Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2008

Технология

Урок на фоне игры

Даже сложный материал запоминается без особого труда, если на уроке используются разнообразные игровые моменты, вызывающие у детей положительную мотивацию к изучению предмета. Опорные схемы, таблицы, занимательные истории, игры благотворно влияют на отношение ребят к уроку русского языка, развивают у них наблюдательность, фантазию, зрительную память.Мы попытались показать, что научность и глубина излагаемого материала, его практическая значимость не изменяются от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания

Проблема творческого урока обсуждается педагогами давно. Но если раньше творчество трактовалось как использование новых атрибутов, то сейчас учителя ищут новые формы уроков, которые призваны воспитывать именно творческую личность. Ведь без совместной работы ученика и учителя нельзя добиться желаемого результата. Широкое поле деятельности для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, инсценировок, шарад, игр, при устройстве лингвистических вечеров. Занимательность, являясь первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, становится средством создания здоровьесберегающего фона всего урока.
Результаты современных психологических и педагогических исследований позволяют научно обосновать новые методики пробуждения интереса школьников к конкретному предмету.
Интерес, как считают психологи, представляет собой своеобразный сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Ядро интереса составляют познавательный и эмоциональный компоненты. Выделяются два тесно связанных между собой источника, вызывающих интерес учащихся к предмету: это – его содержание и организуемая для познания этого предмета деятельность школьников. Интерес выступает как необходимый, важнейший мотив учения.

Игра – один из основных видов деятельности детей и важнейшее средство их воспитания. В последние годы школа много внимания уделяет игре, ведь организовать разумный отдых детей входит в воспитательные задачи. Поэтому организация дидактических игр на уроке – тема актуальная и современная.
Подсчитано, что за время учебы в школе каждый учащийся посещает примерно десять тысяч уроков. И почти все они похожи друг на друга: опрос, изложение нового материала, закрепление его, объяснение домашнего задания. Как же добиться результативности на уроках русского языка? Важная задача – дать учителям возможность работать вариативно, выбирать программы и методики, способы и методы преподавания. Во Франции, например, для обучения детей существуют 150 программ. В Венгрии учитель сам может выбирать методы обучения, может на 30% менять программу. Нестандартные формы урока – это реакция учителей на шаблон, догматизм, попытка внести разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий, индивидуальный характер. Нестандартный урок все шире входит в практику школы.
Многие педагоги, не дожидаясь, пока академическая наука что-то предложит, сами пытаются разнообразить учебно-воспитательный процесс, вдохнуть в него жизнь. Арсенал приемов работы с учащимися постоянно расширяется. И здесь важно определить общее направление поиска. А оно заключается в широком обращении учителя к учебно-педагогической игре. Главное в организации учебной игры – подбор такого материала, который бы не только соответствовал общеобразовательному уровню учащихся, но и расширял их кругозор, углублял знания. Дидактическая игра – это специально созданная, смоделированная реальность, из которой учащимся предстоит найти выход. Ее главное назначение – стимулировать познавательный процесс, в котором ученик выступает активным преобразователем действительности. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно возбуждают и поддерживают интерес к учению, добыванию знаний за счет собственных усилий. Современная компьютерная техника позволяет реализовать очень сложные интерактивные игры, которые целиком захватывают детей.
Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Например, участники игры «Учитель и ученик», разбившись на пары, получают карточки. Один ученик в роли учителя диктует слова, данные на карточке, другой в роли ученика записывает их. Затем «учитель» проверяет написанное, исправляет ошибки и выставляет оценку. Важно, чтобы ученики менялись местами. Потом можно провести конкурс на лучшего исполнителя роли учитeля.
Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер. Например, «Найди слову родственников», «Корректор», «Найди пару», «Добавь букву», «Аукцион букв», «Перевертыши» и т.д. Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся во время игры, создается рабочая обстановка на уроке. Поэтому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей учащихся. Регламентированные правила игровых действий способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры. Например, рассмотрим игру «У кого самый интересный вариант?» (загадка, ребус, кроссворд, игра). Ребята, как правило, любят эту игру, но ее проведение требует от учителя предварительной подготовки, организационной четкости. Каковы условия игры? Кто соревнуется: ученики или команды? Сколько очков получает участник? Кто оценивает ответы: учитель или судейская коллегия? Кого выбрать в жюри? Нужны ли штрафные очки? Эти и другие вопросы желательно решать вместе с ребятами, потому что они чаще играют и
наверняка подскажут интересные решения.

Предварительная подготовка – это эмоциональный настрой прежде всего самого учителя. Он тоже становится участником игры, поэтому любая назидательность, использование стандартных вопросов в данном случае неуместны. Прежде всего нужно ввести ребят в игровую ситуацию, описать ее так, чтобы у детей возникло желание включиться в работу (поиграть, а не просто выполнить задание). Естественно, что для организации игровых упражнений нужна особая интонация: несколько удивленный, интригующий тон, как бы приглашающий к игре, доброжелательное изложение заданий, поощрение каждого удачного ответа. Учитель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход, поддерживает интерес к ней.
Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и раздаточные материалы.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который придает ей законченность. Это – решение поставленной задачи и оценка действий учащихся.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие, обобщающие дидактические игры. Пример первых – игра «Магазин». Нужно представить себе, что вы зашли в магазин и покупаете продукты, названия которых выражены именами существительными, употребляющимися только в форме единственного или множественного числа. пример вторых – игра «Кто меньше?», в которой можно проверить усвоенный материал по любой теме с помощью сигнальных карточек, перфокарт. И наконец – игра «Кто быстрее?» предполагает обобщение знаний по любой теме, допустим, по фонетике: записать 5 слов, в которых звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков; количество звуков и букв одинаково.
И совершенно незаменимы дидактические игры в ситуациях, когда надо снять утомление, психическое напряжение, создать ситуацию успеха. Например, в игре «Слепой капитан» ученики каждой команды выбирают по капитану, завязывают ему глаза, и, руководствуясь указаниями-подсказками только своей команды, капитан выполняет задание: вставляет орфограммы в текст, записанный на доске, разбирает предложение по членам и так далее.
Использование игровых приемов на уроке пробуждает интерес школьников друг к другу. В какой-то мере таким образом решается проблема социальной дезадаптации. Игровые обязательства, добровольно принятые детьми друг перед другом и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности. Игpa рассеивает страхи, усмиряет споры, нейтрализует враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать.
Любую детскую заботу – обсудить, прочитать, определить, обнаружить и так далее – лучше осуществлять в атмосфере взаимного понимания, договоренности о «правах» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих.
У всех дидактических игр много общих черт. Во-первых, это – ярко выраженное стремление к определенной цели: победить в конкурсе, осуществить поиск какого-либо материала, выступить в определенной роли. Во-вторых, игра носит добровольный характер. В-третьих, интрига... Зачастую нельзя угадать, кто окажется победителем. Все участвуют в паре одновременно и с максимальной активностью. В-четвертых, игра обеспечивает более высокую обучающую, развивающую и воспитательную результативность. В-пятых, игра должна быть занимательной и посильной для каждого участника.

Еще одной важной особенностью игры является то, что она включает механизм воображения. Ученики вместе с учителем играют определенные роли.
В игре заключены большие воспитательные и здоровьесберегающие возможности, она формирует вариативный способ мышления.
Содержательный, оригинально построенный урок не может не запечатлеться в памяти ученика. Учитель должен добиваться, чтобы каждое занятие имело индивидуальное лицо. Нестандартные уроки необходимы нашей школе для воспитания яркой личности. Ученик должен постоянно видеть перед собой пример творческого отношения к делу своих наставников, тогда и он все время учится творчеству и уже не представляет для себя другого стиля работы.
Учесть эти особенности – значит привлечь внимание детей к миру слов, дать им почувствовать, что этот мир не менее интересен, разнообразен, сложен, увлекателен, чем мир растений, например, или космос.

Литература

1. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника. – М.: Дрофа, 2005. 3–11 с.
2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 1995. 9–23 с.
3. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985. 3–56 с.

Н. Глазюк