Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2009

Конкурс

В поисках страны Гармонии

Классные часы для учащихся 5–7-х классов общеобразовательной школы*

Одной из составляющих здоровья современного человека (наряду с физическим) является душевная (эмоциональная) сторона. Современный мир с его стремительным ритмом не позволяет нам остановиться. Грубость, жестокость, эгоизм управляют человеком, при этом спокойствие, умиротворение становятся дефицитом. Как же найти тот путь, который поможет нам обрести гармонию – жить в соответствии с требованиями общества XXI века и внутренним состоянием каждого?

_______________

* К сожалению, мы не можем опубликовать сценарии всех занятий. Предлагаем вниманию наших читателей два из них. – Редакция.

Арт-терапия, что это такое

Слушать Прекрасное,
видеть Прекрасное – значит улучшаться.

Мыслители древности

Вариант, который мы предлагаем, не является лечебным. Мы хотим, чтобы каждый ребенок выбрал свой путь, который поможет ему преодолеть страхи, неуверенность, тревожность. И это путь арт-терапии.
Арт-терапия буквально означает «лечение искусством» (самолечение творчеством). В научном смысле – метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции творчество и художественные приемы, такие, как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое.
Терапия искусством – относительно новый метод психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании его работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет исследовать и выражать чувства на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Это подтверждается в наше время быстрой сменой стилей в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях.
На начальных этапах терапия искусством отражала положение психоанализа, согласно которому конечный продукт творчества пациента, будь то нечто, нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике.
В 20-х годах прошлого века немецкий ученый Принцхорн (Prinzhorn, 1886–1933) провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты.
В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по терапии искусством психодинамической ориентации. В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально (Naumburg, 1966).
Терапия искусством стала посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации в процессе психоанализа. Мы переживаем мечту в основном в зрительных образах; при этом возможны и чувства, могут вплетаться и мысли, а также возникать ощущения в других модальностях, но тем не менее она есть прежде всего именно образы. Трудности осознания мечты как раз и заключаются в необходимости перевода языка образов в слова. «Я могу нарисовать ее, – часто говорит нам человек о своей мечте, – но я не знаю, как ее выразить словами» (Freud, 1922/1963, р. 90).
Терапию искусством бессознательно применяют и самые обычные, не занимающиеся художественной деятельностью взрослые, и, конечно, дети. Арт-терапия снимает у любого ребенка и, кстати, взрослого самые разные проявления нестабильности настроения, ситуативной тревоги, любые другие естественные проявления трудностей бытия. В принципе арт-терапией должны заниматься все – родители, учителя, воспитатели, врачи-психотерапевты. Но в наибольшей мере – родители. Именно они могут ввести терапию искусством в ежедневное общение с ребенком, сделать это частью жизни ребенка.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:

  • внутри- и межличностные конфликты;

  • кризисные состояния;

  • экзистенциальные и возрастные кризисы;

  • травмы;

  • потери;

  • постстрессовые расстройства;

  • невротические расстройства;

  • психосоматические расстройства;

  • развитие креативности;

  • развитие целостности личности;

  • обнаружение личностных смыслов через творчество;

  • многое другое.

Эффективны все виды творчества (любое рисование, фантазирование, конструирование, даже придумывание и шитье платьев), но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Рисование, регулярное, ежедневное, с элементами фантазии, необходимо всем детям без всякого исключения. Весьма важны в этом смысле чтение – как пассивный вариант арт-терапии – и сочинение, придумывание историй – как его активный вариант.

Техники арт-терапии:

1) библиотерапия;
2) сказкотерапия;
3) маскотерапия;
4) драмтерапия;
5) работа с глиной;
6) песочная терапия;
7) цветотерапия;
8) музыкотерапия;
9) фототерапия;
10) видеотерапия;
11) оригами;
12) игротерапия;
13) изотерапия.

Мы предлагаем добавить к этому списку еще анималотерапию, которая не относится к техникам арт-терапии, но позволяет формировать доброе отношение к братьям нашим меньшим, воспитывает толерантность, терпимость, снижая уровень агрессии и проявления жестокости, свойственные подростковому возрасту.

Библиотерапия в дословном переводе означает «лечение книгой» (от греч. biblion – книга и theraрeia – лечение). Она основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния человека. Библиотерапия – также процесс лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помогать в решении проблем. При подборе книг необходим тщательный учет личностных особенностей человека, его социального опыта, образовательного и культурного уровня.
Известный феномен перечитывания любимой книги, прослушивания давно знакомых произведений свидетельствует о том, что не только голая информация, фабула волнует читателя, но что его притягивает не в последнюю очередь возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания – здесь чтение выступает как своеобразный тренинг чувств. Вторая цель перечитывания – найти ответы на свои жизненно важные вопросы: ведь нередко читатель возвращается к книге спустя много лет, когда какая-то жизненная ситуация побуждает его выяснять, как именно решалась эта проблема героями и автором полузабытой книги. Чем объемнее такой «банк данных» в памяти читателя, тем больше возможностей для библиотерапии.
Здесь мы можем выделить и такую технику арт-терапии, как сказкотерапия.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой и построить особые, доверительные, близкие отношения с окружающими...

Музыкотерапию применяют почти при всех заболеваниях, но, пожалуй, успешнее всего этот метод помогает при нервных и психических расстройствах. Правильно подобранные мелодии могут помочь в борьбе со страхами, депрессией и неврастенией не хуже антидепрессантов. Ее рекомендуют врачи при сердечно-сосудистых заболеваниях и мигрени, эпилепсии и гастрите, астме и хроническом бронхите... Звуки даже используют как обезболивающее средство в стоматологии. Кроме того, считается, что симфоническая музыка может изменить кислотность желудка. Военные марши – повысить тонус мышц. Мажорная мелодия – участить пульс и повысить артериальное давление. Но, главное, правильно подобранная музыка нормализует ритм нашего дыхания, пульс и артериальное давление, снимает мышечное напряжение. А минорной по силам... активизировать физиологические процессы.
Наши дети слушают самую разную музыку. К сожалению, лишь немногие из них предпочитают классическую. И напрасно. Хорошая музыка оказывает мощное воздействие на человека. Так, музыка Моцарта содержит большое количество звуков высокой частоты, которые вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга. И это улучшает память и стимулирует мышление. Кроме того, музыка имеет и лечебные свойства. Психологи и психотерапевты используют ее для устранения самых разных заболеваний. Так, например, струнная музыка, исполняемая в ритме 64 четверти в минуту, положительно влияет на работу сердца и на нервную систему. Наш сердечный ритм составляет 68–72 удара в минуту, в то время как ритм произведений Баха, Генделя, Вивальди составляет всего 60 четвертей в минуту. При слушании такой музыки сердце подстраивается под этот ритм – и мы поневоле расслабляемся.
Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В ряде больниц Голландии исследовалось влияние музыки на течение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Выявлено, что специально выбранная классическая музыка помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, оказывая позитивное влияние на гемодинамику.
Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами.
Американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа оказалось «сваренным всмятку»). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая «рок-обработке» с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми лучиками. А тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные, рваные осколки…
Итальянскими нейробиологами был проделан интересный эксперимент, который доказал, что быстрая и диссонансная музыка негативно влияет на способности к обучению. Наблюдались мыши, которые шли по лабиринту в поисках пищи. Одна группа мышей слушала вальсы Штрауса, а другая – барабанную дробь. На протяжении трех недель зверьки, слушавшие барабанную дробь, так и не смогли выучить путь к кормушке. При прослушивании резких звуков нарушаются определенные структуры мозга, что сказывается на обучении. Если хотите вырастить неленивых, образованных детей, старайтесь, чтобы их музыкальные предпочтения не ограничивались произведениями, которые звучат на дискотеках.

Цветотерапия. Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет, проникая таким образом в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа вырабатывает гормоны, управляющие функциями организма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем. Наука о лечении цветом называется цветотерапией.
Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находим документальные подтверждения тому, что, например, китайские врачи издревле лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде «Канон врачебной науки» также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры.
Как мы говорили в начале, техник арт-терапии много. Мы решили остановиться на таких, как изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, ароматерапия, анималотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, предоставив тем самым детям один из множества путей обретения Гармонии. А за ними – решение, какой путь выбрать.
Занятия проводятся 1 раз в месяц (всего 8 занятий, первое – вводное). Все свои наблюдения ученики будут заносить в специальный дневник. Но, чтобы ребенок сумел найти свой путь, мы должны ему помочь. Не отказывайте ребенку в помощи.

 

Занятие 2. ИЗОТЕРАПИЯ

Оборудование:

- творческий дневник самонаблюдений;
- карточки со знаками «+» и «–»;
- альбомные листы;
- ватманы (по количеству групп учащихся);
- простые карандаши;
- компьютер;
- проектор;
- таблица «Мое восприятие картины».

Иллюстративный материал:

- И.Левитан. «Вечерний звон»;
- К.Малевич. «Супрема. 58»;
- П.Пикассо. «Герника»;
- И.Аргунов. «Портрет неизвестной крестьянки»;
- П.Сезанн. «Натюрморт с луком»;
- Леонардо да Винчи. «Джоконда».

Комментарии

Как показали исследования, терапевтический эффект имеет любая творческая деятельность, и прежде всего собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощенно.
Любое рисование, фантазирование, конструирование, даже придумывание и шитье платьев – это тоже лечение, и эффективное в той мере, в какой девочка сама придумывает «фасончики» для платья. Есть и более пассивные способы лечения. Ребенок пристает, требует, умоляет рассказать ему сказку и, погружаясь в вымышленный мир волшебников и зверей, понемножку справляется со своими бедами и тревогами. Это тоже лечение искусством, может быть, менее эффективное, чем активные методы, но зато куда более доступное.
Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Причин здесь много – и большая доступность этой деятельности, и ее близость к реальности (в сравнении, например, со стихами и музыкой). Рисование, регулярное, ежедневное, с элементами фантазии, необходимо всем детям без всякого исключения. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать – это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности, который необходимо проанализировать с опытным психологом.
Руководитель группы терапии искусством обеспечивает группу необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования художественного творчества. Материалы используются самые простые, такие, как наборы карандашей всех цветов, глина для лепки, а также деревяшки, камни, кусочки ткани и бумага. Иногда члены группы могут приносить и другие материалы, которые привлекают их: береговой песок и кору деревьев. Помещение должно обеспечивать возможность для движений и шумных игр. Руководитель старается быть как можно более незаметным, для того чтобы способствовать творчеству. Участники получают наставление полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Терапевт, занимающийся терапией искусством, не обязательно должен быть художником. Гораздо более существенны его интерес к проблемам художественного творчества, знания патопсихологии и групповой динамики.
Язык рисунков – это голос бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. В рисунках причудливо переплетается информация, источниками которой являются как открытые, так и глубинные пласты человеческой души. Одним из наиболее часто используемых в терапии искусством упражнений стало «создание групповых фресок», в котором участники либо рисуют всё, что они хотят, на общей картине, либо дорисовывают на ней что-то согласно выбранной всей группой теме (Harris & Joseph, 1973). Это обеспечивает групповое взаимодействие, помогает проникнуть во внутри- и межличностные конфликтные зоны. Исследователи, занимающиеся терапией искусством, соглашаются в том, что художественные способности или специальная подготовка пациентов не нужны для использования художественного творчества в качестве терапевтического средства. Для терапии искусством важны сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.
Кроме картин известных художников и собственных творений, в изотерапии удачно используются лечебные фото.
Всем известно о необходимости позитивного отношения к себе и к жизни вообще. Часто можно услышать, что счастливые события способствуют укреплению здоровья и дают установку на долголетие. Довольно популярна расхожая рекомендация: посмотри в зеркало, улыбнись и за что-нибудь себя непременно похвали. Возникает вопрос: а можно ли в лечебных целях воздействовать на подсознание человека фиксированными положительными эмоциями? Да! Положительные эмоции, зафиксированные на фотографиях (в частности, на собственной), прочно внедряются в сознание, что оказывает колоссальное влияние на весь организм:

  • снижается тревожность;

  • возникает терапевтический эффект: быстрее излечиваются различные сопутствующие заболевания – нервные, кожные, язвенные, гипертония;

  • легче решаются психологические проблемы (в сознании человека формируется собственный образ – веселый, здоровый, жизнерадостный, привлекательный, а раньше его, вероятнее всего, вообще не было).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап 1

Ребятам предлагаются (проекция на экран) поочередно несколько картин без автора и названия, только порядковый номер. В течение нескольких минут они внимательно всматриваются в каждую картину, чтобы определить, какое чувство она вызывает. По истечении времени, отведенного на восприятие картины, учащиеся отмечают плюсом или минусом то настроение, которое она вызвала: позитивное (тогда напротив номера этой картины они ставят «+») или негативное («–»). И так по каждой картине.

Все данные вносятся в таблицу «Мое восприятие картины»:

 

+

№ 1

   

№ 2

   

№ 3

   

№ 4

   

№ 5

   

№ 6

   

Этап 2

Группа учащихся из 6 человек (по количеству картин) в течение двух минут подсчитывает количество «+» и «–» и оглашает результаты.
Пока ребята подсчитывают, можно рассказать интересные факты о влиянии картин на человека.

Пример. В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно. В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой женщины из Флоренции, написанное Леонардо да Винчи в XVI веке. Портрет, известный как «Джоконда», сегодня, пожалуй, самое знаменитое живописное произведение на земле. Леонардо да Винчи вложил в ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражение лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял ее образ на недосягаемую высоту.
Все живет и трепещет в ее фигуре. Джоконда подлинная, как сама жизнь. А на лице ее едва играет улыбка, которая приковывает к себе зрителя силой действительно неудержимой. Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с направленным на зрителя бесстрастным, словно испепеляющим взглядом. Что скрывается за этим взглядом и улыбкой? Мы видим в них мудрость, лукавство, высокомерие, знание каких-то тайн, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий человеческой истории.

Этап 3

По картинам, которые вызвали у большей части ребят позитивное и негативное отношение (их должно быть две), выстраиваются ассоциативные ряды (до 5) с помощью имен существительных (картины должны быть перед глазами ребят). Например, «позитивная» картина вызывает радость, счастье, спокойствие, умиротворенность; «негативная» картина – ужас, страх, боль и т.д. Все ассоциации записывают на доске (при оформлении списков необходимо оставлять место для рисунков).

Этап 4

На этом этапе учащиеся рисуют символы к ассоциациям, которые у них возникали в ходе восприятия произведения искусства («позитивной» картины). Для этого они используют альбомные листы и простые карандаши (символы не разукрашивать!). 5 ассоциаций – 5 символов, причем одна ассоциация может иметь несколько символов. Например: солнце – символ радости, улыбка – символ счастья, голубь – символ мира и т.д.

Этап 5

К столбику, где отмечены ассоциации, вызываемые «негативной» картиной, прикрепляются нарисованные ребятами символы, с помощью которых можно бороться с этими чувствами. Например, улыбка может помочь в борьбе со страхом, солнце – с тьмой, ужасом и т.д.

Этап 6

Следующий этап – работа в малых группах. Каждой группе учащихся раздаются ватманы, на которых ребята должны нарисовать позитивную картину, составленную на основе созданных ими символов (картина не разукрашивается!).

Этап 7

Все созданные группами картины вывешиваются на отведенном для этого месте и остаются там до следующего занятия вне зависимости от времени (также можно повесить в классе и те картины, которые вызвали положительные эмоции учащихся).

Этап 8 (домашнее задание)

Нарисовать простым карандашом (не разукрашивать!) в творческом дневнике самонаблюдений символ своей положительной эмоции и записать его восприятие одним словом (лучше существительным: например, счастье, нежность, мама и т.д.).

wpe420.jpg (15171 bytes)

Занятие 6. СКАЗКОТЕРАПИЯ

Оборудование:

- творческий дневник самонаблюдений;
- альбомные листы (12);
- карандаши или ручки;
- ватман (3).

Комментарии

«Бывают случаи духовного упадка, когда чтение может стать чем-то вроде лечебной дисциплины, задача которой путем повторных побуждений непрерывно вновь и вновь вводить ленивый ум в умственную жизнь. Книги играют тогда для него ту же роль, что и психотерапевт для иных неврастеников.
...Самый возвышенный разговор, самые убедительные советы также будут бесполезны, потому что сами по себе они эту особую активность породить не могут. Нужно, следовательно, вмешательство, хотя и исходящее от других, но действующее в глубине нас самих; как раз таков импульс, идущий от другого ума, но полученный в уединении. ...Именно таково определение чтения, и только к чтению оно подходит. ...В той мере, в какой чтение есть посвящение, волшебный ключ, открывающий нам в глубине нас самих дверь обителей, куда мы иначе не сумели бы проникнуть, оно играет целительную роль в нашей жизни. И напротив – чтение становится опасным, когда вместо того, чтобы пробудить нас к самостоятельной духовной жизни, оно пытается подменить ее собой». (Марсель Пруст)
При подборе книг необходим тщательный учет личностных особенностей человека, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Поэтому для младших школьников и учащихся 5–7-х классов хорошо использовать для этой цели сказки.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой и построить особые, доверительные, близкие отношения с окружающими.
В работе со школьниками были использованы различные виды сказок: медитативные, дидактические, психокоррекционные и художественные сказки.

Значение сказок:

1) сказки могут обучать;
2) с помощью воздействия сказки ребенок расслабится, сможет фантазировать, отдыхать;
3) через сказку ребенок может выявить свой страх и попытаться избавиться от него;
4) сказки развивают творческое мышление, фантазию, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи;
5) совершенствуют язык (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли);
6) формируют способность к глубокому образному мышлению;
7) учат умению слушать и анализировать услышанное.

Анализ сказок может быть организован разными способами.

Вариант 1:

- игроки делятся на команды;
- задача каждой команды – как можно полнее воспроизвести (устно или письменно) текст, который зачитывает ведущий;
- затем игрокам дается 5 минут на воспроизведение прочитанного текста в устной или письменной форме;
- выигрывает та команда, которая полнее воспроизведет текст.

Примечание. По ходу чтения сказки никаких пометок в блокнотах делать нельзя!

Вариант 2

Все команды получают по одному заданию:

- нарисовать главных героев сказки;
- рассказать о своем отношении к героям;
- попытаться определить отношение других героев к главному;
- исполнить действия персонажей сказки;
- сочинить собственную сказку и нарисовать ее.

Вариант 3

команды должны:

- ответить на вопросы о героях из сказочных сюжетов;
- рассказать о том, что им известно о главном герое;
- представить себя на месте персонажа и рассказать о своих ощущениях;
- подумать об условиях, необходимых для мирной жизни, гармоничного развития.

Вариант 4

команды должны:

- создать образ персонажей;
- выбрать наилучший выход из сложившихся ситуаций;
- проанализировать поступки героев и сравнить их с возможными другими поступками;
- представить себя на месте персонажа и разыграть фрагменты сказки.

Итак, обобщим сказанное:

1) для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка;
2) терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы;
3) ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

После успешного обучения анализу сказок рекомендовано провести практикум по их написанию, на основе которого создать брошюру «Сказочные истории класса».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап 1

Игра «Домино»: учащиеся разбиваются на 3 команды. В течение 1 минуты учащиеся создают список литературных произведений (сказок, стихотворений, повестей, рассказов и т.д.), в названии которых присутствуют цвета, животные, еда.

Этап 2

Команды выбирают по одному представителю, которые прочитают списки произведений, подобранных командой. В ходе чтения каждое повторяющееся название вычеркивается из списка остальных команд. Выигрывает та команда, в списке которой останется произведение, не встречающееся у команд-соперниц. Таким образом, после каждого круга остаются 3 названия произведения, в которых есть цвет, животное и еда.

Этап 3

Каждой команде предлагается сочинить сказку (форма любая), в сюжете которой будут присутствовать все три названия.

Этап 4

На заключительном этапе каждая команда знакомит всех со своим произведением. В ходе чтения сказки первой команды вторая команда думает над названием, а третья рисует иллюстрацию к сказке. И так с каждой командой.

В итоге каждая сказка будет иметь название и иллюстрации, созданные всеми участниками занятия, а не только одной командой.

Этап 5 (домашнее задание)

Придумать сказку (можно отредактировать командную) с учетом собственных ассоциаций, связанных с символом, цветом, животным.

Ксения Безух ;
Наталья Киселева