Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2008

Круглый стол

Круглый стол

Э.Н. ВАЙНЕР,
профессор,
проректор Государственного
педагогического университета,
г. Липецк

Мне представляется, что экологическое воспитание – это процесс формирования ценностно ориентированных установок на бережное отношение к окружающей среде (включающей и социальную обстановку), построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В его основание должны быть заложены положительные интересы и потребности, творческие и духовные устремления, осознанное отношение к социуму.
Конечным результатом экологического воспитания должен стать носитель экологической культуры, человек глобального мышления с многогранным пониманием универсальной ценности окружающего мира как важнейшего и единственного условия сохранения здоровья самого человека.
Несомненно, что экологическое воспитание должно начинаться уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда закладываются необходимые жизненные установки человека.
Если оценивать духовность как деятельность сознания, устремленного к поиску смысла жизни и своего места в ней, к выработке критериев добра и зла, то не может быть здоровым человек, не находящийся в гармонии с собой, поскольку он будет пребывать не только в состоянии постоянного крайнего психического напряжения (дезорганизующего координацию деятельности функциональных систем организма), но и в противоречии с социальной средой.

И.В. ВАЧКОВ,
доктор психологических наук,
профессор,
главный редактор газеты «Школьный психолог»

Думаю, что экологическое образование не сводится лишь к развитию положительного отношения к окружающей среде, и в частности – к природе. В науке сейчас активно развивается экологическая психология, которая включает такие направления, как экологический подход к зрительному восприятию Дж. Гибсона, психология глобальных изменений, психология окружающей среды, психология экологического сознания, экопсихология развития. Экологическая психология теснейшим образом связана и с психологией субъектности. С точки зрения экопсихологии экологическое воспитание подразумевает развитие в ребенке субъектности как особого интегрального качества, позволяющего ему строить подлинно человеческие отношения с миром – и природным, и социальным.
О том, что душа (психика) и тело оказывают друг на друга взаимное влияние, знали еще в древности. А в психологии давно обсуждается психофизическая проблема, суть которой состоит в соотношении психического и телесного. У всех на слуху поговорка «В здоровом теле здоровый дух». Но мало кто знает, что фраза эта, принадлежавшая древнеримскому поэту Ювеналу, звучала: «Mens sana in corpore sano» («Здоровый ум в здоровом теле»). Есть версия, что римская поговорка полностью могла быть такой: «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача». Может быть, интуитивный протест против заезженной фразы вдохновил известного поэта-сатирика на ставшее популярным продолжение: «В здоровом теле – здоровый дух, на самом деле – одно из двух». Но если говорить по существу заданного вопроса, то душевная гармония, видимо, не обеспечивает сама по себе благополучного физического состояния, но является одним из важных факторов его сохранения. Впрочем, так же как отменное здоровье – вовсе не гарантия «здорового духа».

Т.В. ЗАГУРДАЕВА,
директор МОУ ДОД «Эколого-биологический центр»,
г. Дзержинск, Нижегородская область

Экологическое воспитание – процесс целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе, морально-этических норм поведения в окружающей среде, знакомства с ценностями и достижениями экологической культуры.
В наше время человек стал определять масштабы и скорость происходящих на земной поверхности изменений. Теперь от того, насколько будут обоснованны и экологически культурны его действия, зависит, быть на Земле природе, пригодной для жизни, или не быть. Экологическая реальность как бы замкнулась на самом человеке, на его умении взять под свой контроль и регуляцию основные процессы в биосфере.
Осознание факта, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а должны выполнить определенную биосферную функцию, составляет суть экологического мировоззрения и основной стержень экологической культуры. Экологическую культуру можно рассматривать как способ согласованного социоприродного развития общества, который обеспечивает сохранение и, по-видимому, улучшение окружающей природной среды как способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого познания и понимания.

Е.А. КНЯЗЕВА,
искусствовед,
сотрудник Государственного исторического музея,
Москва

Экологическое воспитание – часть воспитания культурного, которое начинается с пеленок. Как детей учат пользоваться салфетками, предметами гигиены, так учат не мусорить дома, на улице, в лесу. Экологическое воспитание – первая, важнейшая, степень воспитания культуры.
Названное так в XX веке, экологическое воспитание имеет древнюю, библейскую основу. Потому что именно в Библии описаны первые порядки домоустройства и культуры поведения. В наше время в связи с ростом народонаселения и технологизацией культурного пространства экологическому воспитанию нужно уделять большое внимание.
Немаловажную роль в таком воспитании могут сыграть эстетические эмоции, вызванные созерцанием и изучением памятников мировой художественной культуры. В связи с этим выстраивается цепочка проблем, сопутствующих решению задач экологических: первая – памятники культуры нуждаются в охране, вторая – общество должно иметь открытый доступ к этим памятникам (в том числе электронными средствами). Например, восстановление усадьбы Царицыно, хотя и вызывает у специалистов неприязнь как новодел, без сомнения, – важный социально-культурный акт. Прогулка в таком органичном природно-архитектурном пространстве способствует пробуждению чувства красоты и, соответственно, желанию не разрушить, не навредить этому хрупкому, гармоничному миру.
И проблема третья: экологическое воспитание должно стать государственным делом, на которое не следует жалеть средств, потому что результаты, как у любого воспитания, заметны не сразу, накапливаются постепенно и проявляются не в одном поколении.
Вопрос о влиянии душевного состояния на физическое – риторический, потому что на него может ответить любой человек, вставший утром с улыбкой и ощущением, что ему все по плечу. Как правило, такое состояние вызвано покоем и достатком в семье и в мире, интересным фильмом или спектаклем, посмотренным вечером, возможностью заняться любимым делом и многим другим, подчас простым и бытовым.
Конечно, гармония в душе вряд ли справится с грыжей или плоскостопием. Зато органы здорового человека в таком состоянии работают как мотор, жизненная активность повышается, и творческая энергия бьет ключом.

А.В. КУРБАТОВ,
кандидат технических наук,
ведущий научный сотрудник
Института управления образованием РАО

Человечество потрясла в 2008 году целая серия кризисов, которые в полном соответствии с неоднократно высказанными прогнозами продолжают углубляться.
В дополнение к экологическому кризису, о котором СМИ информируют нас давно и упорно, разразились кризисы энергетический, продовольственный (сельскохозяйственный) и финансовый (экономический). Нетрудно заметить, что все перечисленное взаимосвязано и имеет один источник – кризис духовный, который можно назвать разрушением экологии души. По-другому это явление называют кризисом потребления: потребительское отношение к окружающим, к обществу, к природе достигло критической и опасной черты, за которой просматривается судьба цивилизации.
Единственным реальным средством обеспечения устойчивого развития жизни представляется всеобщее и непрерывное экологическое образование. В первую очередь экологическое воспитание, под которым, учитывая серьезность сложившейся ситуации, мы понимаем формирование эстетического, идеологического отношения к природе, а также способности к анализу человеческой деятельности (ее влияния на состояние среды обитания и активной жизненной позиции по отношению к правовым и социальным нормам, призванным обеспечить устойчивость экологической системы).
Житейская мудрость давно установила истину – «все болезни от нервов», и научная медицина придерживается того же мнения, подтверждая, что длительный стресс перерастает в хронический, а хронический стресс способствует возникновению соматических заболеваний.
Общемировая тенденция ускорения изменений жизни вызывает необходимость решения все большего количества нестандартных задач в единицу времени (например, в течение года). А традиционное образование ориентировано как раз наоборот – на стандарты. В итоге из-за неготовности к новым условиям жизни каждый человек в отдельности и общество в целом все чаще попадают в стрессовые ситуации. В этом многие ученые видят и причину депопуляции населения России.
Попытки найти выход из стресса в алкоголе, наркотиках, суициде стали обычными для современного быта явлениями. Поэтому задача духовно-нравственного воспитания сегодня может рассматриваться только как формирование потребности и способности обретать и претворять в жизнь высокие убеждения и идеалы, обеспечивающие гармоничное развитие личности и общества.

Ф.Н. МАРКИНА,
зав. отделом
«Здоровье человека и окружающая среда»,
МОУ ДОД «Эколого-биологический центр»,
г. Дзержинск,
Нижегородская область

Экология – наука о доме, в котором мы живем. Дом – Вселенная. В ней все должно быть в гармонии. Экологическое воспитание касается всего и вся, направлено на миропонимание и соблюдение законов природы:
– все связано со всем;
– все должно куда-то деваться;
– ничто не дается даром;
– Природа знает лучше.

Главный принцип экологического воспитания: «Не делай другому (независимо от направленности действия – будь то человек, животное, природное явление) того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе».
Состояние души однозначно положительно влияет на физическое состояние. Гармония не может ухудшить состояние человека. Только нарушение гармонии – законов Природы (все связано со всем), и в первую очередь духовной сущности, – приводит к недомоганию и болезням.
Многие считают, что душевные качества, так же как и физические, нам передаются по наследству.
Но сегодня необходимо уделять достаточно серьезное внимание формированию душевных качеств подрастающего поколения.
Душевное здоровье обеспечивается высоким сознанием, развитой системой мышления и познания, большой внутренней и моральной силой, побуждающей к созидательной деятельности. Душевная гармония достигается умением жить в согласии с собой, с близкими людьми, друзьями, обществом, умением управлять своим поведением и формировать образ жизни.
Следовательно, становление душевной гармонии, как и формирование культуры здоровья, – категория педагогическая.

Статья подготовлена при поддержке компании «АВИСТА-М». Если Вы решили приобрести качественное и надежное медицинское оборудование, которое прослужи вам долгие годы, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «АВИСТА-М». Перейдя по ссылке: «кресло ЛОР», вы сможете, не потратив много времени, заказать медицинскую мебель по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Avistamebel.Ru.