Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2010

Вне урока

Мост в природу

Одной из наиболее уязвимых социальных групп населения являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и особенно дети с инвалидностью. Серьезнейшая проблема – неприспособленность таких детей к окружающей среде: городской, образовательной, культурной, природной и др. Для интеграции их в жизнь и общество нужны специальные меры, реабилитационные и интеграционные программы

Фото с сайта romad.by.ru

Экотерапия

Каждому ребенку необходимо как можно чаще бывать на природе. И если для городских детей это вопрос свободного времени, то для детей-инвалидов – на инвалидных колясках, с недостатками зрения и слуха, имеющих другие нарушения здоровья, – даже городские сады и парки, если не принять специальных мер, останутся недоступными.
Природные территории (лесопарки) предлагают ребенку естественные препятствия – лесные извилистые тропы, подъемы и спуски, корни деревьев и шишки под ногами, свисающие ветки деревьев и частый кустарник, преодоление которых полезно для тренировки вестибулярного аппарата, координации движений, развития двигательной активности.
Сенсорное восприятие леса (вкус, запах, тактильные, зрительные и слуховые ощущения) развивает слух, обоняние, зрение, вкус, осязание.
Природа как предмет познания, изучения, исследования расширяет границы мира и дает ребенку ощущение полноты жизни. Объекты живой природы – птицы, звери, насекомые – способны разжечь в ребенке жгучий интерес и азарт естествоиспытателя, дать ему сильную мотивацию для преодоления своего недуга, стимулировать физическую подвижность и познавательную деятельность.

Публикация статьи произведена при поддержке реабилитационного центра для наркозависимых "Наркоблок". Лечение алкогольной и наркотической зависимости в Москве и Московской области анонимно. Бесплатная диагностика организма, высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы, вызов нарколога на дом, скидки на лечение в клинике, транспортировка больного, круглосуточный режим работы. Подробную информацию о центре и лечении Вы найдёте на сайте центра: https://narcoblock.ru/.

Эколого-просветительские программы обогащают обедненное представление об окружающем мире, включают детей-инвалидов в общую социальную культуру.
И, бесспорно, само пребывание на природе удовлетворяет естественную потребность в движении, укрепляет здоровье детей.

История проекта

В 2006 году фонд «Качество жизни» при поддержке правительства Москвы выступил инициатором и разработчиком программы «Мосты в природу». Проект стартовал в 2007 году. Место проведения – Воробьевы горы. За это время проведено около 200 экскурсий, в которых приняли участие 3,5 тыс. детей с различной патологией.
Цель программы – создание условий для использования особо охраняемых природных территорий в целях экологического просвещения, оздоровления, социокультурной и физической реабилитации, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и развитие экотерапии.
Программа «Мосты в природу» предусматривает несколько направлений работы, среди которых:

  • обустройство специальных территорий и экологических троп в парках и заказниках Москвы с учетом потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • обеспечение удобной транспортной доступности природных участков для инвалидов;

  • разработка специальных реабилитационных, оздоровительных и эколого-просветительских занятий для детей школьного возраста с применением самых современных технологий, учитывающих особенности их здоровья и специфику заболеваний;

  • методическое обеспечение программы: подготовка педагогов-гидов, экскурсоводов для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание необходимых методических пособий.

Доступность и безопасность

Интеграция предполагает не только работу с инвалидами по адаптации их к окружающему миру, но и выполнение требований, которые они выдвигают обществу. Городские территории – парки, сады и лесопарки – должны быть оснащены специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных людей.

Основные критерии адаптированной городской среды:

  • безопасность – возможность посещения места обслуживания без риска быть травмированным;

  • информативность – возможность своевременно получить информацию и отреагировать на нее;

  • комфортность – создание условий для удовлетворения нужд потребителя при минимальных его затратах и усилиях.

Требования к благоустройству

1. Доступность участка природной территории – наиболее короткий, удобный и приспособленный для инвалидов путь от общественного транспорта или стоянки личного транспорта к начальному пункту маршрутов или территорий, обустроенных съездами с бордюрного камня, пандусами, поручнями и пр.
Поэтому наша площадка находится близко от выхода станции метро «Воробьевы горы» и доступна той группе инвалидов, которые могут пользоваться метрополитеном. К площадке подходит асфальтированная дорога, удобная для личного транспорта (дети и взрослые на инвалидных колясках, слепые), а также для специализированных автобусов, перевозящих экскурсионные группы.

2. Система информационных знаков и указателей для инвалидов.

С этой целью при входе на тропу размещен информационный стенд, на котором подробно отражена схема экологического маршрута с использованием шрифта Брайля.

3. Информация для невидящих людей – макеты, рельефно-графические планы, схемы, информация шрифтом Брайля.
Для изготовления этих позиций фонд обратился к своим партнерам, специализированным предприятиям. В результате изготовлены специальные альбомы и пособия для занятий, таблички, схемы заказника «Воробьевы горы» и стенд со следами животных в натуральную величину.

4. Оборудование тропы с твердым покрытием, без крутых подъемов и спусков, достаточной ширины, снабженной необходимыми приспособлениями для безопасности движения.
Учитывая эти требования, на маршруте выбрали участок тропы, на который нанесли твердое покрытие. Тропа оборудована перилами, покрашенными в контрастный, желтый цвет. Край дороги выложен цветным бордюрным камнем. Все это помогает обеспечить безопасность инвалидам-колясочникам и слабовидящим.

5. Аудиозапись информации и наличие устройств для ее прослушивания в помощь неслышащим людям.
С этой целью фондом разработаны и изготовлены аудиозаписи с голосами птиц для проведения орнитологических экскурсий. Дети получают возможность наблюдать птиц и одновременно слышать различные птичьи голоса.

6. Участки естественного, природного ландшафта без специального покрытия для тренировки вестибулярного аппарата, навыков хождения по почве, траве, лесным дорогам, каменистой местности, знакомства и преодоления других естественных препятствий (спуски и подъемы, шишки, корни деревьев под ногами и пр.).
Речь идет о специально смоделированной «сенсорной тропе». В естественную грунтовую поверхность тропы, которая имеет усложненный рельеф – спуски и подъемы в сочетании с поворотами, встроены несколько искусственно созданных участков, выложенных камнями, гравием разного размера и структуры. Для обеспечения опоры и обозначения направления передвижения вдоль тропы протягивается канат. Прохождение такого препятствия помогает развивать координацию движений, тренировать вестибулярный аппарат и опорно-двигательную систему детей-инвалидов с различными нарушениями здоровья, в том числе детей с нарушениями зрения.

7. Стационарные или мобильные места для отдыха детей с ослабленным здоровьем. Наличие обустроенных участков для отдыха, общения с природой и восприятия информации без всяких препятствий и дополнительных нагрузок.
Именно с учетом этого требования беседки и обзорные площадки, расположенные по маршруту, снабжены пандусами. Беседки позволяют использовать тропы для игровых коррекционных занятий с детьми.

8. Всесторонние меры безопасности – это отсутствие на территории загромождающих препятствий, узких переходов и искусственных скользких покрытий, наличие особых мер для инвалидов-колясочников (тормозные ограждения для предупреждения скатывания) и невидящих детей (сенсорные направляющие движения – поручни из различных материалов, в т.ч. из дерева, веревочного каната и пр.).

9. Наличие туалетов и мусоросборников.

Обустройство нашей экологической тропы было выполнено с учетом всех вышеперечисленных требований.

Методики и пособия

Фонд совместно с группой специалистов (психологи, биологи, педагоги) разработал методические рекомендации по организации и проведению коррекционно-развивающих занятий на природе и набор пособий для практической работы с детьми.
Цель пособий – раскрыть возможности природы как ресурса для развития детей с нарушениями здоровья. В них подробно разработаны следующие темы:

– ресурсы природных территорий и создание условий для их доступности;
– реабилитация инвалидов с помощью экологических средств;
– психолого-педагогические основы работы с детьми на природе;
– практические рекомендации по проведению игр и занятий на природе;
– пакеты игр и занятий.

Некоторым разделам уделено особое внимание. Прежде всего – психологическим аспектам: особенностям психического развития детей с различными патологиями; изменению отношения детей к природе в зависимости от возраста; правилам общения с «особыми» детьми.
Последний раздел пособия посвящен практическим играм и занятиям. Около 50 игр разбиты по темам: знакомство, мотивация, лес как жизненно важная среда обитания и т.д.
Для слепых и слабовидящих детей предусмотрены различные развивающие игры: распознавание на ощупь коры деревьев, изучение звуков дерева через стетоскопы, изучение и наблюдение птиц с помощью аудиоплеера с записью голосов птиц и прослушивание птиц в окружающей природе. Не менее захватывающе для детей с патологией слуха составление звуковой карты.
Подробные сценарии занятий позволяют даже не имеющим специальных экологических знаний педагогам эффективно и интересно проводить игры и экскурсии, благодаря которым у детей эффективно развивается восприятие пространства, пропадает боязнь перемещения и ориентирования во внешней среде.
Учитывая многолетний опыт реализации проекта, его успех и повышенный спрос со стороны как социальных педагогов и психологов, так и гидов-экологов, с уверенностью рекомендуем проект к распространению в других регионах.

Наталья Еремина ,
руководитель программы регионального благотворительного общественного фонда «Качество жизни», Москва