Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2009

Медкабинет

Чтобы стройным и красивым быть

Всем известно, что движение – жизнь. И пониженная физическая активность ведет к заболеваниям позвоночника и суставов. Однако и для детей, которые занимаются в спортивных секциях, также характерны нарушения опорно-двигательного аппарата. Только грамотное распределение физической нагрузки и выполнение специальных упражнений помогут правильному формированию костно-мышечной системы современных школьников

Возрастные нормы

Двигательная активность является биологической потребностью ребенка, от ее степени зависит развитие его организма. Необходимость физической активности не вызывает сомнений, но при этом важно помнить, что она имеет определенные нормы для каждого возраста. Кроме того, установлено, что как избыточная, так и недостаточная нагрузка нарушает ритм физиологических процессов организма.
Суточная физическая активность школьников 11–15 лет должна составлять 20–24% динамического компонента в режиме дня, а расход энергии – 3100–4000 ккал. Норма двигательной нагрузки у школьников: для девочек – 5–12, а для мальчиков – 7–15 часов в неделю уроков физкультуры, а также различные формы внешкольных спортивных занятий и физического труда.

Гипокинезия – это минимум движения

Пониженная двигательная активность (гипокинезия), вызванная современными условиями жизни, неблагоприятно отражается на растущем организме. Гипокинезия может быть предпосылкой различных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья детей.
Однако коммерциализация спортивных организаций и сооружений привела к снижению доступности занятий массовой физической культурой и спортом. Когда, помимо телевизоров, появились столь притягательные для школьников компьютеры, опасность гипокинезии стала увеличиваться. Малоподвижное времяпрепровождение превращается у ребенка в привычку. В Донецкой области, например, у экранов телевизоров или мониторов компьютеров около трех часов в день проводят 66,7% подростков.

Печальные цифры

Школа является главным звеном в системе физического воспитания. Но, к сожалению, оно здесь не всегда бывает достаточно обеспечено.
При поступлении в школу двигательная активность детей сокращается не менее чем на 50%. Произвольная физическая активность (ходьба, бег, игры) у учащихся младших классов занимает всего 18–19% от суточной потребности их движения. До 80–82% дневного времени большинство школьников находятся в статическом положении.
Занятия физкультурой компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 10–15%, а учебная программа не обеспечивает гармоничного физического развития и не компенсирует гипокинезию, которой страдают современные дети.
Существует прямая зависимость между физическим воспитанием, уровнем двигательной активности и формированием костно-мышечной системы (КМС). Нарушения КМС часто связаны с отсутствием рационального двигательного режима. При исследовании дошкольников и младших школьников г. Москвы установлено, что они реализуют не более 60% потребности в движениях. Выполнение детьми заданий учебно-воспитательного характера уже через 10–20 минут приводит к снижению тонуса мышц спины и формированию плохой осанки.
Распространенность низкой физической активности школьников г. Екатеринбурга составляет 58,9% у мальчиков и 80% у девочек. Помимо уроков физкультуры, не занимаются никакими другими формами двигательной активности 16,5% учащихся. Ухудшение качества физического воспитания в Екатеринбурге привело к увеличению числа школьников с хроническими заболеваниями и детей, отнесенных к III группе здоровья.
У 46% школьников г. Нарьян-Мара отмечается недостаточная двигательная активность, более 10% учащихся вообще не занимаются физкультурой. Кроме того, не во всех образовательных учреждениях города выполняются требования по увеличению количества обязательных уроков физической культуры (до трех в неделю), отсутствуют квалифицированные преподаватели по этому предмету. Повышение эффективности системы физического воспитания, улучшение качества уроков требуют изменений не только школьной программы, но и принципа подготовки учителей.

Интересное с полезным

Важно, чтобы преподаватель физкультуры сумел найти правильный подход к детям, учитывая не только общие возрастные, но и индивидуальные особенности каждого (телосложение, уровень подготовленности). К тому же занятия должны быть построены таким образом, чтобы заинтересовать ребят.
Например, одной из форм организации уроков физкультуры для младших школьников является сюжетно-игровой метод (игры-сказки). Игра-сказка может использоваться как система конкретных действий, выполняемых по правилам, связанным с сюжетом, на основе программы по физической культуре. Такие занятия характеризуются не только разнообразием движений, но и свободой их применения в различных ситуациях.

