Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2008

Вместе с психологом

Родители-алкоголики и их дети. Есть ли надежда?

Наверное, самые большие беды у ребенка в семье происходят из-за того, что кто-то из близких – мама или папа – злоупотребляют алкоголем. Жизнь в такой семье не только приводит к душевным травмам, но и серьезным образом сказывается на формировании личности

Дети из семей алкоголиков вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя. Они чувствуют себя одинокими и заброшенными и часто бывают вынуждены скрывать свои истинные чувства, переживания и потребности, чтобы избежать отвержения и наказания. Отсутствие позитивного внимания со стороны родителей формирует у них пониженную самооценку. Чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на тяжелую ситуацию в семье – вина, страх, обида, злость, – становятся его верными спутниками на многие годы.
В специальной литературе описаны четыре основные роли, которые могут брать на себя дети из семей, где родители злоупотребляют алкоголем.

Герой семьи, ответственный ребенок

Это ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам: на первое место он ставит нужды других людей. Может быть лидером в классе или компании, особенно активен в ситуациях, требующих действия. Часто это старший ребенок в семье. В дальнейшем вынужденный быстро повзрослеть, герой семьи тяжело переживает свои неудачи и ошибки, считает себя ответственным за все, происходящее вокруг, очень много работает и часто становится «трудоголиком».

Проблемный ребенок, «козел отпущения», бунтовщик

Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как он сам, так и его друзья постоянно попадают в трудные ситуации.
Окружающие считают его возмутителем спокойствия. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь и наркотики, в асоциальные компании. Закрепившееся в его реакциях чувство гнева, желание бросать вызов окружающим постоянно затрудняют его адаптацию в семье и обществе.

Потерянный ребенок, кроткий ребенок

Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями. Проводит время за тихими занятиями, страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе.
Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступчив.
По мере взросления может приобщиться к употреблению алкоголя или наркотиков с целью достичь психологического комфорта. Если такая роль досталась девочке, то впоследствии она может выйти замуж за алкоголика и заниматься его «спасением».

Любимец семьи, «шут», «клоун»

Гиперактивен, шутками и дурачествами пробует привлечь к себе внимание. Ребенок, играющий такую роль, не в состоянии справляться с различными стрессами. У него бывают трудности в учебе. Компульсивная (очень сильная, навязчивая) потребность во внимании затрудняет межличностные отношения.
В будущем может легко возникнуть зависимость от алкоголя или наркотиков.

Почти в каждом классе есть дети, у которых один из родителей (а может быть, и оба) злоупотребляет алкоголем. Эти родители – не частые гости в школе: они не посещают родительские собрания, не участвуют в общешкольных мероприятиях, не отвечают на звонки классного руководителя и социального педагога. Контакт школы с алкогольной семьей практически отсутствует, и педагоги чувствуют свое бессилие, не зная, как помочь ученику.
Как правило, когда ситуация в семье становится слишком тяжелой, знакомство с такими родителями все-таки происходит: семья попадает в поле зрения не только школы, но и милиции, комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов органов опеки и попечительства. Подобным мамам и папам, не выполняющим своих родительских обязанностей, может грозить лишение родительских прав.
Именно в этот момент в жизнь алкогольной семьи вмешивается большое число специалистов с попытками воздействовать на родителей и защитить права и интересы детей. Но не всегда ситуация меняется к лучшему. Ребенок может быть изъят из семьи и помещен в учреждение для детей-сирот или под опеку родственников, а поведение родителей чаще всего остается прежним или становится еще хуже: лишившись ребенка, они начинают пить еще сильнее и деградировать еще стремительнее.
Возможна ли реабилитация родителей, страдающих алкогольной зависимостью? Какие специалисты должны заниматься решением подобных проблем?
Алкоголизм как заболевание имеет и биологические, и психологические, и социальные причины. Последствия злоупотребления алкоголем также могут быть и медицинскими, и психологическими, и социальными – причем наступают эти последствия не только для самого алкоголика, но и для других членов его семьи, для его детей.
Очевидно, что в этом случае необходима работа не одного, а целой группы специалистов – социальных педагогов, социальных работников, психологов, врачей психиатров-наркологов. К сожалению, на сегодняшний день отсутствуют службы, которые занимались бы оказанием комплексной помощи семьям с алкогольными проблемами.
Конечно, школьный учитель (или психолог, или социальный педагог) не в силах организовать реабилитационный процесс для нерадивого родителя-алкоголика. Однако учитель, вооруженный минимумом специальных знаний и готовый вновь и вновь пытаться установить контакт (или даже отношения доверия) с пьющим родителем, готов сделать многое.

Работа педагога может стать более эффективной, если он:

– будет хорошо осведомлен о механизмах возникновения, последствиях и методах лечения алкогольной зависимости;
– будет осведомлен также об учреждениях (наркологических диспансерах) и услугах врачей-наркологов и медицинских психологов своего района (округа, города);
– откажется от осуждающей позиции по отношению к родителю, страдающему алкоголизмом, а будет воспринимать его как человека, просто нуждающегося в социальной, медицинской, психологической помощи.

Минимум наркологических знаний поможет школьному специалисту не только понять происходящее с родителем-алкоголиком, но и быть более убедительным, советуя ему обратиться за помощью в специальное учреждение.
Осведомленность о работе медицинских (наркологических) учреждений поможет привлечь нужных специалистов, которые впоследствии и будут заниматься реабилитацией такого родителя. А вера в возможности другого человека станет мощным мотивирующим фактором: ведь алкоголики могут нуждаться в этом особенно сильно.

По статистике в мире 10% мужчин и 3–5% женщин злоупотребляют алкоголем

Итак, что же такое зависимость от алкоголя и можно ли от нее избавиться?
Алкоголизм – это заболевание, вызванное необходимостью регулярно принимать алкоголь для улучшения настроения (психическая зависимость) и хорошего самочувствия (физическая зависимость).
Основная проблема заключается в том, что алкоголизм начинается гораздо раньше, чем принято думать. Болезнь не в одночасье застигает человека врасплох, как, например, ангина, насморк или аппендицит; она развивается медленно и незаметно и для алкоголика, и для окружающих его людей.
Сами зависимые, как правило, склонны отрицать наличие проблемы: «пью, как все», «захочу – брошу».
В наркологии для такого поведения есть даже специальный термин: анозогнозия – отрицание болезни; это один из важных признаков алкоголизма и других зависимостей. По сути, это «нормальная» защитная реакция психики, спасающей собственный образ: кому хочется оказаться человеком второго сорта, презрительно именуемым алкашом? Даже став самым настоящим алкоголиком, человек может долго тешить себя иллюзией, что грань, отделяющая здоровье от болезни, еще не перейдена.
Разумеется, настоящий диагноз может поставить только врач, однако вовремя распознать опасные признаки вполне способен даже человек, не являющийся специалистом.

Вот некоторые из этих признаков.

  • Появление желания выпить после ссор, неприятностей, стрессов.

  • Способность выдерживать большие дозы спиртного, чем прежде.

  • Провалы в памяти (выпадение из памяти некоторых эпизодов, имевших место в состоянии опьянения).

  • Периодическое возникновение хотя бы слабого чувства вины из-за выпивок.

  • Раздражение при попытках окружающих поговорить о пьянстве.

  • Периодическая потеря контроля над количеством выпиваемого.

  • Периодические попытки контролировать прием спиртного (снижение дозы, перерывы в употреблении).

  • Финансовые затруднения.

  • Случаи многодневного употребления алкоголя.

  • Плохое самочувствие и дрожь по утрам, с которыми помогает справиться прием небольшой дозы алкоголя.

В некоторых случаях человек может справиться с алкогольной зависимостью самостоятельно. Но это удается очень волевым, целеустремленным людям, которые точно знают, для чего они хотят обрести трезвость. Кроме того, легче выздоравливают люди, которые до заболевания в целом были социально успешными, имели сложившийся круг интересов, устойчивые позитивные связи с другими и сравнительно поздно начали злоупотреблять алкоголем (под влиянием обстоятельств или кризисных переживаний).
Но чаще всего алкогольная зависимость требует серьезного медикаментозного лечения и профессиональной психотерапевтической помощи. Как правило, лечение хронического алкоголизма состоит из нескольких этапов.
Первый этап – это «прерывание запоя» (удаление из организма алкоголя и продуктов его распада), устранение основных проявлений «синдрома похмелья» (абстинентного синдрома) и нормализация физического самочувствия человека. Врачи используют препараты, оказывающие успокоительное, противотревожное действие, а также лекарства, снижающие патологическое влечение к спиртному. Больной получает и необходимые витамины – для компенсации гиповитаминоза, который неизбежно возникает при алкоголизме.
На втором этапе противоалкогольное лечение направлено на выработку отвращения или безразличия к спиртным напиткам и лечение психической зависимости. Лечебные мероприятия этого этапа отличаются большим разнообразием. Продолжается лечение лекарственными средствами – для нормализации эмоционального состояния (устранения депрессии, возбудимости, тревоги), для лечения бессонницы – частой спутницы выздоравливающих алкоголиков, для восстановления мышления, внимания, памяти.
Третий этап – это психотерапия личностных расстройств, разрешение текущих и глубинных психологических проблем, приводящих человека к зависимому поведению.
Сначала, когда человек только отказывается от алкоголя, трезвость может казаться ему мучительной, почти невыносимой. Самые острые проявления вреда, нанесенного чрезмерным употреблением алкоголя, приходятся на первые 2–3 месяца трезвости. Дальше будет легче, но восстановление нервной системы потребует времени – примерно от полугода до двух лет.
Какими способами антиалкогольного лечения располагает современная медицина?
Одна из самых старых методик (теперь используется достаточно редко) – это условно-рефлекторная терапия. Она построена на воспитании стойкого отвращения к алкоголю с помощью выработки отрицательного условного рефлекса на его вкус, запах, вид и даже на его название. Достигается такой эффект путем одновременного приема алкоголя и препаратов, вызывающих тошноту или рвоту.
Сегодня для лечения алкоголизма используются более гуманные методики – как медикаментозные, так и психотерапевтические.
Одним из самых распространенных методов продолжает оставаться так называемое кодирование.
Этот термин был введен в практику в 1980-х годах врачом А.Р. Довженко, который, не применяя лекарств, внушал своим пациентам смертельный страх перед алкоголем. Прообразом этого метода было избавление от пьянства с помощью зарока, которым пользовались православные священники в XIX веке. Пьющий, давая зарок, страшился гнева Господня.
Кодирование может быть лекарственным и гипнотическим.
Лекарственное кодирование основано на применении средств, резко повышающих чувствительность организма к спиртным напиткам и делающих прием алкоголя невозможным из-за мгновенного наступления опасных для здоровья последствий. Кодирование привлекает больных алкоголизмом и их родственников прежде всего простотой исполнения, относительной дешевизной и возможностью быстрого результата. И все-таки врачи-профессионалы советуют осторожно относиться к антиалкогольным методикам, связанным с кодированием: качественно вылечить алкоголизм за один день или даже за неделю невозможно – как правило, требуются комплексные лечебные мероприятия, постепенно изменяющие личность в позитивную сторону.
Однако есть те, которым кодирование действительно помогает. Больше всего этот метод подходит людям, недостаточно уверенным в своих силах, нуждающимся в «психологических костылях», «химической защите». Однако следует помнить, что эффект возможен только в том случае, если человек сам настроен на этот способ оздоровления.
Гипнотическое кодирование. Этот метод, как правило, включает разъяснение, убеждение и эмоционально насыщенное внушение в состоянии неглубокого гипноза – собственно процедуру кодирования. Цель – блокирование влечения к алкоголю на определенный срок: как правило, от полугода до 5 лет. При гипнотическом кодировании, так же как и при лекарственном, могут использоваться (но не в обязательном порядке) медицинские препараты.
Гипнотическое кодирование подходит людям дисциплинированным, готовым следовать предписаниям врача, авторитет которого не вызывает сомнений.
Метод рациональной психотерапии основан на разъяснении и убеждении. С больными проводится работа, помогающая осознать все последствия злоупотребления алкоголем. Разъясняется механизм заболевания; подробно анализируются проблемы, которые привели к зависимости; много времени уделяется поиску выхода из сложных ситуаций. Метод подходит людям, не полностью осознающим свое заболевание; больным, у которых поводом стала психологическая травма или трудности личного характера, а также «маловерам» с хорошо развитым интеллектом.
Социальная терапия. Этот метод подходит нуждающимся в изменении социального положения – перемене профессии, места работы, изменении семейных и производственных отношений или круга знакомств.
Именно эти вопросы становятся предметом обсуждения больного и лечащего врача. Большую практическую помощь оказывает социальный работник, который помогает уладить проблемные вопросы между больным и различными организациями и учреждениями.
«Мишенями» психологической терапии становятся те особенности характера, которые мешают выздоравливающему приспосабливаться к новой, трезвой жизни, устанавливать прочные отношения с другими людьми, реализовывать себя в своих увлечениях, добиваться профессиональных успехов. Это те особенности характера, которые при неблагоприятных условиях могут спровоцировать срыв и возвращение к употреблению алкоголя: внутренняя напряженность, чрезмерная эмоциональность, импульсивность, категоричность, нетерпимость к окружающим. По сути, психологическая терапия – это помощь в самовоспитании и самоусовершенствовании, в разрешении текущих проблем, в том числе поддержка и помощь в разрешении семейных конфликтов, восстановлении нарушенных супружеских или детско-родительских отношений.

Как бы ни было трудно убедить алкоголика начать лечиться, это все-таки возможно: ведь наркологические диспансеры, больницы и частные клиники не пустуют!
Что же оказывается самым действенным и заставляет алкоголика преодолевать сомнения и страхи и обращаться за помощью?
Часто случается так, что толчком к началу лечения служит нечто из ряда вон выходящее, какое-то серьезное негативное событие. Нечто подобное рано или поздно случается в жизни каждого алкоголика: утратив под влиянием болезни контроль над событиями своей жизни, он то и дело попадает в различные неприятности. Это может быть потеря крупной суммы денег (особенно чужих), потеря рабочего места, автомобильная катастрофа, серьезная болезнь… В такие моменты появляется вероятность, что у пьющего наконец-то откроются глаза на происходящее и страх потерять что-то важное или даже жизнь окажется сильнее страха признать себя алкоголиком и пойти к врачу.
Ситуация угрозы лишения родительских прав и потери ребенка для многих становится поворотным пунктом. Это своеобразный кризис, после которого жизнь может измениться либо в худшую, либо в лучшую сторону. Однако без посторонней помощи родитель-алкоголик (дезадаптированный, уверенный во враждебности окружающих, скрывающий свой стыд под маской агрессии или безразличия) может не справиться. Ему нужен человек, способный вселить уверенность, помочь осознать происходящее и сделать первые шаги. Эти первые шаги могут стать в буквальном смысле шагами – в наркологический диспансер по месту жительства, где оказывают именно те виды помощи, которые были только что перечислены. Так учитель (социальный педагог) может стать участником процесса реабилитации, в сотрудничестве с врачами помогая родителям и детям из алкогольных семей решать столь важные для них проблемы.
Надо помнить: несмотря на то что алкоголизм – серьезное и трудноизлечимое заболевание, многим семьям удалось вновь обрести мир и гармонию.

Спонсор публикации статьи – общественное объединение «Исход», занимающееся и социальными реабилитационными программами для алкоголиков и наркоманов, профилактикой распространения химических зависимостей. Реабилитационный центр осуществляет долгосрочные мероприятия по оказанию наркозависимым и их близким поддержки в преодолении зависимости. Воспитывая христианские ценности, дух и волю, через нравственное созидание, любовь и сострадание, «Исход» позволяет разорвать замкнутый круг из наркологического лечения и последующих рецидивов. Социальная реабилитация позволяет обрести новые ориентиры и место в жизни, обучает здоровому образу жизни.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук