Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2009

Урок здоровья

Мудрое слово

Из проекта «Азбука здоровья»

 

Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы разнообразны, как разнообразны и человеческие способности.

Б.М. Теплов

Мой педагогический стаж – 30 лет. Последние 7 лет я активно использую на уроках русского языка здоровьесберегающие технологии, которыми хочу поделиться с читателями. Предлагаю вашему вниманию сокращенный вариант авторского проекта «Азбука здоровья» на уроках русского языка в 5–7-х классах и во внеурочное время. Она составлена как из придуманных мною заданий, так и из текстов, взятых из различных научных книг, методических пособий, популярных журналов, художественных произведений. Направленность: медицинская, психологическая, рационального питания, спортивно-оздоровительная, «Ларчик мудрых мыслей».
Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Предметы гуманитарного цикла рассматривают образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие личности подразумевает наряду с реализацией ее интеллектуального потенциала становление духовности, нравственности и здоровья.
При проведении уроков здоровья использую музыку для релаксации, красочный наглядный материал, который собираю и изготавливаю вместе с детьми. Формы уроков самые разнообразные. Главное – не повторяться! Особенно нравятся детям ролевые игры, инсценировки, презентации, рекламные заставки. Темы для творческих работ ребята выбирают сами из «Ларчика мудрых мыслей».
Цель уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. В процессе освоения на практике «Азбуки здоровья» я пришла к выводу, что такие уроки повышают интерес к предмету, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности учащихся для повышения результативности их обучения.

Мастер-класс

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и во внеурочное время».

Цели: осветить авторскую программу (теоретическая); показать отдельные формы и методы осуществления программы, инновационные моменты деятельности (практическая).

Формы работы:

  • лекция;

  • практическое занятие;

  • дискуссия;

  • рефлексия.

Формы и методы программы «Азбука здоровья»

Медицинская страница

Из «Ларчика мудрых мыслей»:

«Здоровье не купишь».
«Болен – лечись, а здоров – берегись».
«Зрение дороже денег, острее сабли».
«Чистота – залог здоровья».
«Любая царапина – ворота для микробов».

1. Составьте смысловые цепочки по образцу: зубы – кариес – стоматолог.
Желудок, терапевт, горло, сердце, гастрит, инфаркт, лор, ангина, кардиолог.

2. Словарный диктант «Домашняя аптечка».
Анальгин, корвалол, но-шпа, уголь активированный, валидол, йод, спазган, гематоген, мезим форте, фестал, цитрамон, стрептоцид, мукалтин, бальзам «Золотая звезда».

3. Выполните орфографический и пунктуационный разбор предложения:
Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно обжег пальцы.
Расскажите о первой помощи при ожогах. (Народных способов лечения ожогов масса, но самый дикий способ – это прикладывать к обожженному месту землю. Этого делать нельзя: в земле живут многие бактерии, можно погибнуть от столбняка.)

4. Текст для диктанта:
В летнюю пору часты укусы насекомых: пчел, ос, шмелей, комаров. В местах укуса появляются краснота, отечность. Ребенок жалуется на боли, жжение, зуд. Необходимо осторожно удалить жало насекомого и наложить холодный компресс или повязку с нашатырным спиртом. Хорошо помогает при укусах насекомых бальзам «Золотая звезда».

5. Материал для сообщения:

  • В.В. Маяковский писал в автобиографии: «1906 год. Умер отец. Уколол палец, сшивая бумаги. Заражение крови. С тех пор терпеть не могу булавок».

  • Соседский мальчик любил животных. Гуляя во дворе, встретил котенка и немного с ним поиграл. Не обошлось без царапин. Поскольку они были пустяковые, даже и не до крови, никто не стал их обрабатывать. Примерно через месяц рука разболелась, распухли железы под мышкой, поднялась температура тела и появилась сыпь вроде краснушной. Однако краснухой он уже болел. Инфекционист обнаружил, что на том месте, где прошелся коготок котенка, есть маленький гнойник. Диагноз: болезнь кошачьей царапины. Не смертельно, но бывают неприятные осложнения.

  • Недалеко от нашего поселка появилась странная лиса. Людей не боялась, давала даже себя на руки брать. Молодой человек пытался ее приручить и все ходил подкармливать. Однажды погладил – а та цап его за руку. Вроде и не сильно, только кожу прокусила. Советовали ему сходить в больницу, пусть обработают, сделают прививки. Отмахнулся: «Подумаешь, и не такие раны заживали». Через два месяца его похоронили. У лисы-то было бешенство.