Равномерное распределение нагрузки

Однако даже ежедневные уроки физкультуры не всегда могут способствовать оздоровлению и исправлению дефектов опорно-двигательного аппарата (ОДА), т.к. значительную часть времени дети в процессе физического воспитания проводят на ногах, что способствует перегрузкам позвоночника и уплощению стоп.
Существенно улучшить осанку можно за счет рационально-подвижной организации каждого академического урока. При этом следует активнее применять методики, которые, сохраняя образовательный компонент занятия, увеличивают его динамический фон. Такой урок позволяет удовлетворить естественные потребности ребенка в движениях.

Нарушения от спорта

Заболевания позвоночника и суставов часто встречаются не только у ребят, ведущих малоподвижный образ жизни, но и у тех, кто посещает спортивные секции.
Например, у учащихся спортивных школ ВАЗа (г. Тольятти), занимающихся плаванием, лыжными гонками и греблей, наблюдаются нарушения осанки (28,4%) и сколиоз (32,8%).
В фигурном катании все вращательные и прыжковые движения выполняются в правую сторону, поэтому у тех, кто занимается этим видом спорта, отмечены начальные степени сколиоза (у 53,3% мальчиков и 46,6% девочек).
Для прыгунов в воду характерны односторонние вращательные движения при освоении винтовых прыжков, отчего выраженные сколиозы встречаются у 37–78% мальчиков и 39–68% девочек.
А для прыгунов в высоту и с шестом сколиозы являются правилом, потому что для них характерно отталкивание перед прыжком левой ногой и преодоление планки в асимметричной позе.
У метателей молота, выполняющих вращения также всегда в одну сторону, отмечен левосторонний сколиоз, усиливающийся со временем.
Бег с барьерами предусматривает вынесение вперед правой ноги, резко согнутой в тазобедренном суставе при одновременном разгибании левой. Поэтому для бегунов с барьерами тоже типичен левосторонний сколиоз.
В фехтовании преобладают асимметричные стойки с чередующимися нагрузками растягивающего и статического характера на рабочую руку (у правшей – на правую, у левшей – на левую). Вот почему у фехтовальщиков, кроме стойких сколиозов, возникают различия в длине конечностей.
Все это говорит о необходимости контроля над формированием осанки юных спортсменов путем:

– выполнения асимметричных упражнений в обе стороны;
– введения в программу тренировок упражнений, корригирующих осанку;
– укрепления мышечного корсета туловища до введения асимметричных упражнений.

Характерной особенностью некоторых видов легкой атлетики (прыжковых и беговых) являются ударные нагрузки. Они заключаются в механических воздействиях, возникающих в результате соударения нижней конечности (кости голени, кости стопы и голеностопного сустава) с опорой, отчего возникают деформации костной и хрящевой тканей.
Таким образом, допуск к занятиям спортом должен осуществляться дифференцированно и индивидуально для каждого ребенка. Кроме абсолютных противопоказаний к спортивной деятельности, следует разработать комплексы дополнительных обследований и четких рекомендаций для тренеров по ограничению определенного вида нагрузок.

Физкультурная пауза

Одним из видов двигательной активности, обеспечивающей нормальное формирование КМС в детском возрасте, являются регулярные физические упражнения для различных групп мышц, суставов и связок. Они могут носить укрепляющий, развивающий, совершенствующий, предупреждающий и исправляющий характер. Упражнения позволяют не только предупреждать, но и исправлять как функциональные нарушения КМС, так и ее патологию.
Отдых скелетных мышц, испытывающих напряжение из-за длительного сидения за партой, обеспечивается во время проведения физкультминуток (ФМ). Чтобы ФМ оказывали универсальный профилактический эффект, они должны включать упражнения для различных групп мышц. Для проведения ФМ рекомендуются 3–4 упражнения. Физкультурные паузы положительно влияют на ОДА и работоспособность учащихся.

Сильные мышцы, крепкие кости

Физическая деятельность также необходима для нормального кальциевого баланса. Так, при механической нагрузке на кость кальций и фосфор поступают в тот ее участок, на который действует нагрузка. При отсутствии этой нагрузки происходит так называемое «вымывание» кальция и фосфора и рассасывание костной ткани.
Увеличению плотности костей способствуют занятия танцами и аэробикой, бег трусцой, восхождение по ступенькам, пеший туризм. Для дыхательной и сердечно-сосудистой систем полезно плавание, но вода разгружает кости, вместо того чтобы дать им нагрузку. Поэтому плавание необходимо дополнять другими упражнениями.
Другая очень важная функция физической деятельности, связанная с обменом кальция, – это увеличение силы мышц. С хорошо развитыми мышцами проще избегать падений и ситуаций, которые могут привести к переломам. Делая двигательную активность привычкой, можно научить детей лучше сохранять равновесие и избегать падений.
Однако избыточная нагрузка, характерная для занятий спортом, предъявляет повышенные требования к минеральному обмену. Потребность в кальции возрастает в 1,4–1,6, а в магнии – в 2 раза.
Ребенок, который получает достаточное количество кальция, фосфора, магния, витаминов и физической нагрузки, начинает взрослую жизнь с хорошо сформированным скелетом.
Таким образом, здоровое питание в сочетании с правильно организованным учебным процессом и двигательной активностью поможет формированию крепкого опорно-двигательного аппарата школьника.

Приложение

Домашняя физкультминутка

Во время приготовления домашних заданий ребенку приходится подолгу находиться в положении сидя, сохраняя относительную неподвижность. Такая статическая нагрузка наиболее трудна первоклассникам. Выносливость к статическим нагрузкам развивается по мере взросления и достигает максимума к 21 году. Снижение естественной физической активности у школьников ведет к уменьшению потока раздражений, которые возникают во время движений и воспринимаются нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, зрительными и слуховыми анализаторами, идущими к коре больших полушарий головного мозга, в результате чего у детей понижается эмоциональный тонус, ослабевает нервно-мышечная деятельность, нарушается осанка, ухудшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Предлагаемые упражнения способствуют снятию утомления и улучшению мозгового кровообращения. Они предназначены для школьников и особенно полезны учащимся младших классов. Данный комплекс рекомендуется выполнять через каждые 15–20 минут.

1. И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Ходьба с высоким подниманием бедра. Дыхание глубокое, ритмичное. Продолжительность – 12–15 сек.
2. И.п.: ноги врозь, руки на поясе. 1–2 – поднимаясь на носки, руки к плечам, кисти напряженно сжать в кулак, глубокий вдох; 3–4 – и.п., выдох. Повторить 4–5 раз.
3. И.п.: ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклониться, касаясь пальцами пола; 2 – и.п., прогнуться назад. Вдох при выпрямлении, выдох при наклоне вперед. Повторить 6–8 раз.
4. И.п.: ноги врозь, руки на поясе. 1–2 – наклониться вправо; 3–4 (и.п. то же) – в левую сторону. Дыхание произвольное. Повторить 4–6 раз в каждую сторону.
5. И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – присесть, руки вперед; 2 – и.п. Дыхание произвольное. Повторить 4–6 раз.
6. И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Два прыжка на правой и два на левой ноге (выполняется мягко, на носках). Дыхание произвольное. Повторить 6–8 прыжков на каждой ноге. После прыжков обязательно провести ходьбу на месте.
7. И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Поднимать вперед то правую, то левую ногу. Дышать свободно. Повторить 3–4 раза каждой ногой.
8. И.п.: ноги вместе, руки сцеплены перед грудью. Медленно, с глубоким вдохом выпрямляя руки над головой, тянуться кверху, вставая на носки, затем с выдохом опускать руки через стороны вниз. Повторить 2–3 раза.
9. Медленно походить по комнате в течение полутора-двух минут, постепенно замедляя ходьбу. Дыхание произвольное.

Литература

1. Поляков С.Д. Формирование здоровья детей средствами лечебной физкультуры и спорта // Права ребенка. – М., 2003. – № 1. – 42–43 с.
2. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. – М.: Медицина, 1989. – С. 224: илл.
3. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. – М.: Медицина, 1977.
4. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездина И.В. и др. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2002. – № 3. – 52–55 с.
5. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Материалы Всероссийских научно-практических конференций с международным участием – М.: НЦЗД РАМН, 2008–2009.
6. Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. – М.: НЦЗД РАМН, 2008.
7. Ершова О.Б. Современные подходы к профилактике остеопороза // Качество жизни. – Медицина, 2006. – № 5. – 69–75 с.
8. Макарова И.Н., Серяков В.В., Усков Г.В. и др. Немедикаментозные методы лечения и профилактики остеопороза // Качество жизни. – М.: Медицина, 2006. – № 5 (16). – 76–82 с.
9. Горбачев В.В., Горбачева В.Н. Витамины, макро- и микроэлементы: Справочник. – М.: Книжный дом: Интерпрессервис, 2002.
10. Спиричев В.Б., Завьялова А.Н., Колесникова С.А. и др. Недостаток микронутриентов в питании детского населения и пути его коррекции // Клиническое питание. – СПб., 2006. – № 3. – 18–20 с.

Наталия Мирская