Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2008

Медкабинет

Пожалей свои уши!

Пожалей свои уши!

Мода, как известно, не стоит на месте, и если совсем недавно девочки ограничивались несколькими дырками в ушах, в которые вставляли кольца или сережки, что, конечно же, никак нельзя приветствовать (как известно, на ушных раковинах имеется масса точек, связанных с внутренними органами, и бездумный прокол может привести к неприятностям со здоровьем), то теперь дело зашло еще дальше. Стало модным делать в ушах не просто дырки, а целые «тоннели», чтобы потом вставлять в них ручки, талисманы и иную всякую всячину.
В тату-салонах «тоннели» не одобряют, но и не отказывают желающим: если отказать, молодежь обратится к «народным умельцам», а это будет еще опаснее.
Стоит ли говорить, что сделать вожделенный «тоннель» – мучительная процедура. Сначала растягивают мочку уха как можно дольше и медленнее, за один сеанс – не больше чем на 5 мм, потом все повторяют снова и снова. Ухо опухает, болит, горит. Даже в салонах никто не застрахован от инфекции, в том числе и от ВИЧ.
Есть и другие опасности. Зарубежные специалисты проанализировали десятки случаев развития внезапной слепоты и пришли к выводу, что причиной могли быть ядовитые компоненты металлических украшений (в основном это никель и кобальт). Молодые пациенты, у которых внезапно возникло ничем не объяснимое воспаление роговицы, «украсили» свои лица побрякушками.
Врачи предупреждают: «тоннели» в ушах могут серьезно навредить здоровью.

Что нужно знать о наркомании

Согласно официальным данным за истекшие 3 года в Хабаровске наркомания среди детей выросла в 3 раза. В Хабаровском крае заболеваемость детей и подростков наркологическими расстройствами составляет 406 на 100 тысяч населения. При этом на весь край имеется всего лишь 8,5 ставки детских и подростковых наркологов, из них 7,5 – в Хабаровске. Именно поэтому здесь отмечен такой рост детской наркомании, в то время как в отдаленных районах края она вообще не регистрируется, хотя это отнюдь не значит, что наркоманов там нет.
Теперь врачи начали учить педагогов распознавать школьников-наркоманов. Министерство здравоохранения края издало специально для учителей пособие «Что нужно знать о наркомании». Брошюра дает возможность педагогам выявлять признаки, по которым можно заподозрить школьника в том, что он курил коноплю или надышался клеем «Момент». Для учителей организуются специальные конференции, посвященные проблемам наркомании. Как установлено, сбыт наркотиков в Хабаровске в основном происходит вокруг школ, ПТУ, дискотек и ночных клубов.

Зрение снижается

Педиатры Иркутска проанализировали состояние здоровья подростков Иркутской области по результатам профилактических медицинских осмотров. Они установили, что среди 15–17-летних подростков количество ребят со второй группой здоровья уменьшается, а с третьей – увеличивается. Подростки с теми или иными функциональными отклонениями составили 36% от общего числа, с хронической патологией разной степени тяжести – 55,4%.
Снижение остроты зрения среди учащихся занимает одно из ведущих мест в структуре заболеваемости. В процессе обучения зрение ухудшается в 2–3 раза. В результате острота зрения оказалась сниженной у каждого шестого старшеклассника.
Снижение остроты слуха не стало частым нарушением здоровья среди учащихся. Тем не менее за последние 10 лет частота нарушений слуха у подростков 15 лет увеличилась в 2,2 раза, у подростков 16–17 лет – в 1,8 раза.
Частота возникновения сколиозов за период обучения в школе возрастала в 3–3,5 раза. Эта патология выявлялась у каждого 17-го старшеклассника. Нарушения осанки имели место в 2–2,5 раза чаще, чем сколиоз.
Дефекты речи у учащихся старших классов были редкими. Перед окончанием школы они выявлялись в среднем у 3,6 подростка на тысячу осмотренных.
Среднее физическое развитие было установлено у 81,3% подростков.

Оценка качества питания

Специалисты Ивановской государственной медицинской академии изучали фактическое питание детей в организованных коллективах: дошкольных учреждениях, школах, а также в семьях.
Оценка качества питания проводилась путем анализа суточного набора продуктов и их соответствия нормам. Кроме того, применялся анкетный метод.
В пищевом рационе в детских образовательных учреждениях установлен дефицит жизненно важных нутриентов: белков животного происхождения, жиров, кальция, фосфора, витамина С, йода, селена, фтора, железа. Фактический набор продуктов на неделю не отличался разнообразием. В рационе дошкольников, например, отсутствовали свежие фрукты, соки, кисломолочные продукты, сыры. Дети недополучали мясо (30–39% от рекомендуемой нормы потребления), молоко (62–66%), рыбу (7–24%), сливочное масло (27–28%). Дефицит этих продуктов заменялся мучными, крупяными и кондитерскими изделиями, натуральные продукты – консервированными (мясные, рыбные консервы, сухое и сгущенное молоко).
Состав фактического набора продуктов питания дошкольников в семьях соответствовал рекомендуемому, но было характерным завышенное потребление кондитерских изделий (в 3 раза), мучных продуктов, картофеля. Молока же употреблялось в 3 раза меньше необходимого количества. Потребление сметаны было снижено в 8 раз, рыбы – в 5, сыра – в 3 раза. Мясо, сливочное масло, фрукты, соки использовались в недостаточном количестве.
Охват школьников города горячим питанием составлял 44%, в основном в школе питались учащиеся младших классов. Почти во всех школьных рационах обнаружен дефицит жизненно важных нутриентов: белков животного происхождения, жиров; отмечался дисбаланс минеральных веществ.
При анализе рациона питания школьников в семьях выявлены аналогичные данные.

Тимофей Звягин