Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2010

Пульс событий

Доступная среда

В сентябре прошлого года Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов. В ближайшее время Правительство РФ должно разработать предложения по ратификации этого документа 

Владимир Путин провел встречу с представителями всероссийских общественных организаций инвалидов, на которой обсуждались проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья.
Председатель правительства подчеркнул важность создания условий для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества, в том числе для получения образования детьми-инвалидами как на дому, так и в общеобразовательных учреждениях. 
Несмотря на то что российское законодательство в принципе соответствует положениям Конвенции, на практике инвалиды ежедневно сталкиваются с многочисленными проблемами. Так, для них недостаточно приспособлены социальные объекты, городская среда, транспорт. Да и просто инвалиды, к сожалению, часто окружены непониманием и черствостью находящихся рядом людей.
Поэтому уже в 2010 году планируется разработать специальную государственную программу «Доступная среда для инвалидов», а с 2011 года приступить к ее исполнению. Причем создание доступной среды – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта к их нуждам.
Не меньшую роль призвана сыграть и «настройка» правил работы социальных, информационных и прочих служб, создание дополнительных возможностей для тех людей с ограниченными возможностями, которые могут и хотят трудиться. 
Премьер-министр отметил, что, несмотря на кризис, социальная поддержка инвалидов будет реализована в полном объеме: это и обеспечение техническими средствами реабилитации, и субсидии общественным организациям инвалидов, и единовременная денежная компенсация в сумме 100 тысяч рублей. 
В настоящее время Министерство образования и науки РФ ведет работу по решению такой актуальной проблемы, как создание условий для полноценного обучения детей-инвалидов в обычных школах. 
Одновременно в рамках приоритетного проекта «Образование» открыто новое направление – «Развитие дистанционного обучения для детей-инвалидов». Объем его финансирования в текущем, 2010 году – 1 млрд рублей. 
В столице и регионах уже несколько лет в режиме эксперимента многие школы и дошкольные образовательные учреждения осуществляют инклюзивное образование. Например, в Калуге имеется успешный опыт по внедрению интегрированного обучения. В трех детских садах города дети-инвалиды по слуху и зрению не изолированы от своих здоровых сверстников, а в большей или меньшей степени занимаются вместе с ними. Еще в 61 дошкольном ОУ области действуют специализированные группы для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. 
Учебные учреждения, внедряющие инклюзивное образование, сталкиваются с определенными трудностями. Поэтому назрела потребность в разработке унифицированной методики преподавания предметов и подготовке в региональных педагогических вузах специальных кадров для таких школ. Ну и главное – для комплексного решения всех вопросов, связанных с обучением детей-инвалидов, необходимо принять федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», включающий положения об инклюзии. 

По материалам прессы