Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2010

Взгляд физиолога

Защитные силы организма

В последнее время мы часто слышим разговоры об иммунитете и о том, как его укреплять. Причем нередко рассуждают об этом люди, далекие от медицины и физиологии. Диагноз «у вас ослабленный иммунитет» ставит реклама на телевидении или в модном журнале и тут же предлагает чудодейственное средство.  Так что же такое иммунитет и иммунная система? Что относится к иммунной системе и каковы ее функции? Всегда ли нужно повышать иммунитет? Как лучше его укреплять? Какие расхожие мнения являются истинными, а какие – мифами?

Что на что влияет

Представление о том, что все болезни от «ослабленного иммунитета», равно как и «от нервов», «позвоночника» или «неправильного питания», ошибочно. И мнение, что стоит «укрепить иммунитет» – и никакие хвори не страшны, тоже верно лишь отчасти. Вместе с тем действительно огромное количество недугов связано со сбоями иммунной системы. В то же время возникающие независимо от ее состояния болезни могут ослаблять иммунитет. Например, сахарный диабет. Сбой в работе иммунной системы – это не всегда сниженный иммунитет. Многие грозные заболевания появляются как раз из-за излишне агрессивно настроенной иммунной системы, которая начинает атаковать собственный организм. Другой пример неоправданной агрессии данной системы – неадекватный ответ организма на неопасные вещества из внешней среды. Это аллергическая реакция. Причем она может быть настолько сильной, что принесет вреда больше, чем само вещество.

Важная способность

Иммунитет (от латинского immunitas – освобождение от чего-либо) – это способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ.

Иммунология и понятие об иммунитете возникли сравнительно недавно, хотя фундамент науки заложили многовековые наблюдения за инфекционными болезнями.
Успехи иммунологии во второй половине XX века привели к выводу о необходимости более широко понимать влияние иммунной системы на организм. Развитие основ иммунологии связано с Т.Люисо и Д.Капнинхэмом, М.Рейно, Р.Кохом, Л.Пастером и другими учеными.
В 1883 г. И.И. Мечников создал теорию иммунитета, значительный вклад в распространение которой внесли работы его учеников, среди которых – A.M. Безрёдка, И.Г. Савченко, Л.А. Тарасёвич.

Организм человека работает как единая система. Каждая клетка имеет определенный набор генетического материала, находящегося в ее ядре (за исключением тех, которые в зрелом состоянии лишены ядра, например эритроцитов). В процессе жизнедеятельности во внутреннюю среду организма могут попадать молекулы и микроорганизмы, способные повредить клетки.
Их называют чужеродными, потому что они нехарактерны для конкретного организма, не могли бы в нем синтезироваться, т.е. несут признаки чужой генетической информации. Они угрожают генетической индивидуальности, являющейся основой признаков, отличающих один организм от другого.
Еще в результате сбоя при делении обычных клеток и возникновении новых, появляющихся вместо «отслуживших» или поврежденных, в организме постоянно образуются внутренние «чужеродные» вещества и клетки с «неправильным» генетическим набором (явление называется мутацией генов). Они начинают синтезировать белки с неверной последовательностью аминокислот.
Тогда и сами мутированные клетки и белки, которые они синтезируют, становятся для организма чужеродными. И, естественно, должен быть механизм распознавания и удаления таких клеток и синтезируемых ими белков.
Различают врожденный (наследственный), передающийся с генотипом от родителей, и приобретенный иммунитет, формирующийся в течение жизни. Младенцам антитела могут передаваться через плаценту или молозиво, которые обеспечивают иммунитет, называемый также материнским. Иммунологические реакции начинают происходить в организме в эмбриональном периоде, затем в продолжение всей жизни, постепенно ослабевая в старости.
Поскольку поражения чужеродными агентами могут быть системными или местными, то иммунитет также подразделяют на общий и местный.

Кстати, иногда наши клетки могут становиться опасными не из-за мутации, а из-за внедрения в их генетический набор ДНК вирусов. И тогда собственная клетка становится вредоносной, а значит, тоже чужеродной, потому что при делении она будет воспроизводить и гены вируса. Вирус так примитивно устроен, что сам размножаться не может, для этого ему нужна живая клетка. Вот почему вирусы часто называют внутриклеточными паразитами. И именно поэтому нет химических лекарств, способных их убивать. Вирус можно уничтожить только с клеткой, в которую он внедрился. У организма есть специально выработанные за миллионы лет эволюции механизмы борьбы с вирусами.

Системы защиты организма и его генетического постоянства сложны и многообразны. Первыми механизмами защиты являются барьеры – кожа и слизистые оболочки (ротовой полости и носоглотки, желудочно-кишечного тракта, глаз, легких, мочевыводящих путей). Их функция состоит не только в создании преграды, удалении за счет мерцательных сокращений ресничек эпителиальных клеток и движения слизи, но и в выделении клетками барьеров химических веществ. Эти вещества имеют бактерицидные свойства. Например, в слюне содержится лизоцим, а в секрете потовых и сальных желез кожи – молочная и жирные кислоты, а также перекись водорода. Соляная кислота и ферменты желудочного сока разрушают микроорганизмы. Но все эти механизмы защиты к иммунологическим не относят. Поэтому, когда защита обусловлена не иммунологическим механизмом, говорят о резистентности организма. Например, изменения в устойчивости к инфекции, наступающие в результате утомления или охлаждения, в большей степени связаны с изменением физиологических параметров внутренней среды организма, нежели с факторами иммунологической защиты.

Иммунная система

Основную работу по защите организма от чужеродных тел выполняет иммунная система. Она регулирует сохранение генетического постоянства внутренней среды. Это осуществляется за счет выработки антител, обезвреживающих чужеродные вещества и связывающих избыточные активные ферменты.
В последнее время ученые предполагают, что существуют не две системы регуляции (нервная и гуморальная), а три (еще и иммунная). Иммунокомпетентные клетки способны вмешиваться в образование органов и тканей, а также регулировать течение физиологических функций. Важная роль здесь принадлежит особым белкам интерлейкинам, которые вмешиваются во все физиологические процессы организма.
Иммунная система объединяет различные органы: вилочковую железу, лимфоузлы, лимфатическую ткань кишечника (аппендикс), носоглотки (миндалины), костный мозг, ткани и клетки.
Она распознает и удаляет из организма все чужеродное – микробы, вирусы, грибки и даже собственные клетки и ткани, если они под влиянием факторов внешней среды становятся чужеродными. Иммунная система очень эффективна и изобретательна. Однако она может выручить организм не всегда.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "ingaron.ru". ИНГАРОН® (капли в нос) — противовирусное средство при ОРВИ, препарат, который обладает универсально широким противовирусным спектром действия. Иммуностимулирующее средство. Защитное и лечебное действие ИНГАРОНА® начинается сразу после всасывания в слизистую оболочку носовых ходов и вирусы гриппа не привыкают к данному препарату. В отличие от других противовирусных препаратов ИНГАРОН® эффективен на всех стадиях заболевания. Узнать подробную информацию о препарате Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.ingaron.ru/.

Механизмы защиты

Защитные механизмы делят на специфические и неспецифические. Неспецифический иммунитет защищает от любых чужеродных веществ. Неспецифические системы способны обезвреживать чужеродные агенты, даже если организм с ними ни разу предварительно не сталкивался. Эту защиту обеспечивают особые белки плазмы крови, способные уничтожать инородные частицы и активировать клетки, участвующие в воспалительных реакциях, а также особые клетки – лейкоциты и макрофаги, которые могут поглощать и «переваривать» чужеродные частицы.
Специфические системы иммунитета начинают формироваться (иммунитет приобретается) только после начального взаимодействия с чужеродным фактором.
Такой иммунитет зависит от работы специфических систем, выполняющих защиту от внешних болезнетворных вторжений и уничтожение трансформированных клеток самого организма. Особые клетки по структуре поверхности распознают чужеродные тела (белковые молекулы, клетки микроорганизмов) и вырабатывают антитела, которые связываются с данными элементами, словно ставят маркировку «Внимание: опасно! Необходимо обезвредить!». Другие клетки уничтожают «помеченные» клетки (комплексы антиген – антитело). Третьи, после того как все «нарушители» уничтожены, начинают ликвидировать отработавшие клетки-уничтожители.
Для того чтобы выработалось необходимое количество «распознавателей», антител и клеток-уничтожителей, нужно время. Поэтому организм не сразу способен справиться с «агрессорами» и в нем возникают симптомы заболевания. Но иммунная система в состоянии запоминать структуру поверхности антигена, после многих заболеваний в крови даже остается небольшое количество антител против этих антигенов. Поэтому когда те же антигены попадают в организм повторно, то иммунная система их распознает быстрее и вырабатывает больше антител, чем при первоначальном контакте. Любопытно, что защитные функции организма изменяются таким образом, что при повторном инфицировании тем или иным болезнетворным агентом симптомов заболевания не возникает. Именно поэтому многие болезни, например, корь, ветряная оспа, свинка и скарлатина, встречаются преимущественно у детей.
Способность приобретать невосприимчивость к инфекциям после контакта иммунной системы с возбудителем используется для профилактики многих заболеваний. Иммунитет вырабатывается путем искусственной иммунизации. Различают «активную» иммунизацию, которая достигается вакцинацией, стимулирующей защитные силы организма еще до естественного контакта с антигеном, и «пассивную», когда больному вводят уже готовую сыворотку против определенного антигена. Более подробно о вакцинации мы писали в № 1/2010.
Если защитные системы способны обезвредить болезнетворный агент без каких-либо патологических реакций, говорят, что организм обладает иммунитетом к этому агенту. Однако существуют ситуации, когда при повторном попадании чужеродного агента состояние иммунной реакции может измениться так, что возникает острый ответ организма – аллергия. Тогда говорят о сверхчувствительности к данному агенту.
Порой в ответ на контакт с чужеродным агентом, действующим как антиген у других людей, не возникает образования антител и, соответственно, иммунного ответа. Такое состояние называют иммунной толерантностью. Его опасность – в отсутствии защиты от чужеродных агентов. Но иногда иммунная толерантность бывает полезной. Например, при пересадке органов и тканей.
От чего зависит сила иммунного ответа? Во многом – от состояния нервной и эндокринной систем. Стресс, а также депрессии угнетают иммунитет, что не только сопровождается повышенной восприимчивостью к различным заболеваниям, но и создает благоприятные условия для развития злокачественных новообразований.

Словарь

Иммунология – наука, изучающая проявления иммунитета; сформировалась как отдельное направление науки во второй половине XX века.

Антигены – это вещества и микроорганизмы, которые воспринимаются организмом человека как чужеродные и вызывают специфический иммунный ответ. Попадание антигенов в организм может привести к формированию иммунитета, иммунологической толерантности или аллергии. Свойствами антигенов обладают чужеродные белки. Термин антиген употребляют и по отношению к бактериям, вирусам, целым органам (при трансплантации), содержащим антиген. Определение природы антигена используется в диагностике инфекционных болезней, при переливании крови, пересадках органов и тканей. Антигены применяют для создания вакцин и сывороток.

Антитела – находящиеся в крови белки, которые образуются при попадании в организм различных антигенов. Они способны специфически связываться с этими антигенами. Антитела защищают организм от инфекционных заболеваний: взаимодействуя с микроорганизмами, препятствуют их размножению или нейтрализуют выделяемые ими яды.

Когда система дает сбой

Какие заболевания возникают из-за ослабленной иммунной системы? В первую очередь вызванные микроорганизмами, попавшими из внешней среды, – различные воспаления и инфекции.

Онкология

Ослабленный иммунитет может не справиться и с внутренними «нарушителями», и тогда есть вероятность развития онкологии. Каждый день в нашем организме происходит обновление клеток. Одни, отработав, погибают, а на смену им образуются новые, такие же по строению, функциям и генному набору. В процессе обновления появляются и клетки с неправильно скопированными генами при делении материнской клеточки. Они в основном безобидные, но среди них могут оказаться и такие, которые в результате «поломки» генов начинают вырабатывать яд. Их называют злокачественными. «Бракованные» клетки «не знают меры», и если дать им «волю», то они начинают размножаться быстро и бесконтрольно, образуя опухоли, которые протискиваются между здоровыми тканями и мешают «правильным» клеткам нормально работать. А если это еще и злокачественные клетки, то опухоль производит много яда, чем отравляет весь организм, и сама растет, не «раздвигая» соседние ткани, а прорастая прямо сквозь них. Именно поэтому иммунная система очень тщательно следит за тем, чтобы «бракованные» клеточки сразу же уничтожались, не успев размножиться. Здоровая иммунная система успешно справляется с такой работой. Каждый день в организме образуется около 10 тысяч таких клеточек, но мы не заболеваем, потому что находимся под надежной защитой.
Если иммунная система вдруг будет ослаблена или отвлечена на борьбу с другими болезнями, то она может просто не успеть справиться со всеми «измененными» клетками и возникшая малюсенькая опухоль, которая сначала ничем себя не проявит, будет расти – и тогда обнаружится все ее коварство... Дело в том, что злокачественные опухоли, кроме токсинов, вырабатывают еще и особые вещества, подавляющие иммунитет. Получается замкнутый круг: опухоль растет и вырабатывает иммуноподавляющие вещества, иммунитет снижается, тогда опухоль растет еще больше, а значит, производит еще больше веществ, снижающих иммунитет! И организм уже сам справиться не может. Если же, когда опухоль уже есть, попытаться лекарствами «стимулировать» иммунитет, то стимулироваться будет не работа иммунной системы, а рост опухоли.
Некоторые химические вещества могут стимулировать образование большого количества онкологических клеток из совершенно здоровых. Их называют канцерогенными. Такие вещества содержатся в табачном дыме и выхлопных газах, вредных выбросах промышленных предприятий. Канцерогенное действие могут оказывать ультрафиолетовое, радиационное, рентгеновское и электромагнитное излучения. Очень опасно сочетание ослабленного иммунитета и влияния канцерогенных факторов. Если же их воздействие окажется слишком сильным, то даже нормальная иммунная система может не справиться с ростом опухолевых клеток.

Синдром иммунодефицита

Как мы уже сказали, для того, чтобы уничтожить чужеродную клетку или молекулу белка, иммунная система должна ее распознать. Но существуют вирусы, которые могут «обманывать» иммунную систему и проникать в организм таким образом, что она не обнаружит «чужака». При этом они сильно размножаются и вызывают тяжелые заболевания. Так, например, попадает в организм вирус иммунодефицита человека, вызывающий СПИД.

Аутоиммунные заболевания

К сожалению, в некоторых случаях организм может вырабатывать антитела и к своим клеткам. Иногда этот процесс запускается первоначальной инфекцией или какой-либо патологией. И после того как организм справился с чужеродными агентами, иммунная система продолжает вырабатывать антитела к собственным здоровым клеткам, которые постепенно разрушают разные органы. Есть целая группа заболеваний, называемых аутоиммунными, т.е. вызванными собственной иммунной системой. Они бывают очень тяжелыми, например, ревматоидный артрит – болезнь суставов; системная красная волчанка – болезнь, поражающая кожу, почки, суставы, сердце; а также некоторые заболевания нервной системы, печени, щитовидной железы и крови. С такими болезнями очень сложно бороться. И, естественно, в этих случаях нельзя применять лекарства, стимулирующие иммунитет.

Правда и вымысел

В последние годы иммунитет и иммунная система стали очень популярной проблемой для обсуждения, тем не менее некоторые устоявшиеся взгляды не соответствуют истине.
Есть люди, которые убеждены, что лечить инфекции не надо, потому что здоровая иммунная система справится сама. Это не всегда верно. Конечно же, многие бактерии и вирусы подавляются еще до проявления своего пагубного действия. Поэтому далеко не каждый контакт человека с микробами переходит в болезнь. Но даже очень хорошо работающая иммунная система может не выдержать натиска вирусов, бактерий, простейших или яиц глистов. К тому же существуют столь опасные возбудители, которые даже в малом количестве способны вызвать заболевание. Например, возбудители холеры, брюшного тифа, дизентерии, ветряной оспы и кори. Если микроорганизмы преодолели защитные барьеры и заболевание уже началось, то лечить его нужно. Лечение может носить общеукрепляющий характер с целью помочь иммунной системе побыстрее нейтрализовать возбудителя.
Бытует мнение, что на иммунитет действуют только специальные препараты. Конечно, сейчас существует огромный арсенал средств, влияющих на различные этапы иммунного ответа. Причем есть лекарства и стимулирующие иммунитет, и, наоборот, подавляющие. Но на самом деле на иммунитет воздействуют все химические вещества. Антибиотики и гормональные препараты в небольших количествах и при непродолжительном приеме способны стимулировать иммунитет. Но при длительном применении они начинают оказывать угнетающее влияние. Витамины, противогрибковые и противоглистные средства при продолжительном использовании способствуют усилению иммунной реакции. Однако длительное искусственное стимулирование иммунной системы может привести к ее истощению. Почти любые лекарства, даже, казалось бы, безобидные препараты бифидобактерий, при продолжительном применении могут ослабить защитные силы организма. То же касается и лекарственных трав, например эхинацеи. К сожалению, многие думают, что настои, отвары и биодобавки, содержащие травы, принимать совершенно безопасно.
Недавно считалось, что маленьких детей нужно содержать в максимально стерильных условиях. Теперь наука пришла к выводу, что, несмотря на необходимость соблюдения мер гигиены, переусердствовать не следует, так как излишняя стерильность мешает нормальному формированию иммунитета.
Не стоит полагать, что иммунитет не формируется к заболеваниям, которые могут повторяться, а таких большинство: грипп, ОРЗ, кишечные инфекции и пр. Любой микроорганизм оставляет о себе воспоминание в памяти иммунной системы. Выработанные антитела остаются в организме даже через много лет, нередко пожизненно. При повторном попадании микроба в организм болезнь может развиться, но иммунная система уже знает, как с ней бороться, и заболевание протекает в легкой форме. Люди часто не замечают этого, поскольку разных вирусов очень много, но если бы иммунная система не умела подобным образом защищать человека, то болезни бы осложнялись, перетекали друг в друга, и мы болели бы непрерывно.
Общеукрепляющие средства, такие, как закаливание, витаминные комплексы, биодобавки и т.д., конечно, повышают устойчивость к болезнетворным факторам, но непосредственно на иммунную систему не действуют.
Еще одно заблуждение – приписывание ослабленному иммунитету ответственности за все, происходящее с организмом, начиная от недомогания и заканчивая болями в сердце. На самом деле о снижении иммунитета свидетельствуют другие факты. Это могут быть частые ОРЗ (более четырех раз в год у взрослых и детей старше пяти лет, более шести раз у малышей); длительные простуды (дольше двух недель); хронические или повторяющиеся инфекции (фурункулез, ангина, пневмония, отит, гайморит, кишечные инфекции); постоянная субфебрильная (от 37 до 38 градусов) температура. Однако даже эти признаки не стоит интерпретировать самостоятельно. Только врач на основе лабораторных обследований и наблюдения может сделать правильные выводы.

Ольга Кузнецова ,