Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2010

Учительская

Управленческая команда

Образовательное учреждение № 1084 г. Москвы с 2005 года работает в рамках статуса «Школа здоровья» благодаря поставленной задаче – через предметы и внеучебную деятельность донести до сознания ребят важность насущной проблемы

Педагогический коллектив руководствуется образовательной программой, программами «От «Школы здоровья» – к здоровой нации» и «Здоровье».
Главным является сотрудничество учителя и ученика. Школа в состоянии сама создать безопасную, комфортную образовательную среду, не привлекая огромные силы и средства, а опираясь на искреннее желание педагогов, медицинских работников, логопедов, психологов и учителей физкультуры помочь детям прожить школьную жизнь с наименьшими потрясениями; научить ребят, подсказать, посоветовать, дать им рекомендации, чтобы они захотели быть здоровыми и жизнерадостными и умели этого добиваться.
Задача образовательного учреждения – эффективное использование имеющихся резервов для развития здоровья детей и педагогов. Ориентация не на какие-то особые группы ребят, а на обучение всех и каждого, но не всех одинаково, а индивидуализированно – такова миссия школы. И она выполнима при реализации многих факторов, главный из которых – создание системы управления.
Совершенно очевидно: чтобы осуществить переход к новому, необходимо иметь систему управления, способную обеспечить эффективность и динамичность в деятельности педагогического коллектива.
Школьное управление является саморазвивающейся системой и рассматривается как взаимодействие участников образовательного процесса с взаимным изменением управляющих и управляемых.

Подбор кадров осуществлялся по заочной и очной системам

Заочная система

Очная система

  • Изучение личных дел педагогов, психологов, медицинских работников школы

  • Изучение мнений о них коллег, учащихся, родителей

  • Изучение аналитических материалов и отчетов учителей, классных руководителей, медработников, психологов, логопеда

  • Изучение портфолио и обобщение опыта учителей

  • Изучение самооценки участников образовательного процесса
  • Посещение мероприятий, уроков

  • Личная беседа

  • Тестирование

  • Анкетирование

  • Вовлечение в конкурсы разного уровня

  • Общественная деятельность

  • Собеседование

  • Непосредственное участие в различных мероприятиях: педсоветах, круглых столах, презентациях, конференциях

Готовясь к эксперименту, инициативная группа выделила базовые элементы управления:

а) динамичное руководство;
б) формирование команды;
в) адекватность педагогической системы;
г) исследования и улучшение результатов.

Последовательность управленческой деятельности:
I этап. Организация управленческой команды.
II этап. Обучение участников эксперимента.
III этап. Инициирование управленческой деятельности.

Особое внимание обращали на личностные качества: коммуникативную культуру, язык общения, имидж педагога и воспитателя, внешний вид, привычки, систему ценностей, отношения с людьми, умение разрешать конфликты, этику и мотивирование. Изучали профессиональный рост, реакцию на оценку работы, самооценку.
Собранный материал помог понять особенности образовательной культуры учителей. Это позволило не только предугадать их реакцию на экспериментальную деятельность, но и принять управленческое решение по разработке стратегии развития школы и достижению поставленных задач.
Для участников эксперимента подготовили акты: положение об экспериментальной деятельности; положение об участнике экспериментальной деятельности; положение о «Школе здоровья»; приказ об экспериментальной деятельности; положение о функциональных обязанностях участника экспериментальной деятельности; пакет документов по организации и осуществлению инновационной деятельности; план-график внутришкольных семинаров, круглых столов, бесед, лекций с участием специалистов высшей школы; положение об использовании поощрительного капитала в процессе эксперимента.

Определилась управленческая команда:

  • члены администрации;

  • педагоги-экспериментаторы;

  • логопед, психологи, социальный педагог;

  • медицинские работники;

  • председатель общешкольного и председатели классных родительских комитетов;

  • члены профкома;

  • президент учащихся и совет старшеклассников.

Команда предложила проект модели управления здоровьесбережением (см. таблицу внизу).

I этап завершился формированием команды сотрудников школы, готовой работать в совместном эксперименте, управлять сохранением и укреплением здоровья своего и окружающих (родителей, учащихся, членов своей семьи), заниматься творческой работой, исследованиями, поисками резервов ведения ЗОЖ.

II этап. Обучение участников эксперимента. Преподаватели МИОО на базе школы организованно проводили учебу сотрудников с практическими занятиями. Все слушатели подготовили свои проекты на темы, связанные с экспериментом. Их защита прошла заинтересованно и с пользой для дела. Подготовка завершилась вручением сертификатов МИОО по окончании курсов по теме «Здоровьесберегающие технологии. Паспорт здоровья».

III этап. Процесс инициирования управленческой деятельности. Участники эксперимента определили темы исследований. В центре внимания оказались:

  • показатели образовательной среды: учебная нагрузка, режим, технология, условия обучения, двигательная активность, питание в школе;

  • влияние образовательной среды на организм учащегося;

  • анализ состояния здоровья и заболеваемости;

  • мониторинг индикаторов здоровья учащихся и показателей образовательной среды;

  • оптимизация образовательной среды и оценка эффективности по принципу обратной связи.

Школьная конференция – совет школы – педсовет

Организационно-методический совет

Проекты, программы по здоровьесбережению

Методический совет

Методическое сопровождение

Экспертный совет

Исследования, диагностика

Инициативная группа

Мозговые штурмы, идеи, пути их внедрения

Медико-психолого-педагогический
и логопедический консилиум

Медицинское, психологическое, логопедическое сопровождение, диагностика

МО учителей физкультуры,
МО учителей по предметам

Организация физкультурно-оздоровительной работы, мониторинг физического развития

Общешкольный родительский комитет, конференция родительской общественности

Участие и контроль

Социальная служба

Организация сбалансированного питания

Ученическое самоуправление

Вовлечение учащихся в оздоровительную работу
«Сверстник – сверстнику», контроль
за проведением физзарядки в классах
и динамических перемен

Управленческая деятельность учитывает личностно ориентированный подход.
Это связано в первую очередь с тем, что в школе наряду с общеобразовательными имеются спортивные гимназические и профильные классы.
Организовано групповое взаимодействие с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: не секрет, что есть одаренные дети с высокой мотивацией к учебе и неуспешные, мотивацию которых приходится повышать. Кроме того, ведется индивидуальное обучение: на дому (по болезни), в семье (по ряду причин). Поэтому разработаны и действуют акты, определяющие специфику образовательной деятельности по той или иной форме, тем или иным направлениям.
Процесс управленческой деятельности состоит из трех этапов:

  • Подготовительный (1 год) – анализ ситуации, оценка положения дел, запросов, определение способов, инструментария.

  • Исследовательский. Апробация проектов (1 год) – корректировка сложившейся ситуации, использование новых технологий; проведение мониторингов, осуществление диагностики для решения поставленных задач, достижения определенных целей.

  • Итоговый (1 год) – анализ действующей модели управления. Выработка рекомендаций для других образовательных учреждений. Отрегулированы взаимоотношения при проведении ВШК между службами школы разного уровня.

Разработана циклограмма управленческой деятельности.

В течение всего учебного года организуются физкультурные паузы на уроках и динамические перемены, проводятся занятия ЛФК, психологическая помощь (консультации детей, родителей, учителей), соблюдается уровень ответственности в коридорах и классах, проверяются обувь и одежда детей (в том числе на занятиях по физкультуре), контролируется вес школьных портфелей, «дозируется» домашнее задание, на уроках применяются здоровьесберегающие технологии, расписание составляется с учетом требований здоровьесбережения учителей и учеников, в классах проводятся уроки здоровья, принимаются меры по предупреждению травматизма детей и педагогов, организуются дежурства по школе с учетом требований безопасности и здоровья.

5 раз в году проходят школьные дни здоровья.

Дважды в год (в ноябре и феврале) – месячники здоровья и безопасности; медосмотры учащихся и учителей, мониторинги физического и психического развития детей.

1 раз в четверть мероприятие по соблюдению здорового психологического микроклимата; физкультурно-оздоровительная работа в режиме школьного дня.

В переходном периоде времен года проводятся мероприятия по безопасности территории.

В конце I и IV четвертей выездные оздоровительные мероприятия с организованным питанием.

Ежедневно обеспечиваются горячее питание учащихся, работа групп продленного дня; анализируется посещаемость и заболеваемость детей и педагогов.
Постоянно ведется работа с учениками, требующими особого внимания, соблюдаются правила техники безопасности, противопожарные правила и санитарно-гигиенический режим; уделяется внимание здоровью учителей и обслуживающего персонала, обеспечивается социальная защита педагогов и школьников.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Dedilya.Ru. Если Вы решили посетить баню или сауну в Санкт-Петербурге, то оптимальным решением станет сначала зайти на сайт www.Dedilya.Ru. Перейдя по ссылке: «http://www.dedilya.ru/sauna/district/19», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать описание бань и саун, их особенности и цены. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Dedilya.Ru.

Надежда Береславская ,
директор, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №1084