Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2008

Вне урока

Мир вокруг нас. Внеклассное занятие для 1-го класса

Внеклассное занятие для 1-го класса

Форма проведения: живая газета.

Цель занятия: дать понятие об окружающем мире и познакомить учащихся с тем, как человек влияет на этот мир.
Развивать пытливость, любознательность, обогащать словарный запас.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

1. Схема: в центре – 2 маски (грустная и улыбающаяся). На одинаковом расстоянии друг от друга располагаются 5 окружностей. В первом круге – фигура человека.
Второй круг – светло-голубого цвета, аппликации (микробы).
Третий – неокрашенный, множество спиралей и стрелок. Четвертый – ярко-синий. Пятый – зеленого цвета. Черные круги и квадраты, под ними изображены животные, растения, которые находятся под охраной.
2. Солнце, звезды.
3. Схема: изображение воды и суши.
4. Таблички с правилами.
5. Красная книга, Красная книга Бурятии.
6. Стенгазета «Животный и растительный мир Бурятии».
7. Плакаты-лозунги.
8. Листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Учитель:

– Отгадайте загадку:

Лист бумаги по утрам
на квартиру носят к нам.
На одном таком листе
много разных новостей.
(Газета.)

– Правильно. А как вы догадались? Какие названия газет вы знаете?
Посмотрите на доску. То, что вы видите, – это тоже газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг – страничка, которая рассказывает о чем-то. (Приложение № 1.)
Посмотрите в центр круга. Кто здесь изображен? (Грустный человечек.)
А почему он грустный? (Высказывания детей.)
– У вас оказались разные мнения. Давайте послушаем и узнаем, что находится вокруг нашего человечка. Тогда, может быть, мы поймем, почему он грустный.

Помощница-пятиклассница:

– Я вам расскажу вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
без него мы жить не можем.
(Воздух.)

– Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан называть небом.

Послушайте стихотворение о небе:

Выше леса, выше гор
расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
над тобой и надо мной,
то он серый, то он синий,
то он ярко-голубой.

Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, в которой накапливаются микробы. (Приложение № 2.)
– Что же нужно делать, чтобы микробов было меньше?
(Проветривать помещение, делать влажную уборку и т.д.)
– Правильно. Уберем микробов с поля! (Убирает.)
Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые оказываются в воздухе вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель:

– Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистым, голубым! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!
– Теперь следующая страничка нашей газеты. Посмотрите, что это за непонятные изображения. (Приложение № 3.)

Помощница- пятиклассница:

– Недавно я встретила свою знакомую, которая рассказала мне вот такую историю:

Непременно каждым утром
я включаю телевизор,
и, конечно, репродуктор,
и еще магнитофон.
А соседи говорят мне:
«Эй, ты в доме не одна.
Почему же целый дом
должен слушать этот гром?».

– Ребята, так почему соседи говорят ей так? (Высказывания детей.)
Шум – это тоже загрязнитель окружающей среды. Современные машины-грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. И очень громкая музыка также вызывает шум и является загрязнителем окружающей среды. Поэтому нельзя включать дома магнитофон или телевизор на полную мощность.
Некоторые ребята любят пошутить: громко хлопнуть или крикнуть над ухом своего приятеля. Это очень опасно, резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат.
Видите, сколько звуковых загрязнителей на этом поле? Это звуки вокруг нас.
Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор создают звуковой комфорт.
– Что можете сделать вы, ребята, для создания звукового комфорта в школе и дома? (Ответы детей.)
И с белого поля уберем стрелки и оставим красивые волны. Ну вот, уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Ни умыться, ни напиться
без воды,
листику не распуститься
без воды,
без воды прожить не могут
птица, зверь и человек,
и поэтому всегда
всем везде нужна вода!

Учитель:

– Эта страничка – о воде.
– Где больше всего воды на Земле? (В океане.)
– А еще где находится вода? (Ответы детей.)

Помощница-пятиклассница:

Снег – это вода, и облака – это вода. Увидев нашу Землю из космоса, инопланетяне, наверное, назвали бы ее планетой Вода! Потому что моря и океаны занимают 2/3 ее поверхности. И только 1/3 приходится на сушу. (Приложение № 4.)
Для растений и животных не всякая вода годится.
– Ведь в океане вода какая? (Соленая.)
А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой.
– Про какую воду говорится:

Водичка, водичка,
умой мое личико,
чтоб щечки краснели,
чтоб глазки блестели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок?

– Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умываться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, беречь воду от загрязнения: не выбрасывать в реки и озера мусор; и т.д.)
– Уберем все грязные пятна! (Убирает.)

Учитель:

– Посмотр какое красивое, чистое стало поле, – чистая вода!
А теперь зеленая страничка нашей газеты. Зеленая страничка – это страничка жизни.
– А почему она зеленая? (Высказывания детей.)
Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
шустрым бегает зверьком,
в облаках кружится птицей,
скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг!

– Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Высказывания детей.)
– Посмотрите на это поле – на нем черные круги и прямоугольники. Под каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать их, если правильно научимся вести себя в природе.
Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. (Приложение № 5.)
Какие правила поведения в природе нам надо знать, чтобы растений и цветов было кругом много? (Высказывания детей.)
– Вы запомнили эти правила? Тогда уберем черные круги. (Убирает.)
Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как эти растения – природу. Какие растения вы узнали? (Ответы детей.)
Но поле портят черные прямоугольники, под ними животные, которые особенно пострадали от человека.
– Что будем делать? Как убрать прямоугольники? (Высказывания детей).

Помощница-пятиклассница:

– Главное правило – не ловить животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
– Запомнили это правило? Уберем черные прямоугольники. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает.)
Какое красивое зеленое поле! А вот и наши животные! (Плакат с изображениями представителей местной фауны). Кого из них вы узнали? (Ответы детей.)

Учитель:

Конечно, ребята, обо всех животных и растениях, которые нуждаются в охране, мы сегодня не сможем поговорить. Но вы о них узнаете из Красной книги. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения. У нас в Бурятии тоже существует такая книга – Красная книга Бурятии. (Показ книг.)
О некоторых животных и растениях Бурятии я вам расскажу. (Используется стенгазета «Животный и растительный мир Бурятии».)
– Ой, ребята, посмотрите на нашего человечка. Он улыбается, ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы, его надо беречь.

Творческая работа (по группам):

– Наш человечек хочет с вами поиграть, ребята, и узнать, как вы запомнили правила поведения в окружающем мире.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Светлана Сырицына