Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2008

Взгляд физиолога

Скоро сентябрь

Кажется, только наступило долгожданное лето, а за окнами уже август! Скоро начнется осень и принесет перемены во многие семьи. Имя этим переменам – школа

Все подчиняется новым заботам

От того, как пройдут школьные годы, во многом зависит, какое здоровье будет у человека на протяжении всей его жизни. Ведь в школе ребенок проводит часть времени именно в те годы, когда происходит формирование организма.
С началом обучения меняется вся жизнь ребенка. Все подчиняется школе, школьным делам и заботам. По словам директора Института возрастной физиологии РАО академика Марьяны Безруких, большая часть родителей будущих первоклассников оценивает начало обучения в школе как переломный этап в жизни детей. И это действительно так. Новые социальные контакты, отношения со сверстниками и взрослыми вне семьи, иные, чем в семье, обязанности и роли… При этом школа – это еще и большие физические и эмоциональные нагрузки.
С первых же дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35–40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.
К слову, с началом систематического обучения в школе удельный объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особенно шести-, семилетних, статическая нагрузка является наиболее утомительной. Впрочем, в период полового созревания, когда наблюдается резкий скачок роста, скелет уже дал большой прирост, а мышцы вырасти еще не успели, наблюдается так называемая подростковая астения. Подростку трудно долго выдерживать статическое напряжение, поэтому мы видим, как дети к середине урока начинают горбиться или сидят «развалившись», стоят, «переминаясь с ноги на ногу». Особенно трудно приходится малоподвижным, не занимающимся спортом детям.
Поэтому начало обучения можно оценить как начало больших нагрузок. За большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, функциональные и физические) организм ребенка платит порой самой высокой ценой – здоровьем. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это.
Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего потому, что не всегда учитывают сложность и длительность приспособления к школе. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в ней по-настоящему.
Адаптация – довольно сложный и длительный процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Физиологическая адаптация связана со значительным напряжением всех систем организма. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения. А главное, чтобы могли сопоставить успехи и их цену.

Сложный период адаптации

Умственная деятельность связана не только с работой органов чувств и тех исполнительных органов, которые выполняют задания мозга, это и работа скелетных мышц, поддерживающих тело в вертикальном положении, и мышц руки. Участвуют даже дыхательные и мимические мышцы! Обратите внимание на лицо вашего ребенка во время напряженной умственной деятельности… Ребенок морщит лоб, кусает губы, некоторые даже кончик языка высовывают, так стараются! В особо напряженной ситуации дети могут затаивать дыхание и замирать в напряженной позе.
Такая активная интеллектуальная работа нуждается в значительном энергетическом обеспечении. Необходимые энергетические ресурсы мозг получает из крови. Мозг потребляет очень много кислорода, раз в 15–20 больше, чем мышцы (в расчете на единицу веса). Во время умственной работы мозговое кровообращение активизируется. Это показывают различные диагностические приборы.
Умственная нагрузка изменяет работу сердца, сосудов и дыхания, вызывая «напряжение» системы, которое при выполнении самой нагрузки может даже не проявляться, то есть приборы могут не фиксировать резких изменений пульса, артериального давления и дыхания. Реакция возникнет уже после окончания работы и даже через довольно длительный интервал времени. В наших исследованиях, например, выяснилось, что для восстановления показателей кровообращения и дыхания после умственной работы требуется в два раза больше времени, чем продолжалась сама работа. Если ребенок не успевает восстанавливаться после физической или умственной работы, постепенно накапливается утомление и может произойти срыв адаптации.
По наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение артериального давления, что является признаком утомления, а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головную боль, усталость и другие недомогания в 1-й четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей, неспособность регулировать свое поведение.
Будет не лишним вспомнить обо всем этом, прежде чем упрекать ребенка в лени и отлынивании от своих новых обязанностей.
Хочется обратить внимание родителей на то, что не только хронические заболевания мешают детям быстро адаптироваться к школе, но и частые простуды, которым многие родители не придают особого значения. Например, обычный насморк из всех недомоганий кажется наиболее безобидным. Однако затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления достаточного количества кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и в конце концов к учебному отставанию.
Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно по возможности снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить таким детям 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И, конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят, несмотря на все школьные трудности.

Три переломных момента

Три переломных момента переживает ребенок в процессе обучения в школе: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5-й класс) и переход из средней в старшую (10-й класс).

Первоклассники

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытанием для родителей. Начало обучения сразу проявляет все родительские недоработки. Даже при благих намерениях, но в отсутствие психологически грамотного подхода родители могут стать виновниками школьных стрессов у детей.
Период адаптации к школе может длиться от 2–3 недель до полугода. Срок зависит от многих факторов: особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, от уровня сложности образовательной программы, от типа образовательного учреждения, от степени подготовленности ребенка к школьной жизни. По мнению Марьяны Михайловны Безруких, директора Института возрастной физиологии, который многие годы занимается изучением проблем школьной адаптации, первые две-три недели – это период острой адаптации, причем не только на психологическом уровне, но и на физиологическом. В первые дни учебы первоклассник испытывает экстренные нагрузки.
Далее следует этап более устойчивой адаптации, он длится до полутора месяцев. К ребенку нужно относиться терпимее в первые месяцы учебы.
– Не нужно записывать детей сразу во все кружки, школы дополнительного образования и спортивные секции, – предостерегает Марьяна Михайловна. – Потерпите с дополнительными занятиями.
Следующий сложный этап – середина декабря.
– К сожалению, в это время в образовательных учреждениях, как правило, идут контрольные работы, а хорошо бы было уже начинать рождественские каникулы.
Еще один сложный месяц – февраль. Слишком сильные нагрузки в этот период нередко приводят даже к обострению заболеваний.
Если ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов – это один из важных признаков благоприятной адаптации. Другой признак – насколько легко ребенок справляется с программой. Не стоит критиковать малыша за медлительность. Лучше поддержите его в трудный момент, и ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми. Все дети разные.
Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка, внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать ее, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго. А физическое состояние тесно связано с эмоциями. Повышенная тревожность, страхи, отрицательные эмоции могут вызвать психосоматические заболевания и ослабить иммунитет.
Еще один признак успешной адаптации – это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, он привыкает к совместному приготовлению уроков и уже не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Важный момент. Когда ваш ребенок выполняет задание самостоятельно, он может по два-три часа сидеть в своей комнате над книжками, но задание так и не выполнить. Дело в том, что из этих 2–3 часов полезного действия всего лишь 20–30 минут, все остальное время его внимание «зависает» в бездействии. Если вы случайно зайдете в комнату, то можете увидеть, как ребенок смотрит в окно или просто в пространство. В этом случае лучше дать ему погулять, отдохнуть, но не требовать «сидеть, пока все не выполнишь». Важно понимать, что именно в первом классе закладывается отношение к школе и обучению. Поддержка мамы, папы, бабушек и дедушек в этот момент особенно необходима первоклашкам. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Переход из начальной школы в среднюю

В чем особенность адаптации этого момента? В пятом классе многое для детей оказывается новым: учителя, предметы, форма обучения, а иногда и одноклассники.
Наиболее сложным для пятиклассника является переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются стереотипы, самооценка ребенка: ведь теперь его оценивает не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованны, тогда детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований.
Какие плюсы несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Прежде всего дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.
В то же время основной опасностью данного периода является постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он «скатился» на тройки и его ничего не волнует. Волнует, да еще как! Но не учеба. Подростковый возраст связан со сложными перестройками в организме. Это период, предшествующий половому созреванию. Изменения происходят и в психологии подростка. Прежде всего с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «я» в социальном плане.
Особенностью детей 10–11 лет является их возросшая самостоятельность. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют курить, у них появляются сомнительные знакомства. Психологи советуют так спланировать день подростка, чтобы у него не осталось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение. Вместе подумайте, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.
Однако не переусердствуйте, особенно в начале года. Кроме того, следите за тем, чтобы занятия в кружках, связанных с интеллектуальным развитием, не перегружали и без того насыщенный умственным трудом день школьника. Выбирая спортивные секции, очень внимательно отнеситесь и к виду спорта, которым будет заниматься ребенок, и к педагогу, который будет его тренировать. Некоторые виды спорта имеют ограничения по возрасту или могут не подойти ребенку из-за его конституциональных особенностей. Неквалифицированный тренер может заставить ребенка выдать хорошие результаты на соревнованиях, но при этом нанести вред его здоровью. Перетренировка так же вредна для детского организма, как и недостаток движения.
Но даже занятия в спортивной секции не гарантируют правильного двигательного режима. Подросток должен иметь возможность спокойно поиграть со сверстниками на воздухе в том ритме, который ему задает собственное тело.
Часто дети много сидят у компьютера или телевизора, и их тело привыкает к малоподвижному образу жизни. Поэтому дети не просятся гулять и даже сопротивляются, когда родители предлагают им оторваться от компьютера и выйти на воздух. В таком случае единственный выход – ваш личный пример! Займитесь спортом сами. Можно записаться в бассейн или купить велосипеды для всей семьи. Заведите собаку. Как минимум два раза в день придется выходить на улицу! К тому же веселый и энергичный друг принесет немало положительных эмоций ребенку, да еще будет способствовать развитию ответственности за ближнего. Только обязательно следите, чтобы ребенок сам ухаживал за собакой, но не отказывайтесь помогать ему, не шантажируйте тем, что отдадите щенка.

Переход в статус старшеклассника

Особенность старших подростков – возврат интереса к учебной деятельности. Это не может не радовать родителей. Многие старшеклассники начинают интенсивно готовиться к поступлению в вуз, двигательная активность резко снижается, нарушается режим работы и отдыха. По нашим данным, если в первых–третьих классах у детей преобладают респираторные заболевания, начинает развиваться миопия, нарушается осанка, в средней школе прибавляются проблемы с пищеварением и кровообращением, то в старших классах начинают преобладать нарушения работы органов пищеварения, нарушение осанки, вегетососудистые проблемы.
Естественно, важно хорошо подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение, но при этом нельзя забывать, что формирование организма еще не закончено, нельзя подрывать основы физического здоровья.
Для старшеклассников и двигательный режим, и рациональное питание, и чередование умственного труда и отдыха не менее важны, чем для детей младших классов.

Ольга Кузнецова ,
кандидат биологических наук, Москва