6. Расскажите о первой помощи при различных повреждениях кожи.

7. Познавательные вопросы. Назовите самое крохотное, но опасное для человека животное. (Микроб.)
Итак, нет таких травм, которые не нуждались бы в обработке, а может быть, и в более серьезном лечении. Не нужно ненавидеть булавки, а нужно уметь оказать себе и близким элементарную первую помощь.

Спортивно-оздоровительная страница

Из «Ларчика мудрых мыслей»:
«Пешком ходить – долго жить».
«Будешь двигаться – через хребет перевалишь, будешь сидеть – в яму скатишься».
«Систематически заниматься спортом – значит заботиться о своем здоровье».
«Воздух, солнце и вода – три кита здоровья».

1. Назовите 5–7 спортивных игр с мячом.

2. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным:
Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих ежедневной тренировкой мышц.

3. Творческий словарный диктант «Если хочешь быть здоров...».
Вид спортивной гимнастики (аэробика); приспособление для обливания тела водяными струйками (душ); система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика); поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж); расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).

4. Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки.
Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык на плечо. Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.

5. Текст для диктанта.
В некоторых странах, например в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников и в России. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в 67 лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.

6. Работа с учебником. М.П. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 6-й класс. (Упражнение 506. Советы юным велосипедистам.)

7. Материал для сообщения.
В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились Олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители Олимпийских игр пользовались исключительным почетом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счет государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

8. Познавательные вопросы. Назовите выдающихся физиков мира, друживших со спортом. (В.К. Рентген охотно занимался греблей и альпинизмом, коньками, санным спортом, любил лошадей и был страстным охотником.)

Страница рационального питания

Из «Ларчика мудрых мыслей»:

«Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».
«Здоров на еду, да хил на работу».
«Больному и мед невкусен, а здоровый и камень ест».
«После обеда полежи, после ужина походи».
«Кто жаден до еды, тот дойдет до беды».
«По яблоку в день – и доктор не нужен».
«Ешь просто – доживешь лет до ста».

1. Сделайте фонетический разбор слова, обозначающего род жестких конфет, приготовленных из сахара и патоки. Подсказку можно найти в скороговорке «Вез корабль ..., наскочил корабль на мель».

2. На Руси каша считалась самой простой, сытной и доступной едой, недаром говорили: «Щи да каша – пища наша». Чем же объяснить возникновение фразеологизмов «С ним каши не сваришь»; «Заварить кашу»?

3. Запишите меню, исправив в нем ошибки.
Щи из свежей копусты; пильмени; кортошка тушеная; яишница с калбасой; пироженое бисквитное; кесель клюквенный; кампот яблочный.

4. Запишите буквальный перевод следующих заимствованных слов: 1) помидор; 2) вермишель; 3) батон; 4) винегрет; 5) пельмени; 6) редис; 7) коктейль; 8) картофель; 9) капуста; 10) арбуз.
Слова для справок: 1) золотое яблоко; 2) белые червячки; 3) палка; 4) кислое вино; 5) медвежьи ушки; 6) корень; 7) петушиный хвост; 8) чертово яблоко; 9) голова; 10) ослиный огурец.

5. Текст диктанта.

Софья Андреевна Толстая всю жизнь собирала рецепты вегетарианской кухни – ведь великий писатель не ел мяса (после 60 лет Л.Н. Толстой стал вегетарианцем). Вы можете приготовить одно из овощных блюд, которые подавались на стол в Ясной Поляне. Для этого смешайте мелко нарезанные редьку, морковь, зелень петрушки, посолите по вкусу, добавьте сахар и приправьте сметаной.

6. Работа с учебником. М.П. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 6-й класс. (Упражнения 505, 510.)

7. Материал для сообщения.

  • В чем состоит суть режима питания?

1. Пища должна быть разнообразной.
2. Желательно есть свежеприготовленную пищу.
3. Пища должна иметь приятный внешний вид, запах, вкус.
4. Лучше употреблять сырые овощи и фрукты.
5. Рекомендуется четырехразовое питание в одни и те же часы: завтрак, обед, полдник, ужин.
6. Начинать еду лучше с салатов, винегретов, бульонов, вызывающих усиленное выделение пищеварительных соков.
7. Перед едой не следует употреблять сладкое – это перебивает аппетит.
8. Во время еды нельзя отвлекаться.
9. Ужин должен быть не позднее чем за два-три часа до сна.
10. Нельзя употреблять слишком горячую пищу.
11. Острая пища неблагоприятно действует на печень, раздражает слизистые оболочки пищевода, желудка и ведет к их воспалению.
12. Курение затормаживает сокоотделительную функцию пищеварительных желез.
13. Алкоголь обжигает слизистую оболочку, вызывая опухолевые образования, разрушает печень.
14. Познавательные вопросы. Какие цветы люди употребляют в пищу? (Чтобы придать салатам особый аромат, в них кладут лепестки настурции или ноготков.)

Психологическая страница

Из «Ларчика мудрых мыслей»:

«Хороший смех оздоравливает душу».
«Здоровый сон ночью – прекрасное самочувствие днем».
«Улыбка – лучшая таблетка».

1. Текст для орфографического разбора.
Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Все наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум – прекрасное средство от страха в зубоврачебном кабинете.

2. Текст для пунктуационного разбора.
Музыка для релаксации расслабляет, снимает психическое напряжение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки живой природы: журчание ручейка, шум моря, голоса птиц. Она возвращает душевное равновесие и хорошее настроение.

3. Текст диктанта.
Если у вас подавленное настроение из-за плохой погоды, неприятностей в личной жизни, в школе или на работе, то это немедленно сказывается на состоянии здоровья.
Общение с жизнерадостными людьми, уютный вечер, проведенный в семейном кругу, просмотр кинокомедии или просто яркий букет цветов в вашей комнате могут удивительным образом поднять ваше настроение.
Ученые утверждают, что зеленый цвет снимает усталость, нервное напряжение, делая нас добродушными и спокойными. Поэтому мы так хорошо себя чувствуем, выезжая на природу.

4. Познавательные вопросы.

  • Эта черноморская акула не представляет никакой угрозы для отдыхающих. (Катран.)

  • Именно эту рыбу успешно использовали для борьбы с малярией. (Гамбузия.)

Я провожу урок – «медицинский консилиум» (внеклассная работа). Учащиеся получают задание собрать материал о диагностике и профилактике таких заболеваний, как гастрит, язва желудка, цирроз печени, наркомания. Подготовка к занятию состоит из самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой и консультации, проводимой учителем во внеурочное время. В отборе материала и его составлении большая роль принадлежит учителю.

Урок – «мозговой штурм»

Цель: развитие творческого стиля мышления.

Дидактические ценности:

– активная форма работы – хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
– учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
– участники «штурма» учатся слушать и слышать друг друга, чему способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
– учитель легко поддерживает трудного ученика, обратив внимание на его идею;
– учебный «мозговой штурм» вызывает большой интерес.

«Штурм» проводится в группах численностью 7–9 учащихся. В каждой группе учитель назначает ведущего, он подсказывает направления поиска идей. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникшие идеи.

Первый этап

Главная цель – наработка большого числа возможных решений.

Второй этап

Анализ идей.

Третий этап

Обработка результатов. (Группа отбирает от двух до пяти самых интересных решений и назначает старшего, который рассказывает о них классу и учителю.)
Каждая из групп может «штурмовать» свою задачу. Лучше все задания объединить одной, более общей проблемой.

Пример

а) Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололед. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.
б) Предложите обувь, в которой не опасно ходить в гололед.
в) Гололед – причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.

Главное – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей.

Дискуссия.

Рефлексия.

Выберите афоризм, который больше всего подходит к теме нашего занятия.

  • «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». (Р.Декарт)

  • «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Демокрит)

  • «Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться». (Сенека)

  • «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». (Ф.Ларошфуко)

Литература

1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
2. Гурвич М.М. Диетология для всех. – М.: Медицина, 1992.
3. Дерюгина М.П. От колыбели до школы и далее. – Минск: Беларусь, 1994.
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. – Воронеж: Учитель, 2001.
5. Купалова А.Ю. (составитель). Дидактические материалы по русскому языку. 5-й класс. – М.: Просвещение, 1997.
6. Новиков Ю.В. Азбука здоровья. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1991.
7. Словарь русского языка в 4 томах. – Академия наук СССР. Институт русского языка. – М., 1985.
8. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9-е классы. – М.: Просвещение, 1995.

Татьяна Крохмаль