Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2009

Вместе с психологом

Навстречу подростку

Конфликт учителя и ученика

Конфликт между педагогом и учащимся – серьезное переживание для обоих. Попытки воздействия со стороны учителя – сопротивление со стороны школьника. Тут уже не до учебного процесса: выяснение отношений, предъявление претензий, привлечение директора, психолога, родителей… Подросток обвиняет учителя в несправедливости, а педагог объявляет своего ученика двоечником и хулиганом. Кто виноват в возникновении конфликта? Что может сделать учитель?

Каждый ребенок – отдельная история

Одна из распространенных жалоб, с которыми обращаются подростки, приходящие на прием к психологу, – трудности и конфликты во взаимоотношениях с учителем.
«Она нарочно ко мне придирается, занижает оценки», «Все время делает мне замечания, выгоняет с уроков». Педагоги тоже растерянны и раздражены: «Он ведет себя на уроке отвратительно – все время опаздывает, не выполняет заданий, грубит», «Я уже не знаю, что с ним делать, никаких сил нет»…
Перед учителем на уроке стоит много задач: надо решить организационные вопросы, проверить домашние задания, объяснить и закрепить новый материал, подготовить класс к контрольной или самостоятельной работе, а в перспективе – и к экзамену. Все это очень важно. Не только потому, что педагог ответствен за качество образования, но и потому, что ему важно делиться своими знаниями и, обучая детей, чувствовать удовлетворение от выполненной работы.
Однако сложность заключается в том, что мотивация, способности, личностные особенности, уровень предшествующего образования и жизненные ситуации школьников слишком различны для того, чтобы они в равном темпе и с одинаковым прилежанием и успешностью могли усваивать материал.
Каждый подросток – отдельная история. Его проблемы всегда с ним: на каждом уроке, на каждой перемене.

«Когда я была в восьмом классе, мои родители развелись. Мама все время плакала, а старшего брата посадили в тюрьму за наркотики. Мне было плохо и стыдно, я никому ничего не могла рассказать. Я попала в плохую компанию, перестала учиться. Учителя ничего не понимали, заставляли меня делать уроки. А мне все это стало неинтересно».
«Я дружил с «ролевиками» и часто приходил в школу необычно одетым – например, в длинном плаще и в шляпе. Читал на уроке «Властелина колец», подписывал тетради своим сказочным именем. По-моему, учителей это раздражало, они считали меня странным, сумасшедшим, что ли. Была только одна учительница, которая ко мне хорошо относилась, но потом она уволилась».
«В девятом классе я влюбилась и совсем не могла слушать учителя. Все время думала про своего парня. Получила две двойки. Даже хорошая учительница Наталья Ивановна сказала, что разочаровалась во мне. Было обидно…»
«Мои родители не могли помочь мне с уроками – папа пил, а мама все время работала. Кажется, я с самого начала не понимал школьную программу. Мама сначала пыталась что-то мне объяснить, но очень быстро раздражалась и начинала кричать, даже рвала мои тетрадки. Ее все время вызывали в школу и ругали. Все следующие годы были сплошным мучением и для меня, и для педагогов. Чем больше они меня заставляли учиться, тем хуже я себя вел. Не мог же я им сказать, что я уже давно ничего не понимаю. Я грубил и прогуливал уроки. По-моему, все радостно вздохнули, когда я после восьмого класса ушел из школы».

Процесс обучения – это не просто передача знаний от учителя к ученику. Жизненный опыт педагога, его ценности, симпатии и антипатии, представления о правильном и неправильном, уровень его общей и психологической культуры – все выходит на арену взаимодействия с таким же живым, чувствующим и думающим человеком.
Каким бы «трудновоспитуемым» ни был ученик, он все равно нуждается в благоприятном, доверительном общении со взрослыми, в одобрении и поддержке.
В противном случае у него (порой уже в младших классах!) формируется негативное представление о себе, а именно – как о человеке, лишенном каких-либо положительных качеств, недостойном и бесперспективном. От школьника с такой самооценкой не стоит ждать хороших результатов: он уже «запрограммирован» на плохую успеваемость и проблемное поведение.

Подогнать под общую схему?

Для педагога существует значительный риск оценивания личностных качеств ученика в зависимости от его успеваемости. Многие учителя стремятся облегчить ориентацию с помощью схемы. Выделяют пять следующих типов учащихся:

Первый тип. Ученики-отличники, сотрудничающие с учителем. Преподаватель доверяет им, гордится ими, надеется на них. Он видит в них результат и смысл своей педагогической деятельности. Во взаимодействии учителя с такими учениками много положительных проявлений: похвала, побуждение брать пример, демонстрация доверия, предсказывание великолепной перспективы в учебе и в жизни, поручение почетных обязанностей; возможная неудача интерпретируется скорее как временное недомогание или досадная случайность.
Избирательно позитивное отношение педагога к ученикам этого типа ограничивает их возможности в получении необходимого опыта преодоления трудностей. Кроме того, у ребят могут развиться эгоистичность, надменность и излишняя самоуверенность.

Второй тип. Ученики, которых учитель считает способными или даже талантливыми, но в определенном смысле трудными – например, ненадежными и недисциплинированными, «преступно» не использующими свои склонности. У педагога часто возникают с ними конфликты, но он ценит способности и возможности таких детей.

Третий тип. Так называемые хорошие (послушные) ученики, благодарные учителю за каждое проявление симпатии и помощи, но считающиеся малоспособными, со слабой успеваемостью. Педагог не ждет от них больших достижений, но тем не менее проявляет к ним определенную симпатию, стремясь сделать приемлемыми их учебные неуспехи. Всеми средствами учитель пытается помочь им сохранить уровень успеваемости, не снижая его. К сожалению, ребята привыкают к снисходительному отношению к своим слабым результатам и могут утратить потребность к саморазвитию.

Четвертый тип. Это явно проблемные ученики, с которыми у педагогов часто возникают противоречия и конфликты.
Именно им адресована подавляющая часть отрицательных проявлений преподавателя: наказания, недооценка, выговоры и угрозы, предсказания жалкого будущего. Их поведение приводят в качестве дурного примера, их лишают выгод, к ним демонстративно проявляют недоверие в случае неожиданного достижения. Словом, эти дети пребывают в затруднительном положении: шансы на успех минимальны, а условия, в которых они находятся, крайне неблагоприятны для развития их личности.
Увы, такая же участь может постичь способных и даже талантливых, но слишком активных, энергичных и недисциплинированных. Склонные к стереотипному мышлению учителя нередко «переводят» таких одаренных, но создающих помехи учеников в категорию «проблемных».

Пятый тип составляют ученики, которых можно назвать неопределенная, слабо дифференцируемая группа. Это дети, почти не привлекающие к себе внимания преподавателя. Их редко вызывают к доске, и порой педагог долго не может вспомнить их имена и фамилии. Возможности развития этих учеников также ограниченны из-за отсутствия подлинного интереса к их личности.

Педагог, склонный подобным образом классифицировать своих учеников, ориентирован скорее не на живое взаимодействие с реальной личностью ребенка, а лишь на соблюдение правил и ролевого функционирования. Недостаточное внимание к особенностям, интересам и потребностям детей или открытая неприязнь провоцируют возникновение непонимания, недоверия и конфликтов.
Учащиеся, оказавшиеся в ситуации хронического конфликта или напряженных отношений с преподавателем, не в силах разрешить проблему самостоятельно: они не обладают необходимым статусом, способностями, уровнем зрелости. Возможность разрешения конфликта зависит, безусловно, от учителя: только он может грамотно организовать ситуацию общения с подростками.

Каким быть учителю?

Для успешного взаимодействия с подростками учитель должен обладать эмоциональной устойчивостью, эмоциональной зрелостью и коммуникативной компетентностью.
Что это означает?

Эмоциональная устойчивость – способность контролировать колебания настроения и справляться со стрессом, уравновешенность, оптимизм.
Педагоги с такими чертами могут при взаимодействии с подростками демонстрировать терпимость, оставаться спокойными, честными, открытыми и искренними. Эмоциональная устойчивость преподавателя благотворно влияет на эмоциональное развитие учеников. «Такой учитель реально оценивает факты, открыт для различных ответов и вопросов. Он готов рассмотреть любую точку зрения и позволяет высказывать школьникам свое мнение, что чрезвычайно важно в подростковом возрасте, требуя не «правильных», а аргументированных ответов»1.

Эмоциональная зрелость – качество, характеризующее способность личности уважать других, сохранять адекватное нервно-психическое состояние в условиях, требующих концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту. В целом эмоциональная зрелость отражает высокий уровень развития положительных эмоций и чувств личности: способность к сочувствию и переживанию, проявление доброты, любви и уважения к окружающим, взаимопонимание, гуманность.

Коммуникативная компетентность – сформированные навыки общения, умение устанавливать психологический контакт, слушать, ориентироваться в сложных ситуациях взаимодействия и использовать в них широкий набор речевых средств (темп, интонационное и лексическое разнообразие…).
Компетентность в общении позволяет любить и уважать подростков, принимая их такими, какие они есть.
Эмоционально зрелый и компетентный учитель открыт для получения нового опыта и вступает в ситуацию взаимодействия с подростками без стереотипных убеждений и установок. Этот преподаватель стремится не только воздействовать и управлять учащимся, но и быть открытым к его воздействию на себя. Он старается узнать и понять каждого ученика, он ищет творческие пути решения нестандартных педагогических ситуаций. Индивидуальные проявления детей воспринимаются им как норма, а не отклонения от нее. Он строит отношения с учениками по принципу уважения к личности каждого.
Стиль взаимодействия такого педагога с детьми можно назвать авторитетно-демократическим2.

«Павел Иванович – отличный педагог и очень интересная личность. Он рассказывал нам много занимательных историй, умел увлечь и заинтересовать, поддерживал, помогал. С ним легко было поверить в свои силы. Он будто бы заражал нас своей энергией и уверенностью – и у нас все получалось!»
«Учился я плохо, даже очень. И в основном с учителями у меня были плохие отношения. А эту учительницу я до сих пор по имени помню – Вера Ильинична. Она ни разу не сказала мне плохого слова, хотя иногда было видно, что она расстраивалась из-за моего поведения и отметок. Всегда разговаривала очень спокойно, старалась помочь. Наверное, благодаря ее поддержке я все-таки окончил школу, а не «скатился в пропасть». Вспоминаю ее с благодарностью».
«Карина Александровна – очень хорошая учительница. Видно, что ей интересно наше мнение. Она всегда внимательно выслушивает, переспрашивает, старается понять чужую точку зрения, а не навязывает свою. С ней очень приятно общаться. Здорово, когда тебя уважают».
ресная личность. Он рассказывал нам много занимательных историй, умел увлечь и заинтересовать, поддерживал, помогал. С ним легко было поверить в свои силы. Он будто бы заражал нас своей энергией и уверенностью – и у нас все получалось!»
«Учился я плохо, даже очень. И в основном с учителями у меня были плохие отношения. А эту учительницу я до сих пор по имени помню – Вера Ильинична. Она ни разу не сказала мне плохого слова, хотя иногда было видно, что она расстраивалась из-за моего поведения и отметок. Всегда разговаривала очень спокойно, старалась помочь. Наверное, благодаря ее поддержке я все-таки окончил школу, а не «скатился в пропасть». Вспоминаю ее с благодарностью».
«Карина Александровна – очень хорошая учительница. Видно, что ей интересно наше мнение. Она всегда внимательно выслушивает, переспрашивает, старается понять чужую точку зрения, а не навязывает свою. С ней очень приятно общаться. Здорово, когда тебя уважают».

Подобные учителя остаются в нашей памяти после окончания школы, их мы вспоминаем с теплотой и благодарностью, именно таких преподавателей мы желаем своим детям.

___________________

1Психология подростка. Полное руководство / Под ред. чл.-корр. РАО А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

2В приложении к статье приведена диагностическая методика «Определение собственного стиля педагогического руководства». Источник: Маленкова Н.Л. Практикум конструктивного взаимодействия педагога и воспитанника. – М.: МГПИ, 2008.

 

Методика «Определение собственного стиля педагогического руководства»

Представьте себя в воспитательной/учебной ситуации. Оцените, пожалуйста, насколько часто или, наоборот, редко вы поступаете так, как указано ниже. При ответе нужную цифру обведите.

№ п/п

Высказывание

Редко Часто

1

Принимаю решения, не советуясь с воспитанниками/учениками; сам их поощряю и наказываю

1

2

3

4

5

2

Для принятия решений обращаюсь за советом к другим людям (директору, завучу, коллегам…)

1

2

3

4

5

3

Стараюсь все вопросы решать вместе с воспитанниками/учениками

1

2

3

4

5

4

Стремлюсь к тому, чтобы все вопросы в классе/группе решались только вместе со мной

1

2

3

4

5

5

Для выполнения поручений приходится уговаривать воспитанников/учеников

1

2

3

4

5

6

Четко разделяю функции, права и обязанности – свои и учеников

1

2

3

4

5

7

Приказываю, распоряжаюсь, отчитываю, наставляю

1

2

3

4

5

8

Случается так, что передаю часть своих полномочий кому-либо из воспитанников/учеников

1

2

3

4

5

9

Обращаюсь к воспитанникам/ученикам с просьбами, советами, поручениями

1

2

3

4

5

 

1+4+7

 

2+5+8

 

3+6+9

 

Для определения результата сложите обведенные значения по трем группам: авторитарный стиль – сумма высказываний № 1, 4, 7; либеральный – № 2, 5, 8; авторитетно-демократический – № 3, 6, 9. Если суммарные оценки низки, то трудно говорить об устоявшемся стиле педагогического руководства. Стиль диагностируется, если по одной из шкал набрано не менее 9 баллов. Если две или три суммарные оценки – более 9 баллов, то можно говорить о смешанном стиле руководства.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук