Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2010

Урок здоровья

«Чарка о здравии»

Учебный проект

В жизни каждого человека возникают ситуации, в которых он теряет способности мыслить, принимать волевые решения, любить. Такое случается в результате длительного эмоционального напряжения. В состоянии дистресса необходимо прибегнуть к психологическим способам изменения самочувствия. У организма есть физиологические способы психологической разрядки. Это физическая работа, потение, дыхание с полным выдохом, зевание, пение, смех, плач и др. Взрослея, подростки начинают использовать другие способы, такие, как табакокурение, алкоголь, наркотики.

Подростки чаще всего переживают следующие дистрессы:

  •  Возрастной – эмоциональная реакция на подавление старшим по возрасту (родителями, авторитарными учителями).

  •  Личностные – индивидуальные варианты переживания подавления.

  •  Социальный – неадаптированность к общественным нормам поведения, нежелание выполнять их.

  •  Половой – неприятие или непонимание стереотипов и норм, обусловленных полом человека.

Необходимо обучать подростков здоровым формам реагирования на тяжелые жизненные ситуации.
Представленный учебный проект помогает организовать деятельность учащихся по профилактике алкоголизма.

Подготовительный этап

Разделите учащихся на группы и дайте задания.

1. Провести анкетирование среди сверстников «Почему молодые люди начинают употреблять спиртные напитки?».
Примерные вопросы и ответы:
а) 3наете ли вы об опасности для здоровья употребления спиртных напитков?
Да. Нет.

б) Считаете ли вы, что употребление пива может вызвать алкоголизм?
Да. Нет.

в) Почему вы употребляете спиртные напитки?

Все мои друзья употребляют;
– чтобы выглядеть взрослым и независимым;
– чтобы снять нервозность;
– мне нравится пить;
– другие причины.

г) Как часто вы употребляете спиртные напитки?
– Почти каждый день;
– раз в неделю;
– раз в месяц.

д) Как вы считаете: чем можно заменить употребление спиртных напитков?

2. Изучить статистические данные о причинах дорожно-транспортных происшествий и случаев лишения водительских прав. Оценить опасность употребления спиртных напитков для пешеходов и водителей.
3. Побеседовать с врачом-наркологом. Узнайте, как быстро возникает привыкание и развивается болезнь. Какие социальные группы наиболее подвержены этому заболеванию? Можно ли вылечиться от алкоголизма?
4. Узнать у врача-педиатра, как употребление спиртных напитков сказывается на здоровье младенцев. Найдите в Интернете сведения о том, какие наследственные патологии вызывает алкоголь.
5. Сoбрать сведения об отношении к употреблению алкоголя на Руси. Какие законы регулировали употребление алкогольных напитков?

Статья опубликована при поддержке Наркологического центра "Нева", осуществляющего лечение заболеваний наркологического профиля – от выведения из запоя, снятия похмелья и вытрезвления до комплексного лечения алкоголизма и наркомании. Лечение алкоголизма проводят опытные врачи-наркологи, психотерапевты, психологи, которые подберут наиболее эффективную для каждого конкретного случая программу избавления от алкогольной зависимости. Для достижения положительного результата и установления устойчивой ремиссии в лечении применяются как уже давно известные и хорошо зарекомендовавшие себя методики, так и авторские разработки, основанные на новейших достижениях наркологии. Центр "Нева" располагает комфортабельным стационаром, однако если лечь в него или лечиться амбулаторно у пациента нет возможности, то врачи-наркологи готовы оказать необходимую квалифицированную помощь на дому. На сайте narcolog.spb.ru можно узнать все подробности об услугах, оказываемых в центре, ценах на них, а также о применяемых в лечении методиках. Уверены, специалисты Наркологического центра "Нева" помогут Вам или Вашим близким справиться с алкогольной или наркотической зависимостью и вернут счастье и радость в Ваш дом. Будьте здоровы!

Обсуждение результатов работы над проектом

Немного истории

Алкогольные напитки были известны еще в Древней Руси. Они изготавливались из меда и хлебных продуктов, содержали небольшой процент алкоголя и были дорогими. Употребляли их редко, только по праздникам. В других странах пили тоже только слабоалкогольные напитки. В Греции подавалось разбавленное вино, в Древнем Риме разрешали употреблять вино людям после тридцати. Технология получения крепкого алкоголя была изобретена лишь в XVI веке. Со временем такие напитки дешевели, появились новые традиции их употребления.

  • Разберемся, почему молодые люди начинают употреблять спиртные напитки. Послушаем и обсудим результаты анкетирования.

Кто может начать употреблять спиртные напитки?
Употребление веществ, вызывающих зависимость, представляет серьезную проблему для человека и общества в целом. Факторы риска можно разделить на две группы: индивидуальные (биологические и психологические) и социальные.
Биологические факторы риска определяются индивидуальными различиями, унаследованными от рождения. Особенно осторожны должны быть люди с отягощенной наследственностью.
К психологическим факторам относят эмоциональное состояние, поведение и индивидуальные черты характера. Большое значение имеют убеждения человека. Тревога, депрессия, эйфория играют определяющую роль в возникновении зависимости, так же как и психические расстройства.
Сомнительное социальное окружение, социальная нестабильность, дурные семейные отношения и традиции, состояние культуры, непродуманные законы и нормы влияют на возникновение алкоголизма.

  • Алкоголь оказывает токсическое, наркотическое и социальное действия.

Для изучения токсического действия приготовьте анатомическую таблицу «Органы и системы органов человека». На ней с помощью магнитов покажите органы, на которые воздействует алкоголь.

Действие алкоголя на внутренние органы

1. Ожоги слизистой оболочки рта, пищевода, желудка, разрушение ферментов желудка ведут к формированию гастрита, язвы желудка.
2. Разрушение витаминов – к нарушению обмена веществ.
3. Происходят ожирение сердца и атеросклероз сосудов. Нарушается кровенаполнение внутренних органов, снижается количество гемоглобина.
4. Разрушаются клетки печени, наступают жировое перерождение клеток, цирроз печени.
5. Нарушается выделительная функция почек.

Особенно страдает от алкоголя головной мозг. Ведь алкоголь относится к психоактивным веществам. Эти особенности давно были замечены нашими предками и отражены в пословицах:

  •  По одной половице не пройдет.

  •  Под ним ножки подкашиваются.

  •  Лыка не вяжет.

  •  Ему ворона глаз клюет, а он и носом не ведет.

  •  Попей, попей – увидишь чертей.

  •  С пивушка головушка болит, а с вина просыпание тяжело.

Дайте ученикам задание объяснить биологический смысл пословиц.

  •  Обобщите знания о токсическом воздействии алкоголя на головной мозг: размягчает кору головного мозга; приводит к точечным кровоизлияниям; усиливает возбуждение и ослабляет торможение, в результате ослабевают память и внимание, нарушается координация движений; разрушает гипоталамус и т.д.

Ученые-физиологи обнаружили в головном мозге специальные центры положительных эмоций. Алкоголь активизирует клетки этих участков мозга, снимает напряжение, подавляет чувство тревоги и страха, способствует возникновению бурных эмоций. Но стоит ли рисковать, если удовольствие можно получить другими способами!

Как вы понимаете народную пословицу?

  •  Первая чарка крепит, вторая – веселит, а третья – морит.

  • Обсудите с учениками.

Немного истории

В Средние века в знатных домах Европы держали искусственно созданных уродцев в качестве оберега наряду с карликами и горбунами. Давно было замечено, что алкогольное опьянение партнеров в момент зачатия способствует появлению на свет неполноценных и ущербных детей. Иногда у них оказываются лишние пальцы на руках, складки кожи на ладонях, неправильный разрез глаз, низко посаженные уши, «заячья» губа и т.п. Этим пользовались и с рождения приучали ребенка пить вместо воды спирт, от этого его конечности скрючивались и переставали расти, он становился карликом. Проводили и другие зверские операции, делавшие урода еще более уродливым.

В процессе обсуждения делается вывод о том, что алкоголь вызывает нарушения в развитии; что ребенок должен быть запланированным и желанным; что родители должны понимать и чувствовать ответственность перед будущими детьми.

  • Далее можно заслушать сведения, полученные от педиатра и из Интернета.

Называются основные социальные последствия алкоголизма:
– антиобщественное поведение, рост преступности;
– появление на свет детей с врожденными патологиями;
– нарушение взаимоотношений между людьми, распад семей.

Изучите статистические данные о причинах дорожно-транспортных происшествий и случаев лишения водительских прав. Оцените опасность употребления спиртных напитков для пешеходов и водителей.

Обсудите и разъясните смысл пословиц:

  •  Хмель шумит – ум молчит.

  •  Вино с разумом не ладит.

  •  Пьяный – что бешеный.

  •  Напьется – так с царями дерется, а проспится – так и курицы боится.

В процессе алкоголизации выделяются четыре стадии: узнавание, проба, привыкание, продолжение. Узнавание, что употребление алкоголя существует как традиция и привычка, происходит в семье. Вторая стадия – проба – обычно происходит в подростковом возрасте в компании сверстников. Представление о том, что выпивка поднимает настроение и снимает нервозность, обычно внушается компанией, поскольку первый прием алкоголя отнюдь не из приятных (вот бы остановиться на том, что сам организм «защищается» с помощью рвотного рефлекса). Третья стадия – привыкание. Состояние организма, при котором регуляторные системы приспосабливаются к новому токсическому веществу, кратковременно: приспособительные реакции несовершенны и вскоре дают сбой. Четвертая стадия – продолжение, зависимость.
Школьники рассказывают о содержании беседы с врачом-наркологом: как быстро возникает привыкание и развивается болезнь, какие социальные группы наиболее подвержены этому заболеванию; можно ли вылечиться от алкоголизма.

Тест «Вы привыкли к алкоголю?»

Подсчитайте количество положительных ответов.

1. В своей компании вы часто употребляете алкоголь?
2. После приема алкоголя у вас улучшается настроение?
3. В праздничные дни вы употребляете алкоголь?
4. Родители угощают вас алкогольными напитками? Или вы употребляете их дома украдкой?
5. Вы считаете пиво и тоники алкогольными напитками?
6. У вас бывают провалы в памяти после употребления спиртных напитков?
7. Бывает так, что вам хочется выпить?
8. У вас бывает похмельный синдром?

Осмысление результатов. Если вы ответили положительно хотя бы на 4 вопроса, то у вас уже сформировалось привыкание.
Вам необходимо обратиться за помощью к врачу-наркологу.
В подростковой среде очень важно не быть «белой вороной», но в то же время нужно уметь отстаивать свое мнение и отказываться от предложения выпить спиртное.
Разыграйте ситуацию, когда человеку приходится сделать собственный выбор: пить или не пить? Пусть школьники мотивируют отказ от спиртного.

Как сказать «нет», чтобы на вас никто не обиделся?

Запомните правила общения. Вы должны твердо знать, чего вы хотите, а чего не хотите делать. Не скрывайте свои взгляды от других. Не унижайте собеседника и не кричите на него, ведь люди могут иметь другие взгляды.
Помните, что у вас всегда есть право сказать «нет» тогда, когда вы сочтете это необходимым. Смотрите в глаза человеку, по отношению к которому нужно проявить твердость. В такой ситуации нужно говорить серьезно и не оправдываться. Обращайтесь непосредственно к приятелю, который вас провоцирует. Если у вас нет опыта отказа, то обратите взгляд к тому, кому вы доверяете.

Как бросить пить?

Для этого надо разобраться в причинах, по которым люди продолжают выбирать алкоголь вместо трезвости. Основных причин четыре.

1. Снятие психологического напряжения.
Подберите для себя иные способы снятия напряжения, например, занятия спортом, туризм и т.д.
2. Ассоциация с удовольствием.
B этом случае скорее всего самостоятельно справиться с проблемой будет сложно.
3. Приобретение бессознательной привычки.
Можно справиться с помощью самоконтроля, сменить круг общения, найти себе другое любимое занятие.
4. Физическая зависимость от алкоголя.
Для ее преодоления надо обратиться к врачу-наркологу.

Тест «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?»

Отвечайте на поставленные вопросы «да» или «нет». Ответы запишите.

1. Быстро ли вас можно убедить в чем-либо?
2. Когда вы заняты своей работой, интересуетесь ли вы работой товарищей?
3. Трудно ли вам переключиться с одного урока на другой?
4. Склонны ли вы довести до конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?
5. Трудно ли вам отказаться от привычки, которая вам не по душе?
6. Легко ли вы переходите от одного дела к другому?
7. Расстраивает ли вас даже незначительное нарушение ваших планов?

Поставьте 1 балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и 1 балл за ответы «нет» на вопросы 1, 2, 6. Подсчитайте сумму баллов.
Если вы набрали 1–2 балла, то вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, легко контактируете с людьми. Незнакомые ситуации не вызывают у вас чувства раздражения. Вы не всегда настойчивы в достижении цели, и иногда вам трудно довести начатое дело до конца. Монотонной деятельности вы предпочитаете творческую.
Если вы набрали 3–5 баллов, то в случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку зрения. В ваших силах отказаться от вредных привычек.
Если вы набрали 6–7 баллов, то вы склонны менять свои привычки и взгляды. Вы целеустремленный человек, упорны в достижении цели. Ваша настойчивость переходит в упрямство, вы не любите уступать даже в мелочах. Надо быть более гибким в общении с людьми.
Проблема алкоголизма признана в Российской Федерации государственной. Разрабатывается программа по профилактике этого заболевания.
Обсудите сведения об отношении к употреблению алкоголя на Руси. Какие законы регулировали употребление алкогольных напитков? Какие меры необходимо предпринять, чтобы снять остроту этой социальной проблемы?
Каждый человек в ответе за себя и своих близких. Всегда можно найти выход из сложной ситуации, преодолеть собственные пагубные пристрастия.

Елена Заикина ,
учитель школы № 2, г. Златоуст, Челябинская область