Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2009

Конкурс

Все начинается с осанки

Совместный исследовательский проект «учитель – учащиеся – родители»

Рождение идеи

С первого же школьного дня позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. А от того, как ученик будет сидеть за партой в течение 11 лет, зависит его здоровье в целом. Гиподинамия, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки – все это ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. Есть даже такой тип нарушения, который называют «школьным сколиозом», – именно так изгибается и поворачивается позвоночник в обычной «удобной», но неправильной позе при письме правой рукой.
Как первоклассник сидит, когда делает уроки? Чаще всего – в полумраке, за большим столом и на взрослом стуле. Столешница находится на уровне подбородка, плечи – выше ушей, спина выгибается так, что даже смотреть больно. Похожее происходит и в школе: старинных удобных парт теперь нет, и ребята – от малышей до выпускников – сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника.
Замысел проекта родился после безуспешных попыток научить детей правильно сидеть. Тогда я начала серьезно заниматься данным вопросом. Исследование школьников от 6 до 16 лет раскрыло всю глубину проблемы: у 97% оказалась деформация позвоночника.
Для того чтобы от изучения получилось больше пользы, я решила привлечь учащихся и их родителей.
Так появилась идея совместного исследовательского проекта. Почему совместного? Потому что только общими усилиями можно добиться положительных результатов. Почему проекта? Потому что, проектируя свое здоровье, можно долгое время держать вопрос под контролем и, соответственно, сформировать необходимые навыки. Почему исследовательского? Потому что тема требовала предварительного изучения, исследования не только со стороны детей, но и со стороны взрослых. Представление проведенного исследования можно запланировать как открытое мероприятие или классный час с выступлением школьников и их родителей.

Важная информация!

  • Проблемы с позвоночником являются причиной многих заболеваний.

  • Одной из причин заболевания позвоночника у детей нередко становится школьная мебель.

  • До 60% своего времени ребенок проводит за партой или письменным столом!

I. Что такое осанка?

Учащимся дается задание: выяснить значение слова осанка.
Бежим в библиотеку, открываем словари В.И. Даля и С.И. Ожегова.
Узнаем, что осанка – от корня -сан-. Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Так у В.И. Даля: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет…».
Осанка – это, если сформулировать кратко и просто, положение, в котором человек держит свое тело.
Первое, на что вы обращаете внимание при виде нового человека, – не его глаза, волосы и даже не одежда, а осанка. И она говорит о том, кто он. Тот, у кого прямая спина, кажется гордым и уверенным в себе. А кто горбится, похоже, что стыдится самого себя.
«Не сутулься! Держи спину прямо!» – часто повторяют взрослые.
Для чего же надо держать спину прямо? Почему так важна осанка?
Правильную осанку ни с чем не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Эталоном могут служить балерины и гимнастки. Если человек ходит, сгорбившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, – это плохая осанка. Она не только некрасива, но и вредна, затрудняет деятельность внутренних органов и в большинстве случаев связана с искривлением позвоночника.
Мы выяснили, что чаще всего осанка портится в детстве. Неправильная посадка за партой, за домашним рабочим столом, дефицит движения и долгие часы с учебником, плохое освещение, которое заставляет склоняться к книге или к тетради...
Современное человечество ведет сидячий образ жизни, и привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы.

Спонсор публикации статьи компания "Грузчиков-сервис". Компания предлагает Вам услуги грузчиков, грузчиков-экспедиторов, упаковщиков, комплектовщиков и разнорабочих в Челябинске. Доступные цены, выгодные условия, бонусы постоянным клиентам, выполнение работы в срок, безналичный расчёт, персонал в любом количестве на любой срок, а также специальные предложения. Узнать подробную информацию о компании, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: chel.gruzchikov-service.ru.

Ставим для себя задачу:

Как сохранить красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?
Попытаемся подтвердить гипотезу о том, что правильная осанка – это не только красота, но и наше здоровье.
Для чего же мы затронули эту тему?
Поза сидя – оптимальная для обучения – является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. В этом положении чаще всего страдает осанка. Именно оно приводит к боли в спине и различным болезням.

Возраст 8–17 лет – самый главный период для формирования осанки. Даже малейшие отклонения в ее развитии могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей. Дети с нарушением осанки и сколиозом имеют хронические заболевания.
Устранять нарушения осанки рекомендуется в детском или подростковом возрасте, когда кости и хрящи еще достаточно мягкие, а мышцы эластичные, да и походка до конца не сформирована.
Для нашего класса проблема очень актуальна, так как большинство ребят сидят за партой неправильно, сильно наклоняясь во время письма. Мы задумались: в дальнейшем это может привести к нарушениям позвоночника, близорукости и другим заболеваниям.

II. Цель

Цель нашей работы – выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.
Объектом исследования стали медицинские аспекты осанки и состояние здоровья учащихся нашего класса.

III. Методы исследования

Что мы сделали?

– Прошли медицинское обследование у школьных врачей;

– провели тесты на правильную осанку;

– изучали расположение учебных уголков у себя дома;

– анализировали проблему освещенности при письме в школе и дома;

– проверяли соответствие мебели нашему росту;

– измеряли вес портфеля;

– анализировали полученные результаты;

– выработали комплекс рекомендаций и советов для учащихся и их родителей.

IV. Что мы узнали?

1. Важная роль в формировании осанки отводится позвоночнику
Позвоночник – связующее звено всего скелета. Его можно сравнить с мачтой, которую удерживают в вертикальном, прямом положении многочисленные растяжки. В теле человека роль растяжек выполняют короткие и длинные мышцы, протягивающиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу и т.д. Поэтому особенно важно, чтобы мышцы с обеих сторон позвоночника были развиты и напрягались равномерно. Правильное положение тела и определяется степенью развития и тонусом мышц и связок, окружающих позвоночник.

2. Основные требования  к правильной осанке

Если человек непринужденно, свободно держит голову и корпус прямо, плечи слегка опущены, отведены назад на одном уровне, живот подтянут, колени выпрямлены, грудь несколько выступает вперед, то можно сказать, что у него правильная, хорошая осанка.
Осанка сказывается не только на красоте и внешнем облике человека, но и влияет на его здоровье. Правильная осанка создает условия для нормального положения и деятельности внутренних органов. Неправильная – пагубно воздействует на сердце, легкие, печень, кишечник и другие органы.
Осанка отражает и внутреннее состояние человека – его настроение и самочувствие. Известно, что когда мы здоровы, бодро настроены, мы и внешне подтягиваемся – распрямляем плечи, ровнее держимся.

Несколько причин иметь  правильную и здоровую осанку

1) Чем красивее спина, тем увереннее личность.

Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Попробуйте глубоко вздохнуть и встать прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?

2) Дыхание становится легким и более глубоким.

Правильная осанка облегчает дыхание, помогая расслабиться и сконцентрироваться.

3) Улучшаются дыхание и пищеварение.

Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, лучше функционируют органы.

4) Вы выглядите более стройными.

Имея хорошую осанку, вы будете стройнее, и одежда будет лучше на вас сидеть.

5) Голос будет казаться лучше.

Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате ваш голос лучше звучит.

6) Помогает мышцам и суставам.

Хорошая осанка помогает нам держать скелет и суставы в таком положении, чтобы наши мышцы работали правильно.

7) Улучшается мышление.

Осанка также затрагивает ваш ум. И на ней может отразиться настроение. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете, осанка прямая. А вот унылые люди часто сидят или стоят ссутулившись.

8) Здоровый позвоночник.

Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника.
Проверим состояние своей осанки!

3. Тест на правильную осанку
Чтобы узнать, какая у вас осанка, нужно проделать следующее упражнение: подойти с привычной для вас осанкой к стене и встать к ней спиной. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках – затылке, лопатках, ягодицах и пятках – значит, с осанкой все в порядке.
Чтобы проверить, правильно ли ты сидишь, поставь руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться угла глаза.
При ответе у доски стой прямо, опираясь на обе ноги. Не опускай низко голову и плечи. Если, сидя за столом, ты немного устал, можешь изменить позу: слегка наклониться вперед или откинуться на спинку стула.

Правильная парта

Оказывается, парты, которые стоят в нашем классе, очень даже правильные. Еще в начале прошлого века замечательный ученый Федор Эрисман придумал такую парту, за которой дети не уставали и не портили спину и зрение: соединенные стол и скамья, наклонная крышка, жесткая спинка, фиксирующая позвоночник. Правильная парта – это очень важно, ведь, по данным специалистов, в 64% случаев сколиоз у детей возникает из-за неудобной школьной мебели.

А как же должно быть   организовано рабочее место  школьника дома?

Для изучения данного вопроса ребята вместе с родителями отвечали на вопросы анкеты. Анкета разработана учителем. Результаты проанализированы родителями.

1) Есть ли у тебя дома свой учебный уголок? (Да. Нет.)
2) Где он расположен? (Возле окна. В другом месте.)
3) С какой стороны падает свет из окна на твой письменный стол? (Слева. Справа. Сзади. Спереди.)
4) С какой стороны падает свет лампочки вечером? (Слева. Справа. Сзади. Спереди.)
5) Подходит ли твоя мебель для твоего роста? (Да. Нет.)
6) Имеется ли у тебя дома спортивный уголок? (Да. Нет.)
7) Имеется ли в вашем доме компьютер? Где он расположен? (На моем письменном столе. В другом месте.)
8) Кровать, на которой ты спишь... (очень мягкая; жесткая).
9) Вес портфеля, собранного в школу... (до 3 кг; больше 3 кг).

V. Изучение состояния осанки учащихся 3-го «В» класса

1. Результаты медицинского обследования

Дата проведения обследования

Количество учеников

в классе

Количество детей
с правильной
осанкой

Количество детей с нарушениями осанки (сутулость, дефект осанки, сколиоз)

2009 г.

21

9

12

100%

42,86%

57,14%

2. Факторы, влияющие на нарушение осанки

Не имеют своего учебного уголка

Письменный стол освещен неправильно

Мебель (стол, стул) не соответствует
росту
ребенка

Не имеют дома
спортивного уголка

10 чел.

У 13 чел.

У 9 чел.

19 чел.

47,61%

61,90%

42,85%

90,47%

VI. Выводы

Данные таблицы показывают, что более половины ребят имеют нарушения осанки. Чтобы эти нарушения не закрепились и не стали привычкой, нужно предпринять меры для профилактики и лечения позвоночника. Для этого мы вместе с родителями и детьми выработали конкретные рекомендации.

VII. Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки

1. Оборудовать учебную зону по правилам эргономики (науки, позволяющей создавать условия для здорового и эффективного труда):

– учебный уголок должен находиться возле окна;
– мебель должна соответствовать росту;
– свет должен падать слева (у левши – справа).

Хорошо подойдет для детского «кабинета» зеленый цвет – он повышает работоспособность; или голубой, который стимулирует мозговую деятельность. Можно также использовать обои оттенков светлого дерева. Если создать школьнику комфортные условия, учеба будет доставлять ему гораздо больше удовольствия.

2. Сидеть за письменным столом нужно правильно: голову слегка наклонить вперед, спину держать прямо. Между грудью и столом должно оставаться 3–4 см.
Ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны упереться в пол.

3. Через каждые 20 минут работы за столом необходимо делать перерыв.

4. Некоторые устные домашние задания можно выполнять, лежа на полу, на животе, подложив опору под локти.

5. Детская кровать должна быть жесткой и на 20–25 см больше роста ребенка.

6. Необходимо контролировать вес школьного портфеля. Он должен весить не более 3 кг, и носить его надо за спиной.

7. Важно соблюдать здоровый режим дня (чередовать учебу, отдых на свежем воздухе, отдых дома).

А что еще можно сделать для профилактики нарушения осанки и болезней позвоночника?

Укреплять мышцы!
Для этого в нашей школе открыт кабинет здоровья с различным спортивным оборудованием, тренажерами. Один раз в неделю по расписанию у нас спортивно-оздоровительный час.
Упражнения для формирования правильной осанки включают:

– фиксацию стойки «смирно» и стойки «смирно» у стены (прислоняясь к стене);
– прогибание туловища в основной стойке и в положении лежа (прогибание назад в положении лежа на животе, подъем прямых ног назад из того же положения);
– вращение туловища влево и вправо;
– наклоны вперед и назад.

  • Правила по выполнению физических упражнений для формирования осанки предлагает учитель физкультуры. (Приложение 1)

  • Рекомендации для укрепления мышц живота дает педиатр. (Приложение 2)

Во время уроков полезно проводить упражнения для релаксации.

  • «Медвежьи покачивания»

Раскачиваясь из стороны в сторону, расслабляем позвоночник, мозг, мышцы шеи, глаз. Можно включить музыку, придумать сюжет.

  • «Поза дерева»

Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представить себя деревом. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживаем позу 15–20 секунд. Упражнение можно выполнять и стоя.

  • Ставим плечи на место. Для этого нужно поднять плечи как можно выше, отвести их назад и свободно опустить.

  • Ритмическая пауза.

(Спина прямая, руки на поясе.)

1. Поднимают плечики,

Прыгают кузнечики!
(Прыгают на носках легко.)
Выше, выше, высоко,
Ниже, ниже, низко. (Приседают.)
Сели, посидели,
Травушку покушали,
Тишину послушали...

2. Потянитесь вверх повыше –

Вы достать хотите крышу. (Потягивания, руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (потягивания, руки в стороны)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)

Выполняем упражненье...

Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз, два, три, четыре, пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся, руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед – назад.)
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Очень полезны упражнения на равновесие – ходьба с различными предметами на голове.
Для того чтобы выровнять осанку и закрепить результат, достаточно регулярно заниматься гимнастикой и выполнять специальные упражнения для спины. Одним из самых простых является ежедневное ношение на голове толстых книг или мешочков с грузом. Начинать такую зарядку нужно с 5 минут, постепенно увеличивая ее длительность до 15. Уже через месяц ваш стан станет заметно прямее. Упражнение формирует правильную осанку и постановку головы, что является отличной профилактикой как сколиоза, так и его последствий.
Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Золотое правило – регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Это непреложный закон нашей жизни, и с ним приходится считаться.

VIII. Заключение

Позвоночник позволяет нам вести довольно комфортную жизнь в этом мире. С его помощью мы способны ходить, бегать и прыгать. Но насколько мы ценим сей бесценный дар? Заботимся ли мы о том, чтобы наш позвоночник был всегда подвижен, упруг и здоров?
Мы считаем, что проведенные исследования являются очень важными для сохранения осанки, а значит, и здоровья.
Правильная осанка – это красота, стройность и хорошее впечатление о человеке!
Правильную осанку нужно у себя формировать с детства. Если изо дня в день сидеть или ходить согнувшись, держать одно плечо выше другого и т.п., позвоночник постепенно искривляется, и можно навсегда остаться кособоким и сутулым.
Самое главное средство профилактики – выработка навыков правильной осанки. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как ходишь. Особенно важно заниматься физическими упражнениями, укреплять мышцы.
Также нужно соблюдать режим дня и питания, заниматься физкультурой и спортом, подбирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки.
В течение последующих лет учебы мы должны постараться следовать разработанному комплексу рекомендаций. Приглашаем прислушаться к ним также и других школьников.
Наши успехи в учебе и в жизни зависят от нашего здоровья. И мы доказали, что главную роль во всем этом играет наша осанка.

Приложение 1

Правила выполнения упражнений для формирования осанки

Рекомендации учителя физкультуры

Все упражнения делаются без излишнего напряжения, задержек дыхания (кроме специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение неприятных ощущений. Если же они происходят, это признак либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности ребенка. Постепенно нужно увеличивать время выполнения и интенсивность нагрузки, но чувства усталости наступать не должно: ведь упражнения предназначены не для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а для формирования правильного положения головы, туловища, рук и ног. Для сохранения правильной осанки очень важно иметь тренированные мышцы живота. На это советуем обратить особое внимание.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины

Упражнение 1

Сначала поднимаем одно плечо как можно выше, фиксируем его в этом положении. Потом то же проделываем другим плечом. Затем опускаем то плечо, которое подняли первым, потом – другое. Работают только плечи. Голову не опускаем, корпус не наклоняем.

Упражнение 2

Сразу оба плеча перемещаем вперед, затем назад. Плечи старайтесь не поднимать. Спина прямая.

Упражнение 3

Совмещаем движения плечами с наклонами. Плечи вперед – наклон вперед. Плечи назад – наклон назад. Таким образом, вместе с мышцами плечевого пояса разрабатываются еще и мышцы спины.

Упражнение 4

Прямые руки отводим назад, чтобы они были перпендикулярны туловищу. Из этого положения медленно поднимаем руки как можно выше – не сгибая ни их, ни корпус.

Упражнение 5

Берем в руки гантели весом 1,5 кг. Наклоняемся вперед, прогнувшись, спина прямая, отводим руки назад, прогибаемся, соединяем лопатки. Повторяем 10–12 раз.

Упражнение 6

Лежа на спине, руки вдоль туловища, сгибаем ноги, стопы поставив на пол. Опираясь затылком, локтями и стопами, поднимаем туловище (таз), задерживаемся в этом положении на 3–5 секунд и возвращаемся в исходное положение. Упражнение повторяется 10–12 раз.

Упражнение 7

Лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Опираясь головой, руками и пятками, поднимаем туловище, слегка прогибаясь в этом положении на несколько секунд. Повторяем 5–6 раз.

Упражнение 8

Лежа на животе, руки вдоль туловища. Руки за спиной необходимо взять в замок. Поднимаем голову, плечи, прямые руки и одну ногу, прогибаемся, находясь в этом положении 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.

Упражнение 9

Исходное положение то же. Кладем кисти на затылок. Поднимаем голову, плечи и согнутые ноги, головой тянемся к стопам. Повторить 6–8 раз.

Упражнение 10

Исходное положение то же. Руки выпрямляем вверх. Поднимаем голову, плечи, прямые руки и ноги, прогибаемся и держимся в этом положении 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.

Упражнение 11

Сидя на полу, руками опираемся о пол сзади. Поднимаем туловище (таз), голову отводим назад, прогибаемся, находясь в этом положении 3–5 секунд. Повторить 8–12 раз.

Литература и ресурсы Интернета

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. – М.: Прогресс, 1994. – 1796 с.
2. Гладышева О.С. «Уроки здоровья», газ. «Здоровье детей». № 15/2006. – Изд. дом «Первое сентября». – 24 с.
3. «Здоровье школьника», журн. – № 3, май 2006 г.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986.

http://medblog.ru/2006

http://www.fizkult-ura.ru/node/113

http://ru.wikipedia.org и другие

Гульзада Аглуллина