Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2010

Вместе с психологом

Тонкая душевная организация…

Один из авторов учения о типологии характеров, Карл Леонгард, описал в своей классификации эмотивный тип личности. В чем его особенности? Какие черты свойственны эмотивным подросткам? Как распознать этих ребят среди своих учеников? А как строить с ними отношения? В какой помощи нуждаются такие дети? Обо всем этом мы и поговорим в сегодняшней статье

Фото с сайта shutterstock.com

Мама считает, что моя основная проблема – ранимость и чувствительность. Наверное, это действительно так. Я теряюсь в новой обстановке, мне трудно задать вопрос незнакомому человеку, я стесняюсь пересчитать сдачу возле кассы и не могу войти в помещение, где уже собралось много народа.
Еще мне всегда кого-нибудь жалко: бездомного котенка на улице, старушку в магазине, плачущего ребенка в школе. Я не могу смотреть грустные фильмы и читать печальные книги – начинаю плакать. Помню, как в детстве я разучивала на фортепиано песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик». Я так отчаянно рыдала с самых первых строчек, что не могла запомнить ноты.
Я постоянно беспокоюсь за себя, своих близких и друзей. Мне порой кажется, что с ними должна случиться беда.
Я часто грущу, даже без причины. Смотрю в окно на заходящее солнце – такая красота, что слезы появляются…
Друзей у меня мало, я стараюсь избегать больших компаний – немного побаиваюсь шумных и грубых сверстников, как-то стесняюсь и робею.
Нормально ли это? Смогу ли я стать более уверенной, смелой и общительной?

Лена, 14 лет

Фото с сайта shutterstock.com

Свойства эмотивности

Эмотивность – это чувствительность и склонность к глубоким реакциям в области «тонких» эмоций. Основные черты эмотивных личностей – мягкосердечие и жалостливость, задушевность и ранимость.
Для таких подростков характерны сильная впечатлительность, отзывчивость и понимание внутреннего мира другого человека, добросовестность, большие переживания в области духовной жизни.
Эти ребята нередко бывают обидчивыми, застенчивыми и слезливыми. Они замкнуты, избегают шумных компаний и не любят быть на виду. У них рано формируется чувство долга и ответственности, они очень требовательны и самокритичны, часто видят у себя много недостатков.
Открытость, общительность и откровенность проявляются только в кругу близких людей. Подростки данного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и друзьям, причем лишь к тем, от кого они сами получают любовь и заботу.
Такие дети отличаются тревожностью. В детстве у них проявляются пугливость и страхи. Они могут бояться темноты, чужих людей, животных, одиночества. Эмотивные ребята сторонятся слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей. Они послушны, часто слывут домашними детьми. У них нередко повышены робость, беспокойство за свое будущее и судьбу близких.

Неблагоприятные ситуации

Непереносимыми для эмотивных личностей оказываются насмешки, несправедливые обвинения, открытое соперничество, недоброжелательное внимание и невозможность поделиться своими переживаниями. Еще одним слабым звеном является эмоциональное отвержение со стороны близких или их утрата.

Самооценка

Самооценка эмотивных подростков обычно занижена: они считают себя далекими от идеала. В то же время в их отношении к себе присутствует и объективность: ребята подмечают свойственную им с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, нелюбовь к флирту и ухаживаниям.

Общение

Эмотивные подростки разборчивы в выборе приятелей, они очень привязчивы, предпочитают близкого друга большой компании. Некоторые дружат с людьми, старшими по возрасту.
Компания ровесников пугает их господствующими там развязностью и грубостью. Такие подростки избегают общения с людьми слишком бойкими и неугомонными. Болезненно воспринимают смену коллектива.

Увлечения

Типичные увлечения эмотивных детей и подростков – чтение, тихие игры, рисование, лепка. Тем не менее чувство собственной неполноценности делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации: стремясь преодолевать свои слабые стороны, они часто ищут самоутверждения именно в тех областях, где ощущают свою недостаточную компетентность. Так, например, робкие мальчики могут длительно и серьезно заниматься спортом, развивая силу и ловкость.

Учеба

Школа пугает таких ребят скоплением сверстников, шумом, суетой и драками на переменах. Однако, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Занимаются обычно старательно. Страшатся контрольных, проверок, экзаменов; нередко стесняются отвечать у доски, боясь сбиться и вызвать смех. Порой могут говорить гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть слишком прилежными.

Фото с сайта shutterstock.com

Хотят ли они повзрослеть?

Эмансипация (стремление к взрослению, независимости и самостоятельности) выражена слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения совести и даже отчаяние, нежели протест, свойственный другим подросткам.

Как их нельзя воспитывать?

Крайне неблагоприятны для этих ребят частые наказания и жестокое обращение; очень плохо переносят внутрисемейные конфликты и длительную разлуку с близкими.

Отсутствие склонности к правонарушениям, алкоголю и наркотикам

Склонность к девиантному (отклоняющемуся) поведению эмотивным подросткам в целом несвойственна. Их не привлекают и соблазны употребления алкоголя, наркотиков и иных токсических средств. Даже в пьющей семье или окруженные выпивающими ровесниками, они не обнаруживают тяготения к спирному. Кроме того, в силу высокой моральной позиции осуждают пьянство.

Депрессии

Тревожно-эмотивные личности любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие, и легко поддаются переживаниям, особенно жалости, состраданию; нередко ощущают себя виноватыми в несчастьях, случившихся с другими людьми.
Особая чувствительность натуры предрасполагает к болезненно глубокому воздействию душевных потрясений. Психологическая травматизация порой приводит к сильным депрессиям.

Суицидальное поведение

Подростки эмотивно-тревожного типа относятся к группе суицидального поведения. Они не всегда делятся переживаниями, накапливая чувство вины за собственную неполноценность, что может постепенно приводить их к убеждению в ненужности своего существования, – так незаметно для окружающих у них складываются намерения самоубийства.
В состоянии депрессии также не исключены подобные мысли и даже суицидальные поступки.

Выбор профессии

Таким подросткам подойдет спокойная работа в небольшом коллективе; они бывают особенно исполнительны при позитивном отношении коллег и руководителей.
Часто встречается выраженный интерес к различным сферам искусства, к биологии, медицине, педагогике или психологии, художественным видам спорта.

Как себя вести педагогам?

Во взаимодействии с эмотивными подростками особую важность приобретают эмоциональная открытость, чувствительность и отзывчивость педагога. Проявление подобных качеств ведет к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений с такими ребятами. Однако следует отметить, что фальшь, безразличие и черствость эти личности чувствуют особенно остро и сразу же реагируют на них изменением своего поведения.
Надо помогать подросткам преодолевать ложное чувство неполноценности, повышать их самооценку. Нежелательно нагружать ребят чрезмерной ответственностью, нельзя допускать и отчуждения от коллектива.
Данным школьникам нередко требуется защита от наиболее агрессивных одноклассников; в то же время их полезно учить отстаивать свои интересы.
Педагогам рекомендуется создавать ситуации, в которых такие ученики смогут показать свои способности и возможности, подбадривать их, а также исключить насмешки над их ошибками и промахами.
Эмотивные подростки нуждаются в расширении круга друзей, в развитии навыков, которые помогут им взаимодействовать с большим количеством народа. Умение общаться с незнакомыми людьми, отвечать на агрессию и шутки, защищать собственную позицию можно сформировать на психологических тренингах общения и личностного роста.
Можно посоветовать ребятам выбрать образец для подражания – сильного, уверенного в себе героя фильма или книги. Войдя в этот образ, подросток станет более решительным. Полезным будет и обращение к личному опыту школьников – к тем ситуациям из прошлого, в которых они были успешны. Каждый раз, когда подросток испытывает робость и неуверенность, помогайте ему вспоминать свое состояние, полное приятных переживаний, – это позволит ему вновь обрести силы.

Публикация статьи произведена при поддержке психотерапического центра Психоанализ.рф. Центр Психоанализ.рф предоставляет полный спектр профессиональных услуг немедикаментозной психологической помощи в Москве. Опытные специалисты центра помогут пациентам в самые быстрые сроки избавиться от неврозов и качественно улучшить свою жизнь. Посетив официальный сайт психотерапического центра Психоанализ.рф Вы сможете подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и записаться на прием онлайн.

Диагностика эмотивного и тревожного типов в подростковом возрасте

Эмотивность

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет».

Опросник

1. Бывает ли так, что у вас на глаза наворачиваются слезы в кинотеатре, при разговоре?

2. Мягкосердечны ли вы?

3. Вам трудно переносить вид крови, так как ее вид вызывает у вас неприятные ощущения?

4. Вы очень любите животных?

5. Может ли вас настолько взволновать трагический фильм, что на глазах выступят слезы?

6. Любите ли вы природу?

7. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

8. Можете ли вы зарезать курицу?

Обработка результатов

За каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 и «нет» на вопрос 8 начисляется по 1 баллу.

Посчитайте общую сумму баллов и умножьте ее на 3.

Если результат больше 15 баллов, то эмотивность считается достаточно выраженной.

Максимально возможный итог – 24 балла.

Под эмотивностью в данном тесте понимаются чувствительность, ранимость, впечатлительность, мягкосердечие, отзывчивость, слезливость, глубина переживаний.

Тревожность

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет».

Опросник

1. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?

2. Страшно ли вам было в детстве оставаться одному дома?

3. В темный подвал вам трудно, боязно спускаться?

4. Беспокоили ли вас мысли, что с вами или вашими родными что-нибудь может случиться?

5. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы ночью одному пойти на кладбище?

6. Боязливы ли вы?

7. Часто ли вы видите страшные сны?

8. В детстве вы были таким же смелым и отчаянным, как ваши сверстники?

Обработка результатов

За каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и «нет» на вопрос 8 начисляется по 1 баллу.

Посчитайте общую сумму баллов и умножьте ее на 3.

Если результат больше 15 баллов, то тревожность считается достаточно выраженной. Максимально возможный итог – 24 балла.

Под тревожностью в данном тесте понимаются робость, боязливость, мнительность, нерешительность, чувствительность.

 

Эмотивный словарик

Альтруистичность – готовность жертвовать собой и своими интересами ради других, самоотверженность.

Безотказность – обязательность, готовность оказать любую услугу.

Боязливость – робость, легкая податливость страху.

Верность – надежность, преданность другому человеку.

Впечатлительность – способность легко и быстро воспринимать впечатления и реагировать на них, чуткость.

Добродушие – доброта и мягкость характера, незлобивость.

Доброжелательность – приветливость, готовность содействовать благополучию других людей.

Жалостливость – склонность к жалости, сострадательность.

Застенчивость – стыдливость, робость, склонность смущаться.

Искренность – склонность выражать подлинные чувства, откровенность.

Мнительность – склонность видеть во многом что-то неблагоприятное для себя, опасливость.

Обидчивость – готовность испытывать жалость к себе из-за несправедливо причиненных огорчений.

Ответственность – обладание высокоразвитым чувством долга, серьезное отношение к своим обязанностям.

Отзывчивость – готовность помочь, отозваться на чужие нужды.

Покорность – послушание, уступчивость.

Привязанность – чувство близости, основанное на преданности, симпатии.

Ранимость – готовность остро воспринимать любую обиду, несправедливость.

Романтичность – мечтательная созерцательность.

Сенситивность – повышенная чувствительность к происходящим событиям, ранимость, неуверенность в себе, повышенная совестливость и склонность к сомнениям, фиксация на своих переживаниях, чрезмерная тревожность, боязнь новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний.

Скромность – сдержанность в обнаружении своих заслуг и достоинств, тактичность, деликатность.

Слезливость – готовность часто плакать.

Совестливость – обладание чувством нравственной ответственности перед другими.

Сострадательность – склонность эмоционально поддерживать людей.

Тревожность – наполненность тревожными опасениями, беспокойство.

Чуткость – отзывчивость, готовность к сочувствию.

Эмотивность – повышенная чувствительность, ранимость.

Эмпатичность – способность понимать эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему.

 

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук