Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2008

Вне урока

Наш общий дом

Сценарий слета школьных экологических отрядов

Здравствуйте, ребята! Приветствуем вас на общегородском слете школьных экологических отрядов. Мы собрались, чтобы поговорить о проблемах экологии, подвести итоги работы, проделанной вами за год, углубить знания об окружающем мире, его проблемах и законах. Ваши знания, навыки и сделанную работу оценит жюри. (Объявляется состав жюри.) А теперь слово ведущим.

(Звучит музыка, выходит первый ведущий.)

1-й ведущий.

Ты спрашиваешь, как тебя люблю я?
Всей глубиной души, всей широтой,
Когда над повседневной суетой,
В мечтах она возносится, ликуя.
Люблю всечастно: радуясь, тоскуя,
И при свечах, и в полдень голубой,
Люблю свободно, смело! – Так на бой
Идут за правду, славы не взыскуя.

(Выходит второй ведущий.)

2-й ведущий. Эй, постой, постой! Что это ты читаешь? У нас вечер посвящен экологии, а не любви! Ты, может, школы перепутал?
1-й ведущий. Да ничего я не перепутал.
2-й ведущий. Но мы-то сегодня будем говорить об экологии, об окружающем мире, природе, загрязнениях, пестицидах и нитратах, мусороперерабатывающих заводах, чистоте наших рук и рек!
1-й ведущий. А я и говорю о чистоте! О чистоте жизни, красоте любви, счастье человеческих отношений.
2-й ведущий. Но как это связать с экологией?
1-й ведущий. Как? Да так! Греческое слово «эко» значит «общий дом». Наш дом – природа, окружающий мир. Если бы он начал меняться в худшую сторону, скажем, лет 300 назад, то к настоящему времени никакой чистоты, да и красоты в природе не осталось бы. И не написала бы английская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг такие прекрасные стихи, потому что не было бы ни ясного голубого неба, ни полуденного солнца, ни цветов, а ее любимый не смог бы подарить ей ни розы, ни ромашки. Может, и деревьев бы не было. И вместо людей были бы какие-нибудь мутанты... Мутации – это генетически наследуемые изменения, они возникают под действием мутагенных факторов – радиации, алкоголя, некоторых химических веществ, а их появление и проявление непредсказуемо. А знаешь ли ты экологические проблемы своего города?
2-й ведущий. Я-то? А я что, лучше всех? Ну, ты-то знаешь, это сразу видно, а зрители? Они что, знают?
1-й ведущий. Проверим! Будем давать им по баллу за каждую правильно названную проблему. А жюри подсчитает баллы (конкурс проводится с болельщиками в зале, каждая школа поднимает табличку с названием команды, отвечающий встает и называет проблему).
2-й ведущий. Ну, ужас, ужас! Ох, сколько проблем! Но что мы можем сделать?
1-й ведущий. Нам нужно всерьез изучить экологию, а потом уже что-то менять. Мы должны знать состояние окружающей среды, чтобы помочь природе. Для этого сегодня мы здесь и собрались.
2-й ведущий. А теперь приглашаем команды по 7 человек от каждой школы на сцену за столы.

(Команды выходят на сцену, садятся за столы.)

1-й ведущий. Что ж, начинается серьезная игра. Для разминки предлагаