Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2008

Медкабинет

Врач в школе – работа на опережение

Цель школьных врачей – обеспечить максимальную посещаемость учащихся и по возможности уменьшить пропуски, связанные с болезнью ребенка. Задача, конечно, нелегкая, но не из тех, которые невозможно осуществить. Как решают ее в нашей школе?

При поступлении детей в школу врач проводит мониторинг заболеваемости, причем не только по медицинским картам, которые были оформлены в районной поликлинике, но и по скрининг-анализу, то есть опросу родителей. Скрининг-диагностика позволяет расширить рамки понятия о здоровье ребенка. Ведь в медицинской карте мы знакомимся с диагнозом, а опрос позволяет предвидеть развитие состояния ребенка по незначительным признакам-предвестникам.
По данным медицинских карт первоклассников 2007/08 учебного года, лишь 36% детей относятся к 1-й группе здоровья, а 64% уже имеют тот или иной диагноз (48% из них – нарушение осанки). Если же учесть данные скрининг-диагностики, эти цифры изменятся не в лучшую сторону. Основываясь на всех собранных данных, врач школы разрабатывает индивидуальный план оздоровления каждого ученика, в который входят:
1) лечебная физкультура;
2) фитотерапия;
3) профилактика простудных заболеваний при помощи обеззараживания помещений, регулярного проветривания классов, использования
индивидуальных средств (оксолиновая мазь);
4) проведение учителем физкультминуток на уроках под руководством врача.
В 2007/08 учебном году лечебной физкультурой занимались 32 ученика (24,6 %). Первый год занятия идут во всех группах по единой методике. Сначала освоение элементов дыхательной гимнастики, точечного массажа и самомассажа; потом разучиваем упражнения, направленные на коррекцию костно-мышечной системы и на релаксацию. На следующий год эти дети будут заниматься гимнастикой в зависимости от их диагнозов. Кроме того, в занятиях лечебной физкультурой в обязательном порядке участвуют дети, освобожденные после ОРЗ.
Эффективность занятий ЛФК заметили и родители, и через месяц еще семь человек пополнили первоначальную группу.

Статья опубликована при поддержке многопрофильного медицинского центра "Доктор Вера", предоставляющего комплекс диагностических, лечебных, хирургических, гинекологических, урологических и прочих услуг по 20 врачебным специальностям. Высокая квалификация и большой клинический опыт специалистов, работающих в центре, вкупе с применяемыми ими современными методиками, основанными на достижениях научного прогресса, позволяют достигать замечательных результатов в диагностике и лечении различных заболеваний. Пациенты медицинского центра "Доктор Вера" всегда могут рассчитывать на качественные услуги в области функциональной, ультразвуковой и лабораторной диагностики, а также на высококвалифицированную медицинскую помощь, в т.ч. на проведение разнообразных манипуляций в объеме амбулаторной хирургии, как в условиях дневного стационара, так и на дому. С подробной информацией об услугах, оказываемых центром, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте doctorvera-kaluga.ru .

Цель школьных врачей – обеспечить максимальную посещаемость учащихся и по возможности уменьшить пропуски, связанные с болезнью ребенка

Разделы медицины

По данным медкарт

По данным скрининга

неврология

5,1%

48,7%

отоларингология

2,6%

28,2%

гастроэнтерология

10,3%

30,8%

аллергология

5,1%

28,2%

Трудно мы шли к решению поить детей фиточаями в школе. Ведь врач понимает не только пользу, но и возможные проблемы траволечения. Первоначально мы отобрали 6 человек: троих – с аллергическим дерматитом и поллинозом, одного – с язвой желудка, одного – с бронхиальной астмой, одного – с эписиндромом.
Причем мы не давали этим детям сразу травяные сборы, а сначала осторожно пробовали отвары из одной травы, затем постепенно увеличивали число компонентов. Таким образом, мы имели возможность выявить реакцию организма ребенка на каждую составляющую фиточая.
К апрелю группа траволечения насчитывала уже 17 человек. Часть из них – дети с желудочно-кишечными заболеваниями в анамнезе (мы давали им фиточаи для профилактики обострения в весенний период), часть – получали чаи по просьбе родителей (для улучшения обмена веществ – три человека, для профилактики поллиноза – два человека).
Как курс ЛФК, так и фитотерапия не длятся постоянно. В нашем случае курс обычно занимает 10 дней, затем делается перерыв на две недели. Все процедуры проводятся только с письменного согласия родителей учащихся.
Эффект от этих мер мы видим существенный. Так, у Олега Л. не только значительно улучшилось состояние кожных покровов, но на фоне фитотерапии удалось расширить его диету. Ученица 5-го класса Маша П. осенью пропустила 1,5 месяца занятий в связи с приступами бронхиальной астмы, а весной после всех профилактических мероприятий период приступов длился не более 3 недель.
Кроме того, в 2007/08 учебном году не зафиксировано ни одного случая пропусков занятий в связи с обострением хронических болезней желудочно-кишечного тракта и поллиноза.
В период повышенной заболеваемости ОРЗ медицинские работники совместно с педагогами проводят профилактические меры, это позволило увеличить посещаемость в начальной школе на 20% по сравнению с предыдущим учебным годом.
Часто болеющим детям мы дважды в день даем витаминные чаи и всем детям перед началом уроков смазываем носовые ходы оксолиновой мазью.
Помимо того, обязательным в зимнее время являются регулярное проветривание классов и ежедневное обеззараживание воздуха. Все профилактические меры направлены на повышение иммунитета детей и как следствие – на снижение заболеваемости. Это одна из главных задач врача – предвидеть проблему и не допустить ее.
Конечно, дети все-таки болеют. В таком случае также необходима помощь школьного врача. Некоторые дети, в том числе и благодаря нашей профилактике, переносят простуду без повышения температуры. А значит, посещают школу. Школьному врачу приходится заниматься лечением простудившегося ученика. По нашей статистике, в 2007/08 учебном году таких детей было 75. Только у девяти из них, несмотря на наши старания, симптомы острой респираторной инфекции усилились. Эти дети долечивались дома. Остальные очень быстро справились с болезнью. Нам кажется, результат впечатляет.

Какие еще проблемы без школьного врача не решить? Пресловутый педикулез. По СанПиНам медсестра или врач должны осматривать учащихся на наличие педикулеза 4 раза в год. На самом деле, чтобы управлять ситуацией и работать на предотвращение случаев этого заболевания, необходимо осматривать детей гораздо чаще. Мы делаем это 2 раза в месяц, а при необходимости – и 2 раза в неделю. Игрушки и ковры в игровой комнате, полы в классах и в физкультурном зале подлежат обработке с помощью парогенератора 1 раз в месяц. Только так можно избежать распространения педикулеза.
Всем известна главная заповедь врача – «не навреди». Мы с этим не спорим, только хотим еще добавить – «и предупреди». «Предупреди и не навреди» – задача медицинского персонала ГОУ Центра образования № 118. А вытекает она из того, что сегодня ребенок проводит в школе большую часть дня. Поэтому если не мы, то кто же?
Благодаря усилиям врачей и педагогов в этом учебном году на одного ученика нашей школы приходилось 9 пропусков школьных занятий в год (в предыдущем – 20). Наверное, неплохо. Нам очень хотелось бы закрепить, а в дальнейшем и улучшить этот результат. В перспективе у нас – покупка установки кислородного коктейля, оснащение тренажерами зала лечебной гимнастики. Хотелось бы иметь и небольшое оборудование для ингалятория, для кабинета охраны зрения. Чтобы врач школы мог работать на опережение.

Марина Шорина