Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2008

Коллеги

Основы здоровья

Программа для младших классов

Пояснительная записка

Учебный курс «Основы здоровья» является частью школьного проекта «Колесо здоровья» (2–4-е классы).
Приоритетной задачей курса является формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Курс нацелен на всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры.

Содержание курса охватывает широкий круг вопросов:
– формирование жизненно важных гигиенических навыков и полезных привычек;
– обучение школьников здоровому образу жизни;
– воспитание у детей любознательности, честности, творческого подхода к любому делу.

В курсе 2-го класса выделяются несколько содержательных линий. Одна из них включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих навыков.
Предусмотрено также обучение детей умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т.д.
Важными содержательными линиями курса являются формирование культуры здоровья, обучение умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других в семье, в гостях, в общественных местах.

В 3-м классе в начале учебного года изучается новая тема: «Мир людей». Основное ее назначение – развитие личности младшего школьника. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Человек среди людей», «Что нас окружает».

В 4-м классе курс открывается темой «Человек и его здоровье», нацеленной на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены.
Продолжается изучение темы «Будем беречь здоровье», которая поможет ребятам узнать особенности своего организма.
В курсе «Основы здоровья» используются разнообразные методы и формы обучения. Материал соответствует возрастным особенностям детей, проводятся практические занятия (тренинги, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), развивающие навыки учащихся.
Уроки по этой программе требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно, с учетом накопления знаний, практического опыта.
Занятия с детьми могут быть разных видов (игры, комплекс упражнений, общение с природой и др).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела.
Программа может быть использована в общеобразовательных учреждениях.

Содержание программы
2-й класс
(34 часа)

Введение (1 ч.). Здоровый образ жизни.
Профилактика заболеваний у младших школьников (10 ч.). Причины болезни. Признаки болезни. Как здоровье? Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни. Какие врачи нас лечат. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах. Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка.
Практическая работа: составление памятки «Как правильно готовить уроки?».
Игра «Светофор».
Встреча с врачом-педиатром.
Игры-соревнования
: «Кто больше?», «Полезно – вредно».
Тесты: «Твое здоровье», «Умеешь ли ты готовить уроки?».
Устные журналы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».
Человек и его здоровье (21 ч.). Отравление лекарствами. Пищевые отравления. Безопасность при любой погоде. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице. Правила безопасного поведения на воде. Правила общения с огнем. Как уберечься от ударов электрическим током. Травмы бытовые, травмы на улице, виды травм (ушибы, ожоги, ранения и т.д.). Причины травм. Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными. Некоторые элементарные приемы оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при отравлениях жидкостями, пищей, парами, газами, дымом. Первая помощь при перегревании и тепловых ударах, при ожогах и обморожении. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос, горло. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Практические работы: определение пульса у учащихся; некоторые меры предупреждения травм (как правильно передавать нож, ножницы; как пользоваться горячими приборами, посудой и т.п.); некоторые приемы оказания первой помощи при травмах.
Игры-соревнования: «Кто ответит правильно?», «Светофор», «Кто больше?».
Тесты: «Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек».
Сегодняшние заботы медицины (2 ч). Расти здоровым. Воспитать себя. Я выбираю движение.
Тесты: «Оцени себя сам».
Подвижные игры: «Проснись!», «Мы спортсмены», «Правила гигиены», «Ворота», «С мешком на спине».
Практические работы: составление режима дня ученика 2-го класса; комплекса утренней гимнастики и последовательности закаливания; определение своего роста, веса; составление меню рационального питания.

К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
– свой режим дня, значение режима дня для здоровья;
– причины инфекционных простудных заболеваний, меры их предупреждения;
– сущность режима питания, его значение для сохранения здоровья; правила гигиены питания;
– виды и причины травм; некоторые правила предупреждения травм; простейшие приемы оказания первой помощи при травмах.
К концу 2-го класса учащиеся должны уметь:
– соблюдать режим дня;
– оказывать простейшую доврачебную помощь себе и другим при небольших травмах;
– выполнять правила гигиены питания;
– соблюдать меры предупреждения простудных заболеваний.

3-й класс (34 часа)

