Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2010

Технология

Не пора ли решиться?

Эта статья о том, что мальчиков и девочек следует обучать и воспитывать раздельно – по крайней мере на начальном этапе школьного образования. О глубинных смыслах, заложенных в этой идее, рассказывают авторы сегодняшней публикации

Половинки или противоположности?

Особое место среди инноваций современного школьного образования занимает раздельное обучение детей разного пола с элементами гендерного воспитания. Появление такой формы организации образования – это ренессанс досоветских, российских традиций. Однако в настоящее время оно достаточно вариативно, то есть представлено различными формами построения: это женские школы, гимназии, кадетские училища, раздельно-параллельные классы для девочек и мальчиков в одной школе, разделение класса на мальчиков и девочек для углубленного изучения разных учебных дисциплин, раздельное обучение школьников разного пола на разных ступенях и др. Возникшая снизу, по инициативе учителей, такая организация образования пока не имеет методического обоснования и осуществляется в отдельных школах по-разному, но всегда на основе педагогической интуиции и энтузиазма опытных специалистов. На наш взгляд, раздельное обучение мальчиков и девочек с элементами гендерного воспитания не лишено перспектив в силу его социально-воспитательных, педагогических и медицинских достоинств.
С надеждой на возрождение и повышение внимания к этой проблеме мы и публикуем свои наблюдения о здоровьесберегающих возможностях гендерного обучения и воспитания детей на 1-й ступени их школьного образования.

Немного теории

«Существует несколько фундаментальных вещей, которые необходимо понять. Мужчина и женщина являются, с одной стороны, половинками друг друга и с другой – полными противоположностями». Это высказывание принадлежит Ошо – одному из величайших философов и деятелей восточного мира наряду с Буддой, Ганди, Неру и др.
В науках о человеке специалисты придерживаются тезиса: «Люди не рождаются мужчинами или женщинами, а становятся ими благодаря влиянию на их воспитание экономического и социокультурного содержания жизни общества (этнонациональных, религиозных, культурных традиций, образованности населения и др.)». Следовательно, положение человека в обществе определяется наличием у него совокупности психологических характеристик и особенностей поведения, которые проявляются в общении и взаимодействии мужчин и женщин в общественной и личной жизни. Сформулированное понятие об этом англичане называют коротким словом гендер. Разные общества могут формировать различающиеся стереотипы мужского и женского поведения.
Однако в большинстве современных сообществ наиболее устойчивыми оказались стереотипы патриархального мужского и женского поведения, очевидно, в силу их эволюционной целесообразности. Так, российский ученый В.А. Геодакян считает, что в эволюции человека женский пол является ядром популяции, а мужской – оболочкой ядра, которая первой принимает на себя воздействия внешней среды. Новая информация из окружающего мира сначала поступает в мужскую «подсистему» и передается женскому полу только в том случае, если характер нового приобретения совершенствует генотип, а внешняя среда не препятствует этому. Отсюда следует, что мужской организм природа использует в качестве экспериментального материала, из которого она лепит новые формы и проверяет их устойчивость в окружающей среде.
Женский же организм накапливает и сохраняет выгодные биологическому виду генетические признаки, и в этом его консервативная роль в эволюции человека. Отведенная природой женскому организму большая ответственность за сохранение вида homo sapiens объясняет большую у женщин (на 8–10 лет) продолжительность жизни, чем у мужчин, меньшую подверженность наследственным заболеваниям, лучшую приспосабливаемость к меняющимся условиям жизнедеятельности.

Гендерная асимметрия

Гендерное мужское поведение ассоциируется с ролями первопроходца, добытчика, защитника, а также лидера, к тому же склонного к риску, агрессии и проч. Женское поведение отождествляется с ролями хранительницы очага, домашней хозяйки, жены, матери. И современный российский социум трудно упрекнуть в том, что он ограничивает выбор: женщинам доступны все роли – от домашней хозяйки до члена правительства.
Массовые отступления представителей обоих полов от принятых в обществе стереотипов поведения называют гендерной асимметрией. Признаки такой асимметрии прослеживаются в состоянии современного российского социума. С одной стороны, из-за экономических трудностей, характерных для многих современных семей, когда мужчины теряют возможность выполнять роли добытчиков и семейных лидеров. С другой стороны, эту их функцию начинают выполнять женщины, освобождая себя от традиционных обязанностей. Очевидно, и по этой причине из пяти заключаемых в стране браков три распадаются в течение первых месяцев супружества, причем преимущественно по инициативе женщин.
Главная биологическая и гендерная роль женщины – быть матерью. В нашем обществе, переживающем депопуляцию, экономическая поддержка этого женского предназначения стала частью национальной программы государства по преодолению демографического кризиса. Но, несмотря на экономическое стимулирование семей на деторождение, за последние два года не произошло всплеска рождаемости. Он не прослеживается и на ближайшую перспективу: по данным социологических исследований, около 60% женщин детородного возраста выразили намерение иметь не более чем двоих детей, что недостаточно для расширенного воспроизводства населения.

Сохранить тип поведения

Можно продолжить примеры гендерной асимметрии в современном мире, но и сказанного достаточно для осознания важности воспитания и формирования у детей разного пола мужского и женского типов поведения. В настоящее время это актуально еще и потому, что 39% дошкольников поступают в школу, имея несформированный и неадекватный биологическому полу гендерный тип, что требует специальной работы с такими детьми и ориентации в процессе школьного образования всех школьников на необходимые стереотипы поведения.
Несформированность в детском возрасте четкого полоролевого сознания может порождать различные расстройства идентификации пола в подростковом и более старшем возрасте: транссексуализм с проявлениями устойчивого психологического дискомфорта и чувство неполноценности по отношению к своему биологическому полу.
В настоящее время количество молодых людей с нетрадиционной половой ориентацией заметно увеличилось, хотя американскими исследователями установлено, что среди них только 4% имели для этого психофизиологические причины, в то время как остальных следует, очевидно, считать жертвами неправильного воспитания.

Особенности функционирования левого и правого полушарий

В обучении мальчиков и девочек гендерные подходы должны применяться с учетом разных темпов развития организма, а также различий в анатомическом и морфологическом строении и функционировании головного мозга. Если первое положение хорошо известно, то второе пока не выходит за рамки гипотез, так как представлено в литературе отдельными наблюдениями. Так, американские ученые, используя новейшие компьютерные технологии, обнаружили, что мужчины имеют большие, чем у женщин, размеры нижней височной доли – структуры мозга, которая относится к эволюционно молодым и более развитым у человека по сравнению с животными.
По мнению ученых, на поведение мужчин, на рост и развитие у них полушарий мозга оказывает воздействие тестостерон (мужской половой гормон). В период внутриутробного развития высокое содержание тестостерона у мужского плода стимулирует развитие правого полушария и сдерживает рост левого.
Если учесть, что левое полушарие управляет процессами правой половины тела (соответственно, правое полушарие – левой половины), то замедление в левом полушарии формирования его периферических связей с остальными отделами мозга может приводить к леворукости, которая, кстати, чаще встречается среди мужчин. Есть и другое, не менее интересное наблюдение: учеными установлены морфологические различия в строении правого и левого полушарий мозга. В левом полушарии преобладают нервные клетки с короткими отростками (аксонами), и это ограничивает их локализацию внутри одного функционального поля. В правом полушарии нервные клетки имеют длинные аксоны, и это обеспечивает им проникновение в другие, отдаленные функциональные зоны мозга. В результате таких различий переработка информации в правом полушарии носит целостный характер, в то время как в левом полушарии перерабатывается информация преимущественно одной модальности, и осуществляется это по отдельным этапам.

Агрессия и тестостерон

Резкая межполушарная асимметрия локальных биоэлектрических процессов в правом полушарии была обнаружена сотрудниками нашего института у мальчиков уже на начальном этапе школьного обучения (6–10 лет). У их ровесниц – девочек, напротив, установлена симметрия локальных биоэлектрических процессов в обоих полушариях мозга.
Приведенные данные склоняют к мнению, что мальчики и девочки различаются по анатомическим, морфологическим и структурным особенностям устройства и функционирования мозговых центров и эти различия у них обнаруживаются уже на 1-й ступени школьного образования. Убедительность приведенных данных находит подтверждение в реальной жизни, и прежде всего в различиях когнитивных способностей у мужчин и женщин:

– в способности к устной речи (она выше у женщин);
– в пространственной ориентации (она лучше у мужчин);
– в математических способностях (они выше у мужчин);
– в физической агрессии (она больше у мужчин).

Эти различия имеют физиологическую основу, а именно: большие математические способности у мужчин можно объяснить наличием у них более крупных, чем у женщин, размеров нижней височной доли (почти как у А.Эйнштейна!), а меньшие их способности к устной речи можно ставить в зависимость от тормозящего воздействия тестостерона на развитие левого полушария, где и находится центр речи. Повышенная физическая агрессия также связана у мужчин с воздействием тестостерона.

Полярные типы деятельности

Каждому педагогу при обучении школьников всегда приходится иметь дело с неоднородной группой учащихся, где каждая индивидуальность – явление левополушарного или правополушарного типа мыслительной деятельности либо (в лучшем случае) смешанного типа, сочетающего качества двух полярных типов.
Для иллюстрации того, как различаются по обучаемости дети, имеющие разнополушарные стратегии деятельности, предлагаем ознакомиться с таблицей. В ней представлены стратегии полярных типов мыслительной деятельности, которые в чистом виде встречаются не так уж часто среди взрослых, но достаточно часто – среди школьников.
Полярные типы мыслительной деятельности у детей разного пола сохраняются на протяжении всего школьного обучения. Более того, существуют наблюдения о навязывании детям того типа мыслительной деятельности, которым обладают их учителя.

Таблица

Различия особенностей обучаемости учащихся

«Левополушарники»

«Правополушарники»

1. Воспринимают информацию через вербализацию

1. Воспринимают информацию образно, эмоционально

2. Строят логические цепочки

2. Идут от образа к слову. Главное для них – смысл

3. Хорошо работают по планам

3. Хорошо развита поисковая деятельность

4. Легко воспринимают абстрактный материал

4. Легче учатся по материалам конкретных жизненных примеров

5. Складывают информацию из кусочков

5. Воспринимают информацию целостно, при детализации перестают воспринимать смысл

6. Легче пишут диктанты

6. Легче пишут сочинения

7. Легко идет разбор слов

7. Трудно идет разбор слов

8. Трудно включаются в дискуссию

8. Легко включаются в дискуссию

9. Легко находят ошибки в словах

9. Не видят ошибок в словах

10. Теряются в нестандартной ситуации

10. Могут применять знания в нестандартной ситуации

11. Хорошие организаторы. Прагматики

11. Творческие личности

12. Эрудиты

12. Генераторы идей

13. Легко обучаются школьным способом

13. Легко обучаются погружением в среду, в язык

От чего страдают мальчики

В нашей образовательной системе среди школьных педагогов преобладают женщины (т.е. левополушарный и смешанный типы мозговой деятельности). Они сами обучались и обучают современных детей по следующей программе: низкий темп предъявления учебной информации, большое число повторений, малая вариативность заданий, акцент на произвольное запоминание. Такая «пошаговая» стратегия обучения адекватна способам обработки информации, свойственным «левополушарникам», и ее используют как наиболее успешную для обучения девочек в школах с раздельно-параллельным или раздельным обучением.
При обучении по этому стандарту мальчики почти всегда страдают, поскольку у них уже к началу школы проявлялись правополушарная асимметрия мозга и свойственные ей другие способы переработки информации, а следовательно, требовалась другая методика обучения.
Имея эмоционально-образное, интуитивное и эвристическое («эврика!») мышление, «правополушарные» мальчики обрабатывают информацию по разным каналам, а потому быстро, целостно и панорамно широко используют свойственную им непроизвольную память. Они могут высказывать идеи, противоречащие общепринятым, так как не связаны схемами, шаблонами и трафаретами.
Даже если допустить, что полярные типы полушарной асимметрии среди школьников встречаются наряду со смешанными, то готовность мальчиков к правополушарной, а девочек к левополушарной мыслительной деятельности следует относить к главным различиям между ними.
Поэтому обучение мальчиков должно строиться на использовании их исследовательской и творческой деятельности: решении пространственных задач, примеров из практической деятельности, на выведении из таких примеров правил – своеобразных «открытий» и т.п.

Знакомый нам учитель математики преподавал параллельно в девичьем и мальчишеском классах, применяя разные методы обучения. Например, по теме «Деление и умножение десятичных дробей» действия учителя в девичьем классе укладывались в следующую схему:
– объяснение правил;
– решение примеров на эти правила в классе;
– домашнее задание на примеры по данному правилу;
– проверочная работа по этой теме на отметку.
Мальчикам тот же материал он преподносил совсем иначе: заранее записывал на доске примеры и результаты их решения. Далее ставил задачи:
– «следите за результатами решения каждого примера на доске»;
– «из выполненных вычислений выведите правила»;
– «кто сможет это сделать, получит пятерку».
Договорившись об условиях, он начинал озвучивать результаты решения записанных на доске примеров:
– «при делении 1,0 на 10 получится 0,1»;
– «при делении 0,001 на 0,1 получится 0,0001»;
– «при делении 0,05 на 0,01 получится 0,005» и т.д., по 10–15 примеров на деление и по стольку же на умножение десятичных дробей.

К сожалению, в современных школах трудно найти примеры индивидуального методического подхода к обучению детей разного пола. Может быть, по этой причине мальчики подвергаются школьной дезадаптации значительно чаще, чем девочки.
Помимо указанных главных различий между мальчиками и девочками, можно назвать и другие, как непосредственно связанные с главными, так и самостоятельные. Например, известно, что среди поступающих в школу мальчиков больше левшей, а также не способных к чтению и разговорной речи и детей с логопедическими дефектами.
Известно также, что организм мальчиков развивается и созревает медленнее, чем девичий. По этой причине среди поступающих в школу детей седьмого года жизни функционально не готовые к систематическому школьному обучению составляют среди современных мальчиков около 50% против 22% таких среди девочек.
Обучение же в состоянии «школьной незрелости» становится существенным фактором риска для здоровья школьника не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Это неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы, сердечно-сосудистой деятельности, психологическом состоянии обучающихся и непродуктивно для приобретения знаний.
Хорошо зная это, практичные немцы принимают в школу мальчиков, которым полных 6 лет исполняется к февралю года поступления в школу, а девочек, которые достигают названного возраста к маю года поступления в школу. Получается, что мальчики приступают к школьному обучению в более старшем возрасте, чем девочки. Это очень разумно: выделение им плюс 6 месяцев часто оказывается достаточным для естественного созревания у школьно «незрелых» мальчиков необходимых для обучения функций (мелкой моторики, чистоты речи, тормозных процессов в коре мозга и др.).
Вторая проблема обучения мальчиков связана с наличием у каждого третьего из них синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Согласно статистике в начальной школе мальчики с СДВГ составляют 34,4% против 21,7% таких девочек. Все эти дети имеют проблемы в обучении (дислексия, дисграфия, дисортография – трудности сохранения сидячей позы). В 79% случаев у них нарушено внимание, в 74% – сенсорно-моторная деятельность, в 85% отмечена несформированность эмоционально-волевой сферы, в 85% – отсутствие мотивации к обучению. При традиционном обучении у детей с СДВГ формируется агрессивное поведение по отношению к сверстникам и взрослым, ибо такие дети требуют иной педагогической тактики, чем остальные школьники.
Кроме перечисленных проблем, которые более распространены в жизнедеятельности мальчиков дошкольного и младшего школьного возрастов, чем среди их ровесниц – девочек, особое внимание обращаем на более низкий уровень здоровья, что не может не сказываться на обучаемости мальчиков.

Подводя итоги

На основании изложенных научных фактов можно сделать вывод о медицинской и педагогической целесообразности раздельно-параллельного (в одной школе, но в разных классах) обучения младших школьников разного пола.
Гендерный подход основан на использовании в учебном процессе методов и средств обучения, адекватных стратегиям познавательной деятельности детей каждого пола. В свою очередь, различия в стратегии познавательной деятельности определяются разницей между «лево» и «правополушарниками», которым, как было показано в таблице, присущи разные способы переработки и усвоения информации.
Под гендерным воспитанием детей разного пола мы имеем в виду прежде всего их ориентацию на женский и мужской стереотипы поведения, скорректированные временем, но адекватные ожиданиям нашего современного общества. Полагаем, что актуальность в стране подобного воспитания определяется задачами национальной демографической политики (укрепление семьи, уменьшение детской смертности, повышение рождаемости).
Гендерное обучение и воспитание – это недостаточно используемый резерв личностно ориентированного школьного образования, потому что самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое личностное «я», – это половая принадлежность.
Раздельно-параллельное обучение детей разного пола имеет опыт практического применения. Исследования, проведенные в нескольких московских школах, позволяют выделить следующие медицинские и педагогические преимущества раздельного обучения и гендерного воспитания девочек:

Статья подготовлена при поддержке медицинского портала «САМОЧУВСТВИЕ». Расширить свои познания в медицине или подчеркнуть что-то интересное в сфере человеческого организма вы сможете на медицинском портале «САМОЧУВСТВИЕ». Перейдя по ссылке: «статьи о детском здоровье» вы сможете, не отходя от экрана монитора, спросить совета и врача специалиста, а также прочитать интересные статьи про современную медицину. Более подробную информацию Вы найдет на сайте www.Samochuvstvie.Com.

– здоровьесберегающий эффект, который проявился к окончанию начальной школы в меньшей распространенности среди школьниц девичьих классов функциональных отклонений в нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системах организма по сравнению с частотой аналогичных отклонений у девочек из смешанных классов;
– острая заболеваемость у школьниц из девичьих классов на протяжении начальной школы возникала реже, чем у их ровесниц, обучавшихся вместе с мальчиками;
 школьниц девичьих классов отличала более высокая успеваемость в сравнении с девочками из смешанных классов как по величине среднего балла, так и по частоте хороших и отличных отметок;
 снижение в девичьих классах числа робких и эмоционально неуравновешенных девочек, в то время как в смешанных классах число таких школьниц, напротив, возрастало;
– появление у девочек черт женского характера и поведения (29,7% ответов родителей школьниц из девичьих классов), усиление интереса к дому и внимания к семье (19% ответов).

Гигиеническая оценка гендерного подхода к воспитанию и обучению мальчиков выявила однозначно положительное его влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, состояние эндокринно-обменных процессов и неспецифического иммунитета. В то же время в системе пищеварения распространенность функциональных отклонений сохранялась на одинаковом с массовыми школами уровне.

Таким образом, считаем перспективным для школьного образования следующие положения:

– начальное обучение детей разного пола в раздельно-параллельных классах является здоровьесберегающим для всех детей и щадящим для школьников с осложненным анамнезом дошкольного детства;
– гендерное воспитание и его направленность на формирование у мальчиков и девочек принятых в обществе стереотипов мужского и женского поведения представляются актуальным вкладом в укрепление современной семьи и ее роли в преодолении демографического кризиса;
– гендерное обучение становится личностно ориентированным, поскольку лево- и правополушарная стратегии познавательной деятельности у мальчиков и девочек требуют разных методов и подходов к их обучению.

Литература

1. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? – СПб., 1924.
2. Гундаров И.А. В гендерной стратегии повышения рождаемости экономика не самое главное // Справочник педиатра. – 2008. № 2.
3. Гурьева М.Б. Диагностика и коррекция когнитивных нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей школьного возраста. Дисс. канд. мед. наук. – М., 2004.
4. Еремеева В.Д. Проблемы дифференцированного обучения: как научить каждого. Методологические функции нейропсихологии в совершенствовании педагогической практики. – СПб., 2003.
5. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991.
6. Кимура Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки. 1992. № 11–12.
7. Куинджи Н.Н., Лапонова Е.Д., Поленова М.А. Гигиенические преимущества обучения девочек в однородных по полу классных коллективах // Гигиена и санитария. – 2003. № 4.
8. Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе. Дисс. докт. мед. наук. – 2003.
9. Тарковская И. Биологические факты и политические интерпретации: разделились беспощадно мы на женщин и мужчин // Гендер для «чайников». – М.: Звенья, 2006.
10. Чекалина А.А. Гендерная психология: учебное пособие. – М., «Ось-89», 2006.

Наталья Куинджи ,
доктор медицинских наук,  профессор, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН ;
Евгения Лапонова ,
кандидат медицинских наук, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН