Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2010

Технология

Драгоценные росписи

Занятия по развитию художественного восприятия для слабовидящих учащихся

Фото с сайта www.blogs.ru

Цель: формирование художественного восприятия на основе знакомства с народными промыслами.

Задачи:

  • создать представление о народных промыслах;

  • научить зрительно различать их особенности;

  • познакомить с компьютерными программами по конструированию росписи мастеров декоративно-прикладного искусства;

  • совершенствовать навыки работы с программой Paint;

  • ознакомить с различными техниками изготовления сувениров;

  • воспитывать аккуратность и усидчивость;

  • развивать моторику, речь, память, внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию, совершенствовать знания эталонов формы и цвета.

Исполнитель: педагог-дефектолог.

Методические рекомендации

Занятия являются уроками коррекционного цикла школы IV вида. Они рассчитаны на учащихся 8–9 лет. Проводятся в группах из 3–4 человек. Периодичность – 1–2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 20–30 минут.
В цикл вошли уроки из раздела по коррекции зрительного восприятия.
На занятиях применяются мультимедийные средства обучения. Важное значение отводится профилактическим мерам: гимнастике для глаз после работы за компьютером, соблюдению зрительных нагрузок по рекомендациям офтальмолога, чередованию разных видов деятельности. Дети 8–9 лет должны находиться за компьютером не более 10–15 минут.
Материал можно также использовать в школах VIII вида.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • народные промыслы – гжель, хохлому, дымковскую игрушку и городецкую роспись;

  • эталоны формы и цвета;

  • правила техники безопасности при работе с ПК.

Уметь:

  • различать виды народных промыслов и элементы их росписи;

  • работать с компьютерными программами по конструированию росписи;

  • пользоваться программой Paint;

  • выполнять зрительную гимнастику после работы с ПК;

  • ориентироваться в малом пространстве листа, парты.

Содержание тем

№п/п

Тема

Кол-во занятий

1

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

1

2

Орнамент в народном творчестве

2

3

Витражи – один из видов народных промыслов

2

4

Васильковая гжель

2

5

Дымковская игрушка

1

6

Золотая хохлома

2

7

Городецкая роспись

2

8

Ярмарка талантов

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ НЕКОТОРЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятия 9–10

Тема: «Золотая хохлома»

Цели:

  • продолжать формирование художественного восприятия;

  • расширять словарный запас;

  • познакомить с хохломской росписью как одним из народных промыслов, ее особенностями;

  • развивать моторику, воображение, фантазию;

  • формировать чувство ритма, цвета, творческие способности, углублять познания о декоративно-прикладном искусстве, воспитывать любовь к творчеству народных мастеров.

Оборудование: компьютеры, программа hohloma, полоски желтого картона, витражные краски, образцы изделий и орнаментов хохломской росписи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

– Сегодня мы вместе с Мастером украшательства посетим в Городе мастеров улицу Хохломскую и узнаем, что такое хохлома, почему ее называют золотой, и еще много интересного.

2. Новый материал

Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной –
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?

Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!

Фото с сайта www.free-lancers.net

(Ребята рассматривают рисунки, изделия из Хохломы.)
– Что общего вы заметили в рисунках хохломских художников?
Учитель ведет рассказ, который сопровождает показом слайдов в программе hohloma.
В Заволжье, по берегам рек Керженец и ола, издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. Свои работы они делали похожимиУз на драгоценные золотые изделия и расписывали их орнаментом.
Хохлома – это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам России.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь ценил его творчество и щедро награждал за труды. Любил художник свое ремесло, но больше всего нравилась ему вольная жизнь, и однажды он тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Так и появились первые расписные хохломские чашки.
Дошла слава мастера до государя, и повелел он отряду стрельцов найти и привести беглеца. Узнав об этом, художник собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба мастера. Сгорел дом, а самого художника нигде не нашли. Исчез умелец, но не пропало его мастерство. С тех пор оно передается от учителя к ученику.
Для росписи применяют жаростойкие масляные краски – красную киноварь, черную сажу, а для прописки деталей орнамента – коричнвую, зеленую, желтый крон. В орнаменте чаще используют плоские рисунки, больше соответствующие живописи по золотому фону. Происходит ограничение палитры. Основными цветами становятся красный, черный и золотой.
У каждого вида изделий были свои типовые композиции. Расписывая чашки и блюда, на дне помещали розетку с линиями, расходящимися от центра. Часто вокруг розетки рисовали квадрат или ромб, который называли пряником. Вокруг центра чашки изображали узор, связанный с движением кисти по кругу. Самый простой рисунок при этом состоял из вертикальных или наклонных красных и черных мазков. Усложняя его, мастера делали рядом по два-три красных и черных удлиненных мазка, соединяя внизу их концы. Получался мотив так называемой лапки, напоминающей птичий след на снегу.
На крупных чашках и блюдах художники нередко исполняли один из видов травного орнамента – «осочку».
Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как бы склоненных порывом ветра. «Осочки» располагались по борту, обрамляя розетку с «пряником».
Ощущение простора, радующего нас в природе, достигается в изображениях «осочки» благодаря свободному размещению мотивов на золотистом фоне высоких покатых стенок блюд.

3. Практическая работа

  • Составление узора в программе hohloma.

  • Изготовление закладок в хохломском стиле.

  • Выставка работ.

4. Итоги

  • С каким промыслом вы познакомились?

  • В чем особенности хохломской росписи?

  • Почему хохлому называют золотой?

  • Какие изделия изготавливают хохломские мастера?

Занятия 11–12

Тема:

«Городецкая роспись»

Фото с сайта www.demiart.ru

Цели:

  • познакомить ребят с историей, отличительными особенностями и способами изготовления городецкой росписи;

  • закреплять навыки работы с компьютерной программой gorodets;

  • учить планировать свои действия, продумывать основы композиции;

  • развивать эстетический вкус, усидчивость, речь, память;

  • продолжать формировать художественное восприятие на основе знакомства с городецкой росписью.

Оборудование: ПК, проектор, программа gorodets, выставки поделок детей по изученным народным промыслам, элементы городецкой росписи, шаблоны для аппликации, клей и кисточки, тряпочки, клеенки, презентации «Городецкая роспись» и «Гимнастика для глаз».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

– Сегодня вы узнаете еще об одном народном промысле – городецкой росписи, ее истории и отличительных особенностях.

2. Повторение

(Учащиеся рассматривают выставку своих поделок)

– Мы продолжаем путешествие по Городу мастеров. давайте вспомним, на каких улицах мы уже побывали, с какими народными промыслами познакомились, что интересного узнали и что изготовили в нашей мастерской.

Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.

Девица Рукодельница сделала выставку ваших работ, давайте их рассмотрим.

Первый стол: «Орнамент»

– Что такое орнамент? Где он используется? Каковы его особенности?

Второй стол: «Витражи»

– Пожалуй, не встретишь человека, которому не приходилось бы любоваться зимой тончайшими ледяными узорами на оконных стеклах.
Всем известно, что такие узоры недолговечны: стоит пригреть солнцу – и они пропадают безвозвратно.
Что такое витраж? Где он используется? Из чего его изготавливают?

Третий стол: «Золотая хохлома»

Золотая хохлома, ей не налюбуются,
И в Париже, и в Нью-Йорке хохлома красуется.

Что такое хохлома? Из чего она делается? Назовите особенности хохломской росписи.

Четвертый стол: «Гжель»

В Гжели делают посуду, сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы, может быть, и среди нас.

Что такое гжель? Из чего ее изготавливают? Назовите особенности этого промысла.

Пятый стол: «Дымковская игрушка»

Я куплю себе свистульку, буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки никогда нам не забыть.
Где делают дымковские игрушки? Из чего их мастерят? Чем они отличаются от других игрушек?

Шестой стол: «Городецкая роспись»

Любовались гости чудом, громко восхищались –
Городецкой красотой сраженные остались.

– Сегодня Мастер украшательства расскажет нам о городецких мастерах и их промысле.

3. Новый материал

Презентация «Городецкая роспись»

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

Городец расположен на берегу Волги, в 70 км к северо-западу от Нижнего Новгорода. Город был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 г.
В окрестных деревнях изготовляли деревянную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась знаменитая городецкая роспись. Эта роспись не требует термообработки, поэтому она позволяет использовать любые красочные пигменты. От других видов русской национальной росписи она отличается и тем, что, кроме декоративных мотивов (цветы, травы), широко использует и сюжетные. Последние представляют собой сцены городского и крестьянского быта: чаепития, гулянья дам и кавалеров, катания на тройке и т.п. Другой тип сюжетов – идеализированные, декоративные образы птиц и животных, где встречаются экзотические львы и единорог, барсы и коронованный павлин, но чаще – хорошо знакомые городецкому мастеру образы сильного, горячего вороного коня (со всадником или без него), а также гордого петуха в воинственной позе с поднятой лапой.
Многоцветье росписей требует соответствующего фона. Фон городецких росписей или ярко-желтый, или напряженный красный. Другие тона – густой синий или плотный зеленый, смягченный желтый и красновато-коричневый, разбеленный розовый, нежно-голубой. Встречаются и чистые белый и черный цвета.
Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель. С 1960 года фабрика «Городецкая роспись» выпускает расписные сувениры.

4. Практическая работа

– Какие элементы городецкой росписи вы запомнили? Какой фон используют городецкие мастера?

  • Сейчас и мы с вами попробуем создать городецкий узор.

1) Работа на ПК с программой gorodets

  • Открыть программу, нажать «Игра».

  • Выберите себе фон, просмотрите все узоры, продумайте сюжет своего изделия, нанесите на фон узоры.

  • Рассматривание, анализ получившихся работ.

  • Гимнастика для глаз.

2) Аппликация из шаблонов городецкой росписи (учитель объясняет, как работать с клеем)

  • Рассмотрите заготовку для аппликации и шаблоны.

  • Приклейте шаблоны на свои места.

Выставка детских работ на тему «Городецкая роспись» (оформление шестого стола).

5. Итоги

– С каким промыслом вы сегодня познакомились?
– Что особенного в городецкой росписи? Какие элементы и фон используют мастера?
– Какие предметы украшают городецкой росписью?

Ресурсы Интернета:

http://www.kuzbass.ru/~vbp53/vb/Gjel.htm

http://www.traditions.ru/articles/dymigrushka.html

http://www.chertyaka.ru/

http://domaschnie-remesla.narod.ru/

http://www.samoffar.ru/dimkovskaya-igrushka.shtml

http://www.history.perm.ru/modules/wfdownloads/viewcat.php?op=&cid=29

http://superperemenka.narod.ru/4/2/

http://art-remeslo.narod.ru/links.html

http://fio.ifmo.ru/archive/group14/c1wu6/index1.htm

http://www.pedagog.bn.by/pg028.html

Наталья Данилова ,
учитель-дефектолог, ГОУ «Бежецкая С(к)ОШ-интернат» IV вида,  Тверская область