Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2009

Конкурс

Давай посмотрим на мир!

Урок здоровья для учащихся 5–6-х классов по программе «Азбука здоровья». Материал также может быть использован для занятия по биологии в 8-м классе на тему «Зрительный анализатор. Гигиена зрения».

Цели:

– расширить и углубить знания об органах зрения;

– научить соблюдению гигиены зрения;

– воспитать бережное отношение к своему здоровью.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие.

Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? (Дети показывают знаки, отражающие их настроение.) (Приложение 1.)

Физкультминутка:

1. Упражнение «Великан» (для формирования осанки и профилактики остеохондроза). Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы немного вверх и чуть-чуть назад. Вот такое положение тела постарайтесь сохранить в течение всего занятия.

2. «разбудим» наши органы».

а) Ушные раковины имеют активные точки, связанные со всеми внутренними органами. Энергично потрем уши ладонями.
б) Разотрем ушные раковины большим и указательным пальцами до ощущения теплоты.

3. «Волшебная восьмерка»

Рисуем в воздухе восьмерку правой рукой справа налево, затем – левой рукой слева направо, а потом обеими руками одновременно в разные стороны. (Упражнение улучшает память, внимание, мышление, каллиграфию.)

4. Самомассаж волосистой части головы. Круговыми движениями подушечек пальцев массируем голову, начиная от границы волос до затылка. (Упражнение улучшает кровообращение.)

5. А теперь погладим себя по голове, приговаривая: хорошие детки, красивые детки, умные детки, здоровые детки.

Итак, весь организм готов к восприятию нового материала. А тему урока мы узнаем, отгадав загадки:

Два соседа – непоседы: день на работе, ночь на отдыхе.
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).

II. Объявление темы и целей урока

Давайте посмотрим на мир! Сегодня мы будем говорить о наших глазах, как они работают, познакомимся с их строением, функцией. Узнаем, что нужно, чтобы наше зрение было хорошим, и как его сохранить.

III. Основная часть

Эпиграфом урока послужат слова великого физика Германа Гельмгольца: Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, философы прославляли его как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образу оптических приборов.
Глаз человека – удивительный дар природы. Ученые говорят, что 85% всей информации об окружающем мире мы получаем с помощью органов зрения.
М.Горькому во время болезни пришлось несколько дней ходить с повязкой на глазах. О своем состоянии он писал так: «Ничего не может быть обиднее, как потерять зрение, – это невыразимая обида, она отнимает у человека 9/10 мира».
А вы знаете, что видят и чего не видят животные, птицы? Как и чем отличается их зрение от нашего? И у кого самое лучшее зрение?

(Сообщения учащихся об органах зрения у животных с показом иллюстраций.)

Сообщение 1. Лягушка видит только движущиеся предметы, ей самой необходимо начать двигаться, чтобы рассмотреть неподвижные объекты.

Статья опубликована при поддержке компании "Сервис Грузчиков". Компания предлагает Вам услуги грузчиков и разнорабочих в Воронеже. Доступные цены, бонусы постоянным клиентам, выполнение работы в срок, безналичный расчёт, а также специальные предложения. Узнать подробную информацию о компании, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://vrn.gruzchikov-service.ru/.

Сообщение 2. У раков глаза расположены на специальных антеннах – стебельках, они выдвигаются далеко вперед и могут вращаться, когда рак неподвижен. И еще у него есть особый глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад.

Сообщение 3. У хищников глаза устроены так, чтобы видеть далеко и точно. Для этого они близко посажены друг к другу.

Сообщение 4. Ежи замечают лишь желто-коричневые тона, что не случайно: в этот цвет окрашены черви – их излюбленная пища.

Сообщение 5. Для собак что красный, что зеленый, что оранжевый, что желтый – все едино. Мир для них только черно-белый.

Сообщение 6. Зрению кошачьих недоступны красные и зеленые тона, окрашивающие листву, траву, плоды. Зато их зрачки могут сильно расширяться, приспосабливаясь к любому освещению. Кошка в темноте видит в шесть раз лучше, чем человек.

Сообщение 7. Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу.

Сообщение 8. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь даже в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел, и в темноте он не видит, как кошка или сова. Но зато глаза являются его главными помощниками. Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.) Что же такое глаз? Глаз – это шаровидное тело, диаметр которого в вашем возрасте равен 2,5 см, а масса – 5–6 граммам. Крошечный орган, не правда ли? Зато очень важный. Глаз называют глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении – глазнице. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как через прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужку. Почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они остаются голубыми всю жизнь. У других – изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Глаза становятся карими, зелеными, серыми, черными.

Опыт 1. Посмотрите друг другу в глаза, найдите цветной кружок. Это и есть радужка. Она у каждого из вас разного цвета.

Игра. Встаньте, у кого глаза голубые, серые, зеленые, светло-коричневые, черные. Попробуем определить, какой цвет чаще всего встречается. По статистике наиболее распространенный цвет глаз – голубой (31%).
Цвет глаз зависит от специального вещества – меланина. При его малом количестве глаза голубые, а при большом – черные. Цвет передается по наследству от мамы и папы, бабушки и дедушки.

Задание. Определите, по какой линии наследовался цвет глаз у вас.
В центре радужки находится черный кружок, который называется зрачком. У него очень важная функция: именно через зрачок внутрь глаза проходит свет.

Опыт 2. Посмотрите друг другу в глаза. Обратите внимание на размер зрачка. А теперь закройте глаза и заслоните их рукой. Через 30 секунд посмотрите на зрачок. Внимательно понаблюдайте за его изменением. Что произошло? Вывод? (Если свет яркий – зрачок сужается, а если слабый, тусклый – расширяется.)

Опыт 3. Посмотрите опять друг другу в глаза. Закройте теперь один глаз, а другим смотрите на свет. То же самое теперь сделайте с другим глазом. Какой вывод? (Зрачки обоих глаз расширяются и сужаются одновременно.)
Оболочка глаза белого цвета – это склера. Сквозь нее мы ничего не видим. Ее задача – защищать те части глаза, которые находятся внутри глазного яблока. В центре глаза позади радужной оболочки и зрачка расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на стеклянную линзу и тоже пропускает через себя свет. Хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским.

Опыт 4. Проследим за работой хрусталика.

Учащимся раздаются листы бумаги с отверстием посередине диаметром 1 см. По краям отверстия по радиусу написаны буквы. Испытуемому предлагают прочесть надпись на доске и ответить, почему во время чтения буквы кажутся размытыми. Затем переходят ко второй части опыта. Ребенка просят смотреть на буквы, окружающие отверстие в листе бумаги. Теперь они видны четко, а изображение на доске кажется размытым. (Хрусталик настраивается то на близкое расстояние, то на далекое и меняет свою кривизну.)

Результаты опыта и гигиенические правила.

  • Проблемный вопрос: почему вредно читать лежа и в транспорте? (Книгу держат в руках, опора отсутствует, текст меняет свое положение. Он то приближается к глазам, то удаляется от них, вызывая перенапряжение ресничной мышцы, изменяя кривизну хрусталика. Но больше всего страдает нервная система, ведь регуляция ширины зрачка и кривизны хрусталика осуществляется средним мозгом.)
    Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, то мы бы ничего не видели. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток – одни похожи на колбочки, другие – на палочки. Колбочки воспринимают цвет, причем это они могут делать тогда, когда светло. Днем работают колбочки, палочки отдыхают. С наступлением сумерек их сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем только различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу принимаются за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета.

  • Ткани глаз очень нежные, поэтому они хорошо защищены. Как защищены глаза? (Глаза защищают веки, ресницы. Если ветер понесет пыль в лицо, ее задержат ресницы. А если пылинки и сядут на глаз, то их слижет мигающее веко, т.к. с внутренней стороны оно влажное).

  • Что еще оберегает глаза? Отгадайте загадку.

Под мостом, мостом
Две бадеечки с медком. (Брови и глаза.)

  • Природа заботливо оберегает наши глаза. Если со лба потечет пот, то его остановят брови. А еще что нужно для защиты глаз? Зачем человеку слезы? (Они тоже защищают глаза от пыли, смачивают их, выводят вредные вещества, которые вырабатываются в момент сильных эмоциональных напряжений (стресса). В слезах содержатся уничтожающие микробы вещества, а также поваренная соль. Поэтому слезы соленые. Веки работают по принципу дворников на автомашине. Они тоже отталкивают попавшие в глазное яблоко частички пыли и микробы.)

Опыт 5. Исследуйте глаза своего соседа и определите, какую функцию выполняют веки. Испытуемому предлагают моргнуть и понаблюдать за движением век. А затем ответить на вопрос: какое значение имеют веки? (Веки могут прервать поток света, воздействующий на глаза, защитить их от световых раздражений. Благодаря миганию слезная жидкость равномерно смачивает поверхность склеры и роговицы, предохраняя живые клетки от высыхания, освобождает глаз от попадания в него посторонних частиц.)
Глаза нужно беречь! В школе – напряженная зрительная нагрузка. Дома – телевизор или компьютер. Чтение лежа, да еще при плохом освещении, чтение в движущемся транспорте, чтение на ходу… И результат – испорченное зрение. Глазам, как и другим органам, необходим отдых, нужна гимнастика. Достаточно всего нескольких минут – и глаза будут здоровы. Выполним упражнения для глаз (Приложение 2).

У нас в гостях доктор.

(Врач рассказывает о роли витаминов для зрения, на доску вывешивает аппликации овощей и фруктов).
Здоровье глаз зависит от состояния нервной системы и мышечного тонуса. Большую роль в сохранении зрения играет питание. Для нормальной деятельности всех тканей и органов необходимо, чтобы пища содержала в достаточном количестве витамины. При недостатке витамина А происходит ослабление зрения в ночных и сумеречных условиях («куриная слепота»). Витамин содержится в молочных продуктах, моркови, петрушке, абрикосах, куриных яйцах, зеленом луке, печени.
При нехватке В1 снижается зрительная работоспособность. Этот витамин находится в мясе, ржаном хлебе, картофеле, горохе.
При недостатке В2 происходит ухудшение зрения в сумерках, появляется чувство жжения в глазах и веках, разрываются мелкие сосуды глаз. Витамин содержится в яблоках, зерновых, сыре, молочных продуктах, орехах, печени, мясе.
От нехватки В6 быстро утомляются и напрягаются глаза, возможно подергивание. Он есть в капусте, желтке, рыбе, мясе, молоке.
Недостаток В12 приводит к повышенной утомляемости глаз, слезотечению, «тусклым глазам» от ухудшения их кровоснабжения. Этот витамин содержат желток, молочные продукты, рыба, мясо, печень. Особенно его усвоению помогает свекла.
Нехватка витамина С способствует кровоизлиянию в глазах, снижению тонуса глазных мышц, быстрой утомляемости органов зрения. Витамин находится в шиповнике, рябине, помидорах, картофеле, щавеле, моркови, свежей капусте, черной смородине, красном перце.

Желаю вам крепкого здоровья!

А сейчас послушайте «Полезные вредные советы» в стиле Григория Остера.

Если умным, как «ботаник»,
Захотелось тебе стать,
То советую, дружище,
Книжек вовсе не читать!
У компьютера часами
День и ночь сиди! Сиди!
На экране монитора
Ничего не пропусти!
А потом бегом, вприпрыжку
К телевизору лети
И в экран его холодный,
Не дыша, смотри, смотри!
Ну а если все ж за книгой
Вдруг потянется рука,
Ты читай ее в потемках!
Напрягай свои глаза!
И тогда уже конкретно
Скажут все: «Смотрите, ах!
Этот мальчик, видно, умный,
Ходит он уже в очках!».

Согласны ли вы с такими советами? Нет? Тогда давайте придумаем настоящие полезные советы.

Строится диаграмма в виде солнышка, каждый, кто называет полезный совет, выходит к доске и записывает его на лучике.

Полезные советы «Как сохранить зрение» (Приложение 3).

Вашему вниманию предлагается инсценировка сказки «Самое большое богатство» (Приложение 4).

IV. Заключительная часть

А теперь послушайте еще одну загадку:
Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого? (Улыбка.)
Давайте и мы улыбнемся друг другу. Посмотрите, какие красивые у вас глаза. Как светло и весело в классе от ваших улыбок.

Если только рассмеяться,
То настанут чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей.

V. Подведение итогов

Рефлексия (Приложение 1).

Наше занятие закончилось. Спасибо всем. Берегите себя. Будьте здоровы!

VI. Домашнее задание

Напишите сочинение на тему «Я рассказываю друзьям про глаза». Найдите загадки, пословицы, поговорки о глазах (Приложение 5).

Литература

1. Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1978.
2. Винтовкина И.С. Девочке-подростку. – М.: Медицина, 1988.
3. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение,1983.
4. Глушкова Е.К. Береги зрение. – М.: Медицина, 1987.
5. Жуйков Е. Давай посмотрим на мир. – М.: Чистые пруды, 2005.
6. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
7. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2002.
8. Постовская В.А., Свириденков В.П. Человек и охрана здоровья. – М.: Просвещение, 1970.
9. Янес Х. Мальчик и девочка. – Таллин: Валгус, 1988.

Информационные ресурсы

Интерактивная энциклопедия «Мое тело. Анатомия и физиология человека».

Приложение 1

Приложение 2

Упражнения для глаз

Способствуют предупреждению зрительного утомления и близорукости. Выполняются сидя в течение 3–5 минут.
(Упражнения разработаны профессором Аветисовым А.С.)

Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох; наклонившись вперед, выдохнуть. Повторить 5–6 раз.

Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть. Повторить 5–6 раз.

Упражнение 3. Руки на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на правый локоть. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз.

Упражнение 4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Повторить 5–6 раз.

Упражнение 5. Руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх (вдох). Следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 5–6 раз.

Упражнение 6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2–3 секунды. Перевести взгляд на кончик носа на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.

Упражнение 7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Схема. Гимнастика для глаз

Приложение 3

Приложение 4

Самое большое богатство

Турецкая сказка

Один юноша все время жаловался на свою бедность.

– Как было бы хорошо, если бы у меня было большое богатство, – постоянно говорил он.

Однажды старый каменотес услышал эти слова и спросил:

– Чего ты жалуешься? Ведь ты владеешь большим богатством!

– Я владею большим богатством? – удивился юноша. – Где же оно?

– Твои глаза. Что бы ты хотел получить хотя бы за один глаз? – спросил старик.

– Что ты! – в испуге ответил юноша. – Глаза я не отдам ни за какие сокровища.

– Хорошо, – сказал каменотес. – Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь много золота.

– Нет! За золото я не отдам своих рук! – вскричал юноша.

– Теперь ты видишь, что ты очень богат, – сказал старый каменотес. – Так чего же ты жалуешься? Самое большое богатство человека – это сила и здоровье. Их нельзя купить ни за какие деньги!

Сказал это старик и пошел своей дорогой.

Приложение 5

Пословицы и поговорки

Глаз мал, да далеко видит.
Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
Глаза – бирюза, а душа – сажа.
Глаза – зеркало души.
Глаз черный, взгляд бойкий, обычай волчий.
Глаза на мокром месте.
Глазами и кос, да душой прям.
Глаза с поволокой, роток с позевотой.
Глаз видит, да зуб неймет.
Глаза боятся, а рот радуется.
Глаза завидущие, а руки загребущие.
Глаза проворны, да руки неловки.
Глаза страшатся, а руки делают.
Глазом косишь – в яму угодишь.
У страха глаза велики.
Глазами не досмотришь – мошною дополнишь.

Загадки

Под мостом, мостищем,
Под соболем, соболищем
Два соболька разыгрались. (Брови, глаза.)

Под порожком
Катаются два горошка. (Глаза, брови.)

Круглое озеро
Никогда не замерзает. (Глаз.)

Маленький, кругленький,
До неба достанет. (Глаз.)

Живут рядом – ни отстать, ни опередить
Друг друга не могут. (Глаза.)

Два брата живут рядом,
А сойтись не могут. (Глаза.)

Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно,
А друг друга не видят. (Глаза, нос.)

Два яблока во мху,
Да морковка наверху. (Глаза, нос.)

Один говорит, двое глядят,
Двое слушают. (Язык, глаза, уши.)

Любовь Солохина