Введение (1 ч).
Мир людей (14 ч). Чего не надо бояться. Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Учимся думать. Спеши делать добро. Поможет ли нам обман? Надо ли прислушиваться к советам родителей? Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? Как воспитывать в себе сдержанность. Как отучить себя от вредных привычек. Как относиться к подаркам. Наказание. Как нужно относиться к наказаниям. Отношение к сверстникам, малышам, коллективизм, справедливость, внимательность, взаимовыручка, симпатия.
Практические работы: рисование того, что вызывает страх; сочинить сказку про Правду и Ложь; составление памятки «Как отучить себя от вредных привычек».
Игры-соревнования: «Почему это произошло?», «Соедини пословицу», «Почему нам запрещают?», «Проверь себя», «Давай поговорим», «Выбери ответ».
Тест: «Пожелай себе».
Человек среди людей (6 ч). Как нужно одеваться. Ответственное поведение. Боль. Как вести себя, когда что-то болит. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Как вести себя в гостях.
Практические работы: сервировка стола, составление текста приглашений.
Игры: «Кто больше?», «Найди правильный ответ», «Закончите фразу».
Тесты: «Умею ли я вести себя с незнакомыми людьми».
Конкурс рисунка: «Пусть тебя не назовут неряхой».
Что нас окружает (14 ч). Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, кинотеатре. Умеем ли мы вежливо общаться. «Нехорошие слова». Недобрые шутки. Что делать, если не хочется в школу. Чем заняться после школы. Что такое дружба. Как выбрать друзей. Как доставить родителям радость? Спешите делать добро. Огонек здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.
Практические работы: отработка правил поведения в транспорте, телефонный этикет.
Игры: «Найди правильный ответ», «Комплименты», «Телефон», «Давай поговорим», «Хочу быть», «Кто больше?».
Внеклассная работа: «Огонек здоровья». «Путешествие в страну здоровья». «Урок-соревнование».
Конкурсы: детских стихотворений; сочинений «Свет мой зеркальце, скажи», «Секреты здоровья»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье».

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
– место семьи и школы в жизни ребенка и место ребенка в семье, классе, школе;
– как отучить себя от вредных привычек;
– как вести себя с незнакомыми людьми;
– как вести себя в гостях;
– как правильно накрыть стол;
– правила телефонного разговора;
– как организовать свой досуг.
К концу 3-го класса учащиеся должны уметь:
– соблюдать режим дня;
– соблюдать общепринятые правила в семье, школе, гостях, транспорте, общественных учреждениях;
– давать общую положительную и отрицательную оценку отдельным своим поступкам и поступкам других людей по отношению к себе, другим людям, имуществу, природе;
– уметь организовать свой досуг.

4-й класс (34 часа)

Введение (1 ч).
Человек и его здоровье (9 ч). Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и предвидеть последствия событий. Умей выбирать. Принимаю решение. Я отвечаю за свое решение. Оценка ребенком поведения отдельных учащихся. Определение своего поведения в школе.
Практические работы: определение пульса; изображение человека, который в настоящее время чувствует то же, что и ты; признаки стресса; снятие стресса; мини-сочинение «Свет мой зеркальце, скажи».
Игры: «Давай поговорим», «Кто больше?», «Продолжи предложение», «Почему это произошло», «Твое имя», «Назови возможные последствия событий», «Комплимент», «Что я знаю о себе».
Тренинг безопасного поведения: игра «Что? Зачем? Как?».
Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть», «Легко ли быть чистюлей», «Стираю сам».
Будем беречь здоровье (12 ч). Что мы знаем о курении. Зависимость. Умей сказать «нет». Как сказать «нет». Почему вредной привычке ты скажешь «нет»? «Я учусь выбирать» – тренинг безопасного поведения. Волевое поведение. Алкоголь – ошибка.
Практические работы: путешествие с мальчиком-волшебником; самостоятельное составление плаката «Дерево решений»; составление плакатов «Мы живем без табачного дыма».
Игры: «Волшебный стул», «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?», «Зеркало и обезьяна», «Продолжи предложение», «Комплимент», «Выбери правильный ответ», «Сокровища сердца», «Беседа по кругу», «Список проблем».
Тренинг безопасного поведения.
Человек-творец (13 ч). Мальчишки и девчонки. Моя семья. Творческие способности человека и возможности их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека-творца, мастера своего дела. Кем ты мечтаешь быть? Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько поколений живет в семье.
Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Семейные традиции в твоей семье. Твои обязанности в семье. Дружба. Умеем ли мы правильно питаться? Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся «грязнули»? Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо.
Практические работы: «Моя семья на празднике»; «Работа с пословицами и поговорками»; работа с высказываниями о доброте; выпуск стенной газеты.
Игры: «Противоположности», «Давай поговорим», «Продолжи предложение», «Комплимент», «Мы идем в магазин», «Какие овощи выросли в огороде», «Отгадай-ка», «Знатоки», «Угадай сказку», «Три движения», «Письма».
День здоровья (инсценировка «Спор овощей», конкурс «Самая вкусная и полезная каша», игра-путешествие «Откуда берутся «грязнули»?»).
Экскурсия в МУЗ «Детская поликлиника № 5».
Праздник в конце года «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:
– человек – часть живой природы;
– средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура; правила безопасного поведения; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками; что такое семья, обязанности членов семьи;
– о вреде курения и алкоголя;
– названия важнейших органов организма человека;
– здоровье – непреходящая ценность человека;
– влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье.
К концу 4-го класса учащиеся должны:
– соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
– понимать, что человек красив не только внешностью, но и в большей степени своими душевными качествами, поведением, поступками.

 

Литература

  1. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – 2004.

  2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. – СПб., 2003.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.

  4. Лазарев М.Л. Здравствуй: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. – М. 2003.

  5. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. – СПб., 2005.

  6. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 2005.

  7. Мир детства: Младший школьник. – М., 2003.

  8. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М., 2003.

  9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья. – М., 2004.

  10. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 6–9 лет. – Ярославль, 2005.

Марина Сенчик ,
учитель начальных классов