Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2008

Учительская

Не формировать, а поддерживать

Классный руководитель – центральная фигура воспитательного и образовательного процесса

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является смена педагогики насильственного формирования личности на педагогику поддержки ребенка.
Деятельность классного руководителя должна быть направлена на содействие реализации творческого потенциала личности ребенка, обеспечение социальной защиты детей, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий школьников по решению их собственных проблем через разнообразные формы и методы индивидуальной работы, создание благоприятных условий для развития гражданственности, мировоззренческой культуры и культуры здоровья.
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников.
Система работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников – это сложная совокупность логически и организационно взаимосвязанных явлений, отмеченная единством цели, задач, принципов, содержания, форм и методов работы. Она реализуется в различных взаимодействиях классного руководителя с медицинской, психологической, социальной, библиотечной службами, семьями, учителем физической культуры, учителями-предметниками, тренерами спортивных секций, педагогами дополнительного образования, администрацией школы, работниками оздоровительных инфраструктур и других учреждений, основанных на программе воспитания культуры здоровья школьников.

План работы классного руководителя

1. Взаимодействие с администрацией школы.

Классный руководитель планирует работу по воспитанию культуры здоровья школьников на основе разработанной администрацией нормативной базы. Администрация оказывает консультационно-методическую и психолого-педагогическую помощь, организует самообразование классных руководителей по вопросам воспитания культуры здоровья школьников, разрабатывает пакет методических материалов для классных руководителей, внедряет систему мониторинга состояния здоровья школьников и классных руководителей.

2. Взаимодействие с медицинской службой. 

Классный руководитель организует консультации школьников и родителей с психотерапевтом, неврологом, гинекологом и другими специалистами. Совместно с медицинскими работниками проводит мониторинг показателей соматического здоровья, гигиеническое обучение школьников, медико-педагогический всеобуч всех, участвующих в воспитании культуры здоровья школьников. 

3. Взаимодействие с психологической службой. 

Совместно со школьным психологом и логопедом классный руководитель изучает психофизиологические особенности воспитанников, осуществляет консультационную помощь, содействует созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе, проводит психологическое просвещение и профилактику негативных явлений, а также коррекционно-развивающую работу, которая способствует творческой самореализации, развитию познавательной активности, формированию креативного и критического мышления, профессиональному самоопределению воспитанников. 

4. Взаимодействие с социальной службой. 

Классный руководитель совместно с социальным педагогом изучает материальное положение, жилищно-бытовые условия школьников, организует правовое просвещение обучающихся, проводит индивидуальную работу: с трудными детьми по привлечению в спортивные кружки и секции; с оставшимися без попечения родителей; детьми-инвалидами; вынужденными переселенцами; воспитанниками из многодетных и малообеспеченных семей. Способствует развитию коммуникабельности и организаторских способностей, выявляет и помогает разрешать конфликтные ситуации в межличностных отношениях школьников. 

5. Взаимодействие с библиотечной службой. 

Совместно со школьным библиотекарем классный руководитель занимается информационной подготовкой школьников в вопросах культуры здоровья, используя различные формы массовой пропаганды здорового образа жизни: организацию лекций, семинаров, публикации в газетах, журналах и другие. Способствует формированию нравственного здоровья школьников. 

6. Взаимодействие с семьями школьников. 

Классный руководитель проводит индивидуальную работу с родителями, профилактику девиантного поведения школьников, пропаганду здорового образа жизни в семьях; способствует формированию у родителей предвидения опасностей окружающей детей жизни, выработке единой линии воспитания культуры здоровья школьников. Создает условия для эффективного взаимодействия родителей и их детей, обмена духовными и эмоциональными ценностями, сплочения семьи, обучения бесконфликтному общению, организации совместного культурного отдыха воспитанников и родителей. 

7. Взаимодействие с учителем физической культуры. 

Совместно с учителем физической культуры классный руководитель организует спортивно-оздоровительные мероприятия, проводит профилактику гиподинамии (подвижные перемены, физкультминутки), проводит мониторинг физического развития. Формирует отношение у воспитанников и их родителей к семейной физкультуре, физической культуре как к части общей культуры человека. 

8. Взаимодействие с тренерами спортивных секций. 

Вместе с тренерами спортивных секций организует внеклассные мероприятия: занятия в спортивных кружках и секциях, уроки ритмики, спортивные праздники, спартакиады, туристические походы, лыжные походы, посещение бассейна и другое. 

9. Взаимодействие с учителями-предметниками. 

Совместно с учителями проводит оздоровительные мероприятия, рекомендованные медицинскими работниками, – наблюдение за осанкой, гимнастику глаз, физкультминутки. Следит за соблюдением учителями-предметниками гигиенических требований, предъявляемых к проведению уроков. Учителя-предметники информируют классного руководителя об отклонениях в состоянии здоровья учащихся. 

10. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования. 

Вместе с педагогами дополнительного образования классный руководитель организует проведение молодежных акций – музыкальных фестивалей, дискотек, слетов, лотерей и других мероприятий с использованием наглядной агитации: стенгазет, уголков здоровья, выставок – с целью воспитания культуры здоровья школьников. 

11. Взаимодействие с работниками оздоровительных инфраструктур и учреждений.

Классный руководитель, организуя досуг воспитанников с целью воспитания культуры здоровья вне школы, сотрудничает с работниками оздоровительных инфраструктур: Дворца спорта, стадиона, тренажерного комплекса, бассейна, кабинета релаксации, фитобара, солярия, ингалятория, зимнего сада, а также с работниками театров, кинотеатров, музеев и других общественных заведений с целью проведения внеклассных мероприятий на базе этих учреждений. 
По нашему мнению, для того чтобы взаимодействие классного руководителя со всеми участниками процесса воспитания культуры здоровья школьников было эффективным, педагог должен обладать такими качествами личности, как коммуникативность, увлеченность профессией, общественная активность, нравственная зрелость, гуманное отношение к детям, высокая культура здоровья, требовательность к себе, ведь он – главный пример для своих воспитанников. Особенно важно, чтобы классный руководитель обладал умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, убедить, привлечь к себе внимание школьников, оставаться в любых ситуациях тактичным, выдержанным, искренним. 

Литература

1. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – Минск: Современное слово, 2001. – С. 928.
2. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве. Современные концепции воспитания: материалы конференции. – Ярославль, 2000. – C. 31–32
3. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно-методическое пособие. –М.: ТЦ «Сфера», 2004. – С. 224.

Наталья Гаркуша