Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2008

Коллеги

Радужный мир

Из опыта здоровьесберегающей работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19», г. Рязань

\

Ставка на здоровье

Главная задача нашей школы – сделать так, чтобы в процессе получения знаний не ухудшалось здоровье детей. Мы провели опрос учащихся, родителей и местного сообщества, чтобы узнать, какие требования они предъявляют к школе.

Потребности учеников звучали так:

  • Создать в школе комфортные условия для обучения.

  • Информировать учеников о возможностях сохранения здоровья.

  • Обеспечить психологическое сопровождение в период подготовки к ЕГЭ.

  • Внедрить современные ИКТ на всех ступенях обучения.

  • Обеспечить программами дополнительного образования, предпрофильной и профильной подготовки.

Ожидания родителей:

  • Обеспечение безопасного и комфортного пребывания детей в школе.

  • Высокое качество образования.

  • Конкурентоспособность выпускников школы.

  • Организация досуга ребенка как способ оградить его от влияния криминальной среды.

Потребности местного сообщества:

  • Здоровая молодежь.

  • Созидательно настроенная (в противовес экстремистским тенденциям), умеющая вести себя.

  • Инициативная и ответственная в построении собственной жизни, карьеры (в противовес инфантильности, беспомощности, отвлекающим ресурсы общества).

  • Уважающая детство и старость, умеющая встраиваться в существующие связи.

Анализируя эти потребности, педагогический коллектив школы выбрал модель «Школа, содействующая здоровью».
Для формирования культуры здоровья в нашем учебном заведении разработана специальная программа. Ее основная цель – обеспечить педагогов, учащихся, родителей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье. Наше кредо: компетентный учитель – здоровый ученик.
В реализации поставленной цели помогают новые структурные подразделения:

  • совет по внедрению инновационных технологий;

  • информационный совет;

  • тьюторский совет;

  • совет клуба информационных технологий;

  • служба аудиовизуальной, компьютерной информации;

  • совет родителей по экспертизе инновационных технологий.

Новые структурные подразделения службы здоровья:

  • центр содействия укреплению здоровья;

  • центр медико-психологической реабилитации подростков; общественный совет «Спутник здоровья»;

  • совет инструкторов физической культуры старшеклассников;

  • спортсовет «Будь здоров!»;

  • консультационный пункт врачей-специалистов – родителей учащихся.

    Статья опубликована при поддержке ООО "Новое Медведково", предлагающего квартиры от застройщика. Хотите купить двухкомнатную квартиру в Мытищах? Тогда Жилой комплекс "Новое Медведково", состоящий из одиннадцати домов, возведенных из монолитного кирпича, ждет Вас. Расположенный неподалеку от МКАДа в непосредственной близости от Волковского, Осташковского и Ярославского шоссе комплекс органично соединил в себе лучшие функциональные характеристики жилого микрорайона нового типа: экологичность, близость объектов инфраструктуры, продуманное местоположение. За счет доступности самых разнообразных транспортных средств добраться до столицы не составит особого труда. Дорога на общественном транспорте займет не более 20–30 минут, а личным автотранспортом еще меньше. На сайте medvedkovo-new.ru представлен огромный выбор прекрасно спроектированных "однушек", комфортабельных двух- и трехкомнатных квартир, а также роскошных четырехкомнатных апартаментов. Выбор за Вами!

Система здоровьесберегающего образования, сформированная в нашей школе, рассматривает здоровье как многокомпонентную модель – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие у ребенка болезней и физических дефектов. В ходе реализации I этапа программы мы усовершенствовали ресурсное (материально-техническое, кадровое, научно-методическое) обеспечение воспитательно-образовательного процесса – в школьном центре медико-психологической реабилитации подростков и в школьном центре содействия укреплению здоровья работают специалисты: детский врач-психиатр Рязанского областного психоневрологического диспансера, логопед-дефектолог, врач-стоматолог, медицинская сестра; замдиректора по учебной работе, курирующий оздоровительную работу. В штатное расписание школы введены новые должности: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструкторы по физической культуре, педагоги дополнительного образования.
Создан тренажерный мини-зал для учащихся начальных классов; повысился уровень квалификации педагогических кадров школы и возросла творческая активность педагогов (61% учителей и воспитателей аттестованы на I и высшую квалификационные категории); организована научно-исследовательская работа педагогов и учащихся; ежегодно пополняется библиотечный фонд; развивается сотрудничество с вузами города.
В школе интересно каждому ребенку. Из 567 человек 52% учащихся – участники и призеры городских и областных олимпиад и конкурсов различных уровней: 93 школьника – победители интеллектуальных конкурсов; 285 человек – победители всероссийских, региональных, муниципальных проектов, конкурсов, смотров; 71% учащихся охвачен дополнительным образованием в школе; творческие коллективы театра песни «Все звезды» и драматического театра «Синяя птица» – победители международных, всероссийских, региональных конкурсов, фестивалей; гордость школы – морской поисковый клуб «Гардемарины» – член Международной морской молодежной лиги.
Созданию условий для сохранения и укрепления здоровья способствует и выработанное нами направление научно-исследовательской деятельности педагогов – формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса (опыт данной работы был представлен на городской методической выставке-презентации «Профессиональное партнерство – ресурс развития муниципальной системы образования» (2006 г.) и опубликован в сборнике «Организация научно-исследовательской работы педагогов по формированию здорового образа жизни», Рязань, 2007).

Научно-исследовательская деятельность организована по следующим направлениям:
1) сотрудничество с вузами – вузовские педагоги курируют школьные проекты; осуществляют научно-практическое консультирование; рецензируют научно-исследовательские разработки школьных педагогов; организуют семинары-практикумы;
2) использование творческого потенциала учителей – разработка и реализация авторских программ, школьных проектов, технологий, методик; организация временных исследовательских микрогрупп, мастер-классов; презентация опыта работы педагогов;
3) деятельность научного общества учащихся (НОУ) – составление детских проектов; подготовка рефератов; организация лекторских групп; участие в научно-практических конференциях.

Педагоги и школьники участвуют в научно-практических конференциях вузов страны, всероссийских форумах, конкурсах, имеют публикации исследовательских работ.
Мы сотрудничаем с Рязанским государственным университетом им. С.А. Есенина, Рязанским государственным медицинским университетом им. И.П. Павлова. Год от года расширяются наши связи: подписан договор о сотрудничестве с Институтом возрастной физиологии РАО (г. Москва), с ФГУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ, с Российским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма (г. Москва), управлением здравоохранения администрации г. Рязани, ООО «Центр медицинской профилактики «Истоки здоровья» (г. Рязань), кабинетом здорового образа жизни Рязанского областного кардиологического диспансера.
В школе под руководством ученых Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина проводится исследование эффективности и практического применения методики инструктора по физической культуре В.М. Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов». Занятия с учащимися, работниками школы, родителями, с жителями микрорайона проводит автор.
Одним из основных результатов научно-исследовательской работы педагогов по формированию здорового образа жизни является обновление содержания образования.

  • Разработаны и успешно реализуются школьные проекты:

«Колесо здоровья» (1–4-е кл.); «Мой радужный мир» (5–11-е кл.); «Безопасность и здоровье» (1–11-е кл.).

  • Введено в образовательный процесс 16 учебных курсов, способствующих формированию у школьников здорового образа жизни, культуры здоровья.

  • Создан учебно-методический комплекс по пропаганде здорового образа жизни.

Педколлективом школы накоплен определенный опыт и в организации внеурочной деятельности. В школе проводятся такие спортивно-оздоровительные мероприятия, как:

  • ежедневная утренняя зарядка;

  • подвижные перемены;

  • витаминотерапия, кислородный коктейль;

  • неделя здоровья, дни здоровья;

  • спортивно-интеллектуальные игры «Все о здоровье», «Это страшное слово – пожар!»;

  • спортивно-интеллектуальный марафон «Здоровые дети – здоровая страна»;

  • школьная спартакиада;

  • военно-спортивная игра «Зарница»;

  • спортивные праздники в микрорайоне «Богатырская наша сила», «Масленица», «Веселые старты»;

  • конкурсы «Спортсмен года», «Зимние игры на свежем воздухе»;

  • туристические слеты, походы по родному краю;

  • рыцарский турнир «Да, рыцари! Да, мушкетеры!».

В школе организован динамический режим: во время перемен школьники играют в лапту, городки, теннис, волейбол. С целью улучшения самочувствия и профилактики различных заболеваний на физкультпаузах, занятиях ОФК, во время утренней гимнастики используется биомеханический «Тренажер Агашина».
После уроков учащиеся с удовольствием занимаются в туристическом клубе «Рассвет», драматическом театре «Синяя птица», театре песни «Все звезды», в секциях волейбола, баскетбола и тенниса.
Для учителей мы разработали программу педагогического семинара «Профессиональная деятельность и здоровье учителя». Актуальность этой программы заключается в новом подходе к организации сохранения здоровья педагога, от которого в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

В программе рассматриваются вопросы оздоровления педагогов средствами физической культуры и восстановления здоровья средствами психологического воздействия; используются различные формы занятий: лекции, коррекционные беседы, психодиагностика, релаксационные упражнения, тренинги.
Занятия проводят специалисты: психологи, врачи, социологи, тренеры. В конце обучения педагоги защищают рефераты по темам семинара.
Классные руководители нашей школы – активные участники программы «Школа, содействующая здоровью». В их задачи входят формирование у школьников навыков здорового образа жизни, системное противодействие информации, наносящей вред здоровью, нравственному и физическому развитию детей. Основные направления их деятельности: учебно-воспитательная работа, диагностическая работа, профилактическая работа, коррекционная работа. С целью повышения квалификации классных руководителей в школе организованы семинары «Здоровье ученика – в руках учителей», «Использование биомеханического «Тренажера Агашина» в учебно-воспитательном процессе».
Взаимодействию родительского и педагогического сообщества способствуют занятия родительских университетов «Пусть ребенок растет здоровым» (1–4-е кл.) и «Учимся беречь здоровье» (5–7-е кл.), задачи которых – сформировать у родителей ответственное отношение к своему здоровью и здоровью своих детей.
Программы родительских университетов охватывают весьма широкий круг вопросов: значение в жизни школьника режима дня, рационального питания, взаимоотношений в семье, стилей и методов воспитания, закаливания детей и многое другое. Занятия проводят учителя, психологи, социологи, медицинские работники. Практикум предполагает использование различных форм: и круглые столы, и конкурсы, интеллектуальные игры, тесты, просмотр и обсуждение кинофильмов, ролевые игры, «Интервью по вашей просьбе…», составление различных программ, памяток, способствующих формированию культуры здоровья и позволяющих объединить усилия всех участников образовательного процесса, сделать родителей союзниками в реализации программы «Школа, содействующая здоровью».
По итогам учебного года проводится общешкольная конференция педагогов, родителей, учащихся на тему: «Этому мы можем научить…» (обмен опытом семейного воспитания, защита рефератов, выпуск стенгазет, брошюр, памяток).
Выбранное нами направление дает положительные результаты. По данным опроса, 82% учащихся идут в школу с хорошим настроением; находят эмоциональную поддержку и помощь 71,3% подростков, им помогают приобрести душевное равновесие друзья и приятели (75,3%), классные руководители (64,1%), родители (48,3%), учителя (58%), домашние животные (41,1%). Наше кредо: «Здоровый родитель, здоровый учитель – здоровый ученик».
В школе разработана и внедрена система мониторинговой деятельности по контролю сохранения и развития здоровья учащихся:

  • мониторинг функциональных резервов здоровья школьников и основных факторов образа жизни, влияющих на состояние учеников;

  • мониторинг физической подготовленности учащихся;

  • комплексный мониторинг, позволяющий выявить различные отклонения в функционировании ряда систем организма или в нарушении психического здоровья ребенка.

Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины отклонений в состоянии здоровья учащихся, наметить пути сохранения и укрепления их здоровья, а также наряду с анализом успеваемости определить эффективность разных форм обучения. Это помогает скорректировать образовательный процесс в соответствии с возможностями учащихся.
В результате здоровьесберегающей деятельности за последние три года дети стали реже болеть, уменьшилось число пропусков по болезни и как следствие – подрос индекс здоровья. Снижение заболеваемости произошло в основном за счет уменьшения количества случаев ОРВИ и бронхитов. Выросли показатели психического развития, соответствующего возрастным нормам.

Результаты мониторинга функциональных резервов здоровья учащихся 1-, 4-, 5-, 9-х классов

В рамках договора о научно-техническом сотрудничестве под руководством специалистов ООО «Центр медицинской профилактики «Истоки здоровья» педагоги школы проводят регулярные обследования функциональных резервов здоровья школьников и основных факторов образа жизни, влияющих на здоровье обучающихся.
В ходе обследования была создана компьютерная база данных (паспорт здоровья), позволяющая всем категориям школьных специалистов иметь объективную информацию о текущем состоянии здоровья каждого школьника и принимать обоснованные решения как по работе с каждым школьником, так и в целом по классу или школе.

Паспорт здоровья состоит из трех основных и одного дополнительного раздела:

  • «Физическое развитие и заболеваемость» – заполняется по результатам регламентированных медицинских осмотров;

  • «Функциональные резервы и основные факторы индивидуального образа жизни» – заполняется по результатам регулярных (не реже двух раз в год) специальных обследований;

  • «Основные факторы образовательной среды, влияющие на здоровье данного ученика» – заполняется по результатам соответствующих обследований;

  • «Физическая подготовленность» – заполняется по результатам тестов и соревнований.

Такая система мониторинга здоровья позволяет более эффективно корректировать учебную нагрузку.
Анализ диаграмм динамики распределения школьников 1-, 4-, 5-, 9-х классов по уровням функциональных резервов здоровья позволяет выдвинуть предварительные гипотезы:
1. Первоклассники испытывают серьезную дезадаптацию в связи с вовлечением их в непривычную школьную среду с повышенными требованиями, но в целом с 1-го по 4-й класс функциональные резервы школьников нарастают, что объясняется прежде всего естественным активным процессом развития функциональных возможностей организма ребенка в эти годы.
2. В 5-х классах по сравнению с 4-ми классами функциональные резервы школьников немного снижаются, что скорее всего связано с началом периода активного полового созревания и переходом на предметное обучение с необходимостью адаптации к новым условиям, к повышенным требованиям.
3. К 9-му классу функциональные резервы школьников становятся наиболее высокими, так как все годы с 5-го по 9-й класс процесс развития продолжался, а процесс полового созревания заканчивался.
В школе ежегодно проводится исследование на тему: «Адаптация учащихся первых классов к учебно-воспитательному процессу школы». По их результатам составляются карты психологической и социальной готовности ребенка в динамике с рекомендациями для педагогов и родителей.
Учебный процесс построен в соответствии с гигиеническими нормами: соблюдение светового и воздушного режимов, рациональное использование ТСО и наглядных пособий; использование динамических поз – сидя, стоя, в движении. Учащиеся ведут «дневники здоровья», которые способствуют развитию у школьников процесса самонаблюдений.
До учебных занятий в классах ежедневно проводится утренняя гимнастика, состоящая из 5–6 общеразвивающих упражнений. Для снятия локального утомления учителя устраивают на уроках физкультминутки. Для младших школьников организуются подвижные игры различной интенсивности. Обязательным условием завершения перерыва является игра малой подвижности для снижения физической и эмоциональной напряженности перед началом уроков.
При благоприятных погодных условиях игры проводятся на свежем воздухе. Для учащихся средних и старших классов постоянно открыт спортивный зал, где под руководством учителей физической культуры школьники выполняют различные физические упражнения или играют в спортивные игры.
Подвижные перемены сопровождаются специально подобранной музыкой. Высокой двигательной активности детей в группах продленного дня педагоги школы добиваются с помощью подвижных спортивных игр на свежем воздухе в течение спортивного часа, прогулок в парк.
Таким образом, объем физкультурно-оздоровительной деятельности детей составляет шесть и более часов в неделю.
Педагоги школы делают все возможное, чтобы дети росли здоровыми.

Надежда Веткова ,
заслуженный учитель Российской Федерации, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19», г. Рязань