Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2008

Учительская

Профессиональное выгорание

Существующие исследования педагогической деятельности показали, что она заключает в себе ряд особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально аффектогенную

Высокую эмоциональную напряженность педагогической деятельности придают стресс-факторы, постоянно присутствующие в работе учителя. Это повышенная продолжительность дня, высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, активация психических процессов и физических ресурсов на пределе собственных возможностей, ролевая неопределенность, социальная оценка и т.д.

Выгорание – по существу, ответ на хронический эмоциональный стресс – проявляется в виде непроходящей усталости, подавленности, немотивированной агрессивности, недовольства собой и окружающими. Это состояние возникает у педагогов вследствие душевного переутомления, как своего рода плата за сочувствие, когда в профессиональные обязательства входит отдача «тепла своей души», эмоциональное вкладывание.

Существуют различные взгляды на природу этого феномена, но большинство исследователей определяют выгорание как негативное психологическое явление, включающее в себя психоэмоциональное истощение, которое сопровождается чувством глубокой усталости и опустошенности, возникновением отрицательного, циничного либо безразличного отношения к субъектам деятельности, утратой профессиональной мотивации, связанной с ощущением некомпетентности и неуспешности в работе.

Возникновение профессионального выгорания у педагогов обусловлено системой взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов, относящихся к различным уровням организации личности: на индивидуально-психологическом уровне это психодинамические особенности субъекта, характеристики ценностно-мотивационной сферы и сформированность умений и навыков саморегуляции; на социально-психологическом уровне – особенности организации деятельности и межличностного взаимодействия педагога.

Но сколько бы ни обсуждалась на конференциях, круглых столах, семинарах, ни декларировалась в литературе эта проблема, она остается актуальной для современной школы. Так, с целью изучения синдрома выгорания проводилось исследование на 69 педагогах школ города Нягани по методике В.Бойко. Результаты показали, что у пяти педагогов полностью сформирован синдром эмоционального выгорания. Признаки сформированности наблюдались у пятнадцати испытуемых, и практически у каждого педагога можно было наблюдать те или иные симптомы.

У 48% педагогов обнаружены признаки напряжения (первая фаза синдрома), что проявляется в ощущении тревожности, снижении настроения, повышенной степени эмоциональной впечатлительности.

У 75% педагогов в качестве доминирующей выступает фаза резистенции, что проявляется в стремлении избегать действия эмоциональных факторов с помощью полного или частичного ограничения эмоционального реагирования. Наряду с избирательным реагированием у 75% педагогов наблюдается редукция профессиональных обязанностей в виде упрощения процесса общения, стремления облегчить, сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

У 25% педагогов отмечается падение общего энергетического потенциала: у 40% испытуемых в виде психосоматических и психовегетативных синдромов, у 30% – в эмоциональном дефиците, эмоциональной отстраненности, деперсонализации.

Особо актуальной при рассмотрении данной проблемы становится организация непрерывного, систематического психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога с целью профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания.

При всей кажущейся разработанности проблемы в ней отсутствует, на наш взгляд, целостное описание процесса сопровождения в рамках педагогической профессии. Авторы немногочисленных работ по исследованию вопроса касаются лишь отдельных сторон проблемы в общем виде профессиональной деятельности, а не педагогической конкретно.

Сопровождение – это комплексный процесс, направленный на обеспечение условий для оптимальной самореализации в профессии, на профилактику и коррекцию деструкции, синдрома выгорания, адаптацию в быстро меняющихся условиях педагогической деятельности. В основе данного процесса должен лежать личностно ориентированный подход, в контексте которого педагог рассматривается как целостная личность, индивидуальность. В соответствии с этим сопровождение должно быть направлено на создание для каждого педагога индивидуального профессионального маршрута, внутри которого разрешаются функции: полноценная адаптация, содействие в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности, профилактика профессиональных деструкций, деформаций и синдрома эмоционального сгорания, помощь в достижении профессионального мастерства и развитии личностно-профессиональных качеств и т.д.

Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку в саморегуляции жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

Результатом психологического сопровождения является профессиональное развитие, реализация личного потенциала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворение своим трудом.

Проблема профессионального выгорания педагогов в нынешних условиях должна стать не просто значимой, но особо актуальной. От того, насколько «здоров» и личностно профессионально развит педагог, зависит качество обученности и развитости подрастающего поколения. Именно поэтому организация систематического психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагогов (с учетом раскрытия факторов синдрома профессионального выгорания) обретает особый смысл.

Литература

1. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2003.

2. Ласовская Т.Ю., Ильина С.А. Профессиональное выгорание: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Сибмедиздат, 2004.

Е. Белоногова