни играть, – то скорее всего ты вправду заболел.
А что делать, если никого нет дома? Постарайся позвать на помощь взрослых – позвонить на работу маме, папе или бабушке. Номера телефонов родителей и детской поликлиники должны быть записаны на видном месте.

Как помочь больному до прихода врача?

Если знобит:

  • тепло укутать его, надеть шерстяные носки;

  • обложить грелками;

  • дать теплое питье (например, чай с малиной).

Если жар:

  • положить на голову холодный компресс;

  • чаще проветривать комнату;

  • чаще давать питье;

  • чаще менять белье, если больной сильно потеет;

  • при высокой температуре можно сделать обтирание тела смесью воды, спирта и уксуса.

Любому человеку нужен покой.

Первыми признаками многих инфекционных болезней бывают боль в горле, кашель и насморк. Что нужно делать?
Не делать того, что может ухудшить самочувствие (нельзя заниматься спортом, сильно сморкаться, находиться на холоде, пить и есть холодное).
Постараться облегчить свое самочувствие (прополоскать горло, сделать горчичную ванну для ног, лечь в постель, чаще проветривать комнату).
Вызвать врача, который определит болезнь и назначит лечение.

Домашнее задание: _________________

Рисунок «Мой страх»

Дата _________________

Наблюдения за ребенком в процессе рисования (речевое сопровождение ребенка): ___________

(эмоционально-двигательные реакции): ______________________________________________

Беседа «Правила безопасности»

(Осторожно: лекарство!)

Лекарства – наши спасители и помощники во время болезни. Но обращаться с ними надо умело. Ведь даже витаминами можно отравиться, если съесть их слишком много. Такие случаи бывали. Твердо запомни несколько правил.

Правило первое.

Не принимай никаких лекарств самостоятельно. Лекарство прописывает врач, а дают его тебе старшие. Поэтому не ищи «подходящую» таблетку. Если такая таблетка помогает маме или бабушке, это не значит, что она поможет тебе. Она может и навредить.

Правило второе.

Прежде чем принимать лекарство, нужно проверить срок его годности. Он указан на упаковке.

Правило третье.

Лекарство должно храниться в специально отведенном месте – домашней аптечке.
Есть лекарства, которые могут вызвать аллергию. Признаками аллергии бывают кашель и чихание, головокружение, покраснение глаз (глаза слезятся), сыпь на теле, зуд, отеки.
Аллергию может вызвать не только лекарство, но также и пыльца растений, укус насекомого, шерсть животных, пища и многое другое. Но лекарственная аллергия наиболее опасна. Ведь она ухудшает состояние уже больного человека.

Запомни:

если у тебя аллергия на какое-то лекарство, обязательно предупреди врача. Он подберет для тебя то лекарство, которое не вызовет аллергии.

Если часто принимать некоторые лекарства (например, обезболивающие, снотворные или успокаивающие), организм привыкает к ним и уже не может без них обойтись, требует их.

Правила на всю жизнь

Человек изобрел различные машины и приборы, научился пользоваться электричеством, газом, приручил огонь и воду. Все эти полезные изобретения не только облегчают и делают удобной жизнь людей, но и требуют от них аккуратности и осторожности, соблюдения определенных правил. Немало опасностей таит в себе и природа.
Давай повторим правила, которые должен соблюдать человек – и ребенок, и взрослый.

Дома

1. Каждая вещь должна иметь свое место.
2. Перед тем как принимать ванну, проверь, не слишком ли горяча вода.
3. Не оставляй включенной незажженную газовую горелку.
4. Даже если опаздываешь, не суетись.
5. Не бегай по мокрому полу.
6. Когда нарезаешь хлеб или овощи, не держи пальцы близко к лезвию ножа.
7. Не суй пальцы в мясорубку.
8. Старайся по пустякам не раздражаться.

На улице

1. Не играй на проезжей части.
2. Не перебегай дорогу перед движущимся транспортом.
3. Переходи улицу только в положенном месте и только на зеленый свет.
4. Изучай правила дорожного движения.
5. По шоссейной дороге иди навстречу движущемуся транспорту (по левой стороне).

В транспорте

1. Крепко держись за поручни.
2. Не входи в вагон и не выходи из него, когда двери уже закрываются.
3. Не высовывай руки и голову из окна.
4. Позаботься об удобствах других.

На воде

1. Не ныряй вниз головой в незнакомом месте.
2. Не заплывай за оградительные буйки.
3. Не плавай на надувном матрасе далеко от берега.
4. Не купайся в грозу и не плавай в реке с быстрым течением.
5. Не купайся при высоких волнах.
6. Не ходи по тонкому льду.

Как обращаться с электрическим током

1. Не стой под деревом во время грозы.
2. Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
3. Не хватайся за провод, когда вытаскиваешь вилку из розетки.
4. Не прикасайся к тому, кто находится под действием электрического тока.
5.Не трогай руками висящий или торчащий провод, не наступай на него.

Как обращаться с огнем

1. Не играй со спичками и зажигалкой.
2. Не бросай в костер взрывчатые вещества.
3. Не лей в костер воспламеняющуюся жидкость.
4. Не оставляй в лесу непотушенный костер.

Как вести себя в зоопарке

1. За заграждения не ходи!
2. Не хулигань!
3. Животных не дразни!
4. И не корми!
5. Не сори!

Как защититься от насекомых

1. Смазывай открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.
2. Храни продукты в закрытой посуде.
3. Не оставляй в помещении пищевые отходы и невымытую посуду.
4. Отправляясь в лес, надевай длинные брюки и рубашку с длинными рукавами, головной убор.
5. Регулярно мойся в ванне или бане.
6. Нижнее белье старайся менять каждый день.

Как вести себя, чтобы не стать жертвой преступления

1. Не входи в подъезд и лифт вместе с неизвестным человеком.
2. Не ходи никуда с незнакомыми людьми.
3. Не открывай дверь чужим.
4. Избегай безлюдных мест, пустырей, заброшенных домов.
5. Укрепляй свое тело, овладевай приемами самозащиты.

Домашнее задание: _______________

Беседа «Как вести себя, если случилась беда»

Когда случается несчастье, очень важно оказать первую помощь пострадавшему. Ведь от этого может зависеть его жизнь.
Вот почему каждый, даже ребенок, должен кое-что знать о первой медицинской помощи. Внимательно прочитай и запомни все, о чем здесь говорится.
Возможно, твоя помощь кому-нибудь понадобится, а может быть, ты сумеешь помочь самому себе.

Отравление газом и дымом

Отравление газом и дымом случается в помещениях, которые не проветриваются.
Источники газа: газовая плита, если она неисправна или включена, но не зажжена; работающий мотор автомобиля.
Как помочь пострадавшему
Выключить источник газа. Открыть окна. Расстегнуть пострадавшему воротник, вынести или вывести его из помещения. Дать понюхать нашатырный спирт. Растереть виски. Положить к ногам грелку. Сделать искусственное дыхание. Напоить чаем или кофе.
Вызвать врача.

Отравление пищей, ядовитыми веществами и лекарствами

Отравление наступает через несколько часов после употребления испорченной или зараженной пищи (мяса, колбасы, рыбы, ядовитых грибов, молока и других продуктов), приема слишком большой дозы лекарства по ошибке или каких-то ядовитых веществ.
Как помочь пострадавшему
Первое, что нужно сделать при отравлении, – это как можно быстрее вывести яд из организма. Для этого надо промыть желудок: дать больному выпить много теплой воды или слабого раствора (бледно-розового цвета) марганцовки и вызвать у него рвоту. Это нужно повторить 2–3 раза. Пострадавшего согреть. Вызвать врача.

Солнечные ожоги

Наша кожа темнеет от солнечных лучей, таким образом она защищает организм от палящего солнца. Но если загорать несколько часов подряд, кожа не выдерживает. Она становится красной и начинает болеть, на ней появляются пузырьки. Это ожог.
Первая помощь
Обмыть обожженное место слабым (бледно-розового цвета) раствором марганцовки. Здоровую кожу по краям обожженного места обработать перекисью водорода. Подсушить обожженное место струей теплого воздуха.

Отморожение

В морозную погоду на щеках появляется румянец, так организм защищает себя, подгоняя к коже побольше горячей крови. Но если находиться на морозе слишком долго, да еще в ветреную погоду, можно отморозить пальцы, лицо и уши. Сначала человек ощущает боль. Потом его кожа бледнеет, теряет чувствительность, в тяжелых случаях возникают отеки и пузыри.
Первая помощь
Согреть пострадавшего в комнате с температурой воздуха 20–22°. Укутать обмороженные части тела в теплую одежду. Наложить сухую стерильную повязку. Напоить человека теплым чаем или кофе.

Ушибы конечностей и туловища

На месте ушиба повреждаются кровеносные сосуды (происходит кровоизлияние) и постепенно появляется сине-багровое пятно – синяк.
Первая помощь
Подставить ушибленное место под струю холодной воды или приложить холодный предмет. Держать не более 10 минут!

Ушибы головы

Голову нужно особенно беречь, так как при ее ушибах может быть сотрясение мозга.
Основные признаки сотрясения мозга: головокружение, тошнота, рвота, потеря сознания.
Как помочь пострадавшему
Положить неподвижно, повернуть голову набок. Приложить к голове холодный компресс.
Вызвать «скорую помощь».

Растяжения, переломы, вывихи

Растяжения связок рук и ног случаются чаще всего.
Признаки растяжения: боль, отек, плохая подвижность суставов.
Первая помощь
Наложить холодный компресс на больное место. Сделать плотную повязку. На плечо или локоть наложить поддерживающую повязку.
Бывает трудно определить, что произошло,  – растяжение, вывих или перелом. Это может сделать только врач.

Раны

Если ранка неглубокая, то сначала надо удалить грязь, а потом промыть, подсушить и обработать ранку зеленкой или йодом.
Если кровь бьет фонтанчиком, нужно срочно позвать взрослого.
Если в ранку попала земля, необходимо ввести противостолбнячную сыворотку.

Укусы животных

Укусы животных опасны тем, что можно заразиться очень тяжелой болезнью – бешенством. Поэтому остерегайся незнакомых, и особенно одичавших, кошек и собак.
Первая помощь
Надо промыть ранку перекисью водорода, наложить стерильную повязку и срочно идти в больницу, чтобы сделали прививку от бешенства.

Домашнее задание: ______________

Рисунки «Здоровый и больной человек»

Дата _________________

Наблюдения за ребенком в процессе рисования (речевое сопровождение ребенка): ___________

(эмоционально-двигательные реакции): ______________________________________________

Ответь на вопросы:
– Чем они отличаются друг от друга?
– Кто из них чаще плачет?
– Кто из них может веселиться, играть с друзьями?
– О чем нам рассказывал доктор Неболит, чтобы мы не болели?
– Надо ли делать прививки и уколы, пить лекарства, чтобы не болеть?

Тест «Зашумленные картинки»

Домашнее задание:

Упражнение «Пиктограммы»

Нарисуй: глаза, рот, волосы, уши, головной убор человечку, который переживает различные состояния в ситуациях:

– сегодня будут делать прививку;

– отобрали любимую игрушку;

– угостили вкусной конфетой

Домашнее задание: нарисуй вместе с мамой и папой правила, которые тебе нужно соблюдать, чтобы не болеть

Домашнее задание: нарисуй полезные продукты питания.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тест «Закончи предложение»*

1. Я люблю вместе с папой -----------------
2. Когда я болею ------------------------
3. Смелый мальчик – это ------------------
4. Спорт помогает ------------------------
5. Если болит зуб ------------------------
6. Правильное питание – это ---------------
7. Мама рада, когда ----------------------
8. Девочка плачет, потому что --------------
9. Если порезал пальчик -------------------
10. Солнце, воздух и вода ------------------
11. Я хочу быть здоровым, чтобы ------------

* Этот тест психолог проводит с ребенком.

Что я люблю и что мне не нравится в моем ребенке

1. ----------------------------------
2. ----------------------------------
3. ----------------------------------
4.----------------------------------
5. ----------------------------------

1. ----------------------------------
2. ----------------------------------
3. ----------------------------------
4.----------------------------------
5. ----------------------------------

 

Моя точка опоры в жизни

Что мне помогает

1. ----------------------------------
2. ----------------------------------
3. ----------------------------------
4.----------------------------------
5. ----------------------------------

Что мне мешает

1. ----------------------------------
2. ----------------------------------
3. ----------------------------------
4.  ----------------------------------
5. ----------------------------------

 

Каково мое отношение к своему ребенку

Что доставляет мне неприятное ощущение в своем ребенке?

– Его внешний вид;
– его интеллектуальные возможности;
– его речь;
– его поведение;
– его двигательная активность;
– другое.

Считаю ли я, что у меня добрый, любящий меня ребенок?

– Да;
– нет;
– не знаю.

Как проявляется любовь моего ребенка ко мне?

– Он (она) ласкается;
– целует, обнимает меня;
– говорит мне, что любит меня;
– ему нравится, когда я его ласкаю;
– делает что-то, что мне нравится;
– другое.

Когда я раздражен(а) чем-либо в моем ребенке, я:

– кричу на него;
– могу шлепнуть;
– подавляю свой гнев, но мне самой (самому) становится плохо;
– другое.

Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:

– сильное раздражение;
– желание наброситься на него и сделать все по-своему;
– слабость, подавленность;
– чувство собственной беззащитности;
– мне хочется плакать;
– желание оставить его на некоторое время;
– потребность побыть одному (одной);
– другое.

 

Мой ребенок

(Каким я представлял(а) его до занятий по программе «Доктор Неболит» и какой он сейчас)

------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------

_______________

* Этот тест психолог проводит с ребенком.

Сказочные герои

фантазер-ПРИДУМКА

СМЕЛЬЧУГАН

БОЛЕЙКА

БОЮСЬКА

 

Л. Бобарыкина ;
Н. Шумилова