Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2010

Вместе с психологом

Я, снова Я и другие

Кто-то не способен понимать других людей или намеренно ставит себя выше остальных, а кто-то готов жертвовать собой ради общего блага. Сегодня мы поговорим о природе и свойствах эгоцентризма, эгоизма и альтруизма

Фото А.Степанова

Предмет разговора

Что же такое эгоцентризм, эгоизм и альтруизм?
Эгоцентризм (от лат. egо – «я» и centrum – «центр») – свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понимать и учитывать другие точки зрения.
Эгоизм – принцип жизненной ориентации и моральное качество личности, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других.
Альтруизм (от лат. аlter – «другой») – правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы остальных выше собственных; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы для пользы ближних и общего блага.

Статья опубликована при поддержке Клуба для родителей "Ктотутмама". На сайте ktotutmama.ru Вы найдете и интернет-магазин, где представлен огромный ассортимент высококачественных товаров для детей всех возрастов и их родителей, и "Комиссионку", принимающей и продающей комиссионные вещи в идеальном состоянии. С помощью этого раздела Вы сможете избавиться от одежды и обуви, из которой Ваш ребенок уже вырос, а также приобрести вещи отличного качества по более чем доступным ценам. В блоге на странице http://www.ktotutmama.ru/blog можно не только поделиться личным положительным, а, может, и негативным опытом, обсудить волнующие проблемы с другими родителями, поделиться полезной информацией, попросить совет или дать его, но и задать вопросы и, самое главное, получить на них ответы специалистов, компетентных в области детской медицины и психологии.

Эгоцентризм, или Я

Понятие эгоцентризм связывают с именем швейцарского психолога и философа Жана Пиаже, который в своих работах называл эгоцентризм важнейшей характеристикой познавательной деятельности детей, отражающей их позицию по отношению к окружающему миру. Именно в силу эгоцентричности мышления маленький ребенок наделяет вещи сознанием и волей (анимизм), придает словам и жестам силу воздействия на внешние предметы (магическое мышление), а явления окружающего мира считает изготовленными людьми для своих целей (артифициализм). Эгоцентризм лежит и в основе веры подростка в свои безграничные возможности и способность преобразовать окружающую действительность (ярко проявляется в 11–14 лет). Лишь к юношескому возрасту происходит переход к более объективной позиции в познании мира.
Однако термин эгоцентризм характеризует не только познавательную деятельность детей и подростков, но и особенности их личностной организации. В основе личностного эгоцентризма – потребность чувствовать себя в центре внимания, сосредоточенность на своих интересах, трудности в принятии чужой точки зрения, понимании переживаний других людей.

Мне пять лет, мы играем во дворе, прыгаем через лужу. Она большая и грязная, и нам не всегда удается через нее перепрыгнуть. Я в очередной раз прыгаю неудачно – грязные брызги летят мне на одежду. Подруга Катя заливисто хохочет, а я начинаю горько плакать: «Меня будут ругать родители».

Теперь прыгает Катя – и тоже неудачно. Она забрызгала даже свою красивую розовую шапочку. Это выглядит так забавно, что я громко смеюсь, даже не успев вытереть слезы. Теперь плачет подруга – ее тоже станут ругать мама и папа.

Мой прыжок – и опять Катя хохочет, а я плачу.

«Это же ужасно – быть забрызганной грязью! Моя одежда испорчена, меня будут ругать родители! Катя должна сочувствовать мне, ведь я так переживаю! – думаю я. – А как смешно, когда брызги летят на Катину одежду! И совсем непонятно, почему теперь она плачет, а не смеется…»

Сталкиваясь с информацией, противоречащей его представлениям, «эгоцентрик» воспринимает ее с большим трудом. Он искренне не понимает, что существуют позиции, отличные от его собственной, и переживания других также могут быть очень сильными.

Мне семь лет. Мы с мамой пьем чай, и она ставит на стол вазочку с какими-то необыкновенно вкусными конфетами. К сожалению, их всего три штуки. Я ем сначала одну, потом вторую. Затем собираюсь взять и третью, но мама делает мне замечание. Она говорит, что сама собирается съесть эту конфету. Я в недоумении: разве взрослые едят конфеты? Разве им нравится сладкое? Неужели мама так же сильно хочет конфету, как и я? Этого не может быть.

По мере становления личности (примерно к 10–12 годам) эгоцентризм постепенно преодолевается за счет формирования способности к восприятию мнения другого человека. В общении с людьми происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее ребенка пересмотреть свои взгляды.
В то же время специфические проявления эгоцентризма свойственны и подросткам. В данный период возникает своеобразный перелом в отношении к себе, появляется активный интерес к своему внутреннему миру, к собственной личности. Л.С. Выготский обозначил эту особенность как эгодоминантную, или эгоцентрическую, установку, которая заключается в том, что формирующаяся личность подростка оказывается в центре его внимания.

Фото с сайта toogeza.com

Подросток решает главную задачу своего развития – осознает и определяет себя как уникальную личность, неизбежно обращаясь для этого к своим чувствам, переживаниям, мыслям. В 12–14 лет заметно усиливаются склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, несколько снижаются устойчивость образов Я и общее самоуважение; положение улучшается лишь с переходом из подростковой фазы в юношескую.
Эгоцентрическая направленность подростков проявляется в таких явлениях, как «воображаемая аудитория» и «миф о собственной исключительности». Этим объясняются многие особенности ребят. Например, убежденность в чрезмерном внимании других к их внешности и поведению, вызванная сосредоточенностью на данных вопросах. Подростки чувствуют себя как на сцене и тратят много энергии на выступления перед воображаемой аудиторией – критически наблюдающими за ними другими людьми. Так поместившие себя в центр мира ребята преисполняются уверенности в своей неповторимости.

Мне двенадцать лет. Мне очень трудно. Куда пропали моя детская непосредственность и живость? Я капризна и стеснительна. Мне трудно совершить покупку в магазине – боюсь, что продавец скажет мне что-нибудь обидное. Я чувствую себя ужасно неловкой. Когда я еду в транспорте, мне хочется забиться в угол и отвернуться – потому что мне кажется, что взоры всех пассажиров обращены на меня, все они догадываются о моей неловкости и готовы надо мной посмеяться.

Вчера я поругалась со своей подругой Таней. А когда подруга Света стала меня утешать, я поссорилась и с ней тоже – потому что она сказала о моих переживаниях: ничего страшного. Как это – ничего страшного? Что она может в этом понимать? Я думаю, что мои подруги – предательницы, а я – самый несчастный человек на всей земле. Ну, или хотя бы в своем городе.

Как правило, со временем подобный эгоцентризм преодолевается установлением тесных взаимоотношений со сверстниками – и подростки узнают, что многие люди испытывают похожие чувства. Они приобретают способность становиться на место другого человека, учатся терпимо относиться к чужому мнению.

Эгоизм, или Снова я

Понятия эгоцентризм и эгоизм нередко используют как синонимы. Однако при некотором сходстве терминов существуют важные различия. Если эгоцентризм – категория сугубо психологическая, то эгоизм – морально-нравственная. Эгоцентризм предполагает невозможность понимания потребностей и интересов другого человека, а эгоизм – это намеренное предпочтение собственных интересов при игнорировании других людей.
Остальные люди рассматриваются эгоистом как средство для достижения своих корыстных целей. Как правило, эгоистическая направленность личности – результат серьезных недостатков воспитания. Если родители подкрепляют проявления эгоцентризма и завышенной самооценки, то впоследствии у ребенка может сформироваться четкая установка на приоритет лишь собственных интересов, потребностей и переживаний.
В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я способна привести к невозможности установления близких отношений с людьми, отчуждению, переживанию одиночества и восприятию окружающего мира как враждебного. В различных этических и философских концепциях сущность эгоизма понималась по-разному.
Эгоизму присущи, с одной стороны, тщеславие – стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение, честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. С другой – эгоизм – это корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к остальным людям. Обыденным нравственным сознанием откровенный эгоизм всегда осуждался.

Альтруизм, или Другие

Противоположностью эгоизму традиционно считается альтруистическая направленность личности.
Термин альтруизм предложен французским философом Огюстом Контом. Альтруистическое поведение проявляется в добровольной помощи другому человеку, несмотря на возможные риск или жертвы. Исследователи путем опроса установили, что ощущение счастья (удовлетворенность собой и своей жизнью) положительно коррелируется (взаимосвязано) со склонностью к альтруистическим поступкам. Эта особенность названа «парадоксом альтруизма».

Мне шестнадцать лет. Когда я нахожусь в одиночестве, то часто размышляю о своем месте в мире, об отношении к окружающим. Я пытаюсь решить вопрос: правильно ли жить, заботясь только о себе? Ведь жизнь одна, и очень хочется быть счастливой. Но совесть подсказывает, что в этом есть что-то нехорошее, нечестное. Так, может быть, надо жить, заботясь о других людях? Забыть о себе? Ведь тогда жизнь обретает смысл и увеличивается количество добра в этом мире. «Светя другим – сгораю сам»… Но и в таком рассуждении мне видится некоторая фальшь. Ведь получается, что другой человек – тот, которому я помогаю и ради которого сгораю, – чем-то лучше меня. Он почему-то больше достоин счастья, чем я, да еще и ценой моих усилий. Моего времени, здоровья и даже жизни. Это несправедливо. Да и если попытаться представить себя на его месте – а хотела бы я, чтоб ради меня кто-то сгорал? Пожалуй, нет. Это слишком серьезная плата за мое благополучие. Неужели нельзя сделать так, чтобы каждый мог жить и для себя, и для других? Чтобы было общее дело, которое мы делаем, и всем было хорошо? Даже если такое невозможно, то именно к этому следует стремиться. Тогда мне не надо будет выбирать между эгоизмом и альтруизмом. Я удобно устроюсь посередине, и все останутся довольны.

Мы

В современных этико-психологических концепциях разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма, отражающее противопоставление личного и общественного, считается неправомерным. Антагонизм «я» и «другие», «я» и «они» снимается объединяющим началом «мы». То, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и им, поскольку это полезно для общности, группы, к которой он принадлежит.
Таким образом примиряются крайние позиции и смягчается конфликт интересов: вместо выяснения чьей-либо правоты или значимости решается вопрос о возможностях взаимодействия и сотрудничества.

Человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде.

Бенедикт Спиноза

Эгоизм – стремление сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе.

Иммануил Кант

Эгоизм – проявление исконной природы человека.

Артур Шопенгауэр

«Разумный эгоизм» – сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которого выигрывает сам индивид.

Н.Г. Чернышевский

В то же время можно говорить об эгоистической или альтруистической направленности личности в зависимости от того, что для нее характерно: предпочтение собственных интересов в ущерб остальным людям, отказ от себя и растворение в потребностях других людей или стремление к сотрудничеству и поиску «золотой середины»?
В приложении к статье – тест, позволяющий определить собственную установку на эгоистичное или альтруистическое поведение.

Тест «Альтруизм – эгоизм»

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте «да» или «нет» исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
2. Вам легче просить за других, чем за себя?
3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?
4. Вы стараетесь помочь людям, если у них случилась беда или неприятности?
5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?
7. Вы убеждены, что самая главная ценность в жизни – жить для других?
8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
9. Ваша отличительная черта – бескорыстие?
10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
11. Вы осуждаете тех, кто не умеет заботиться о себе?
12. Вы часто просите других сделать что-либо из корыстных побуждений?
13. Ваше отличительное свойство – стремление помочь людям?
14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже об остальных?
15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?
17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?
18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?
19. Вы можете назвать себя эгоистом?
20. Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Обработка результатов:

Начислите себе по 1 баллу при ответах «да» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 13, 17;
по 1 баллу при ответах «нет» на вопросы: 5, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20.

Подсчитайте общую сумму.

Если вы набрали больше 10 баллов, то в вашем поведении выражен альтруизм, желание помочь людям. Чем больше баллов вы заработали, тем сильнее выражена альтруистическая установка.
Результат менее 10 баллов говорит об эгоистической направленности личности.
Средние значения (8–12 баллов) могут также свидетельствовать о вашей гибкости, стремлении учитывать как собственные интересы, так и потребности других.
Следует отметить, что люди с высоким уровнем эгоизма часто бывают конфликтными и испытывают иные трудности в межличностном общении. Высокий уровень эгоизма может проявляться в прагматизме и попытках использовать других для удовлетворения своих потребностей.
Низкий уровень эгоцентризма нередко является следствием постоянного подавления личности авторитетами. Дома такими людьми становятся родители, а в школе – педагоги и некоторые ученики.
В отдельных случаях высокий уровень эгоцентризма бывает ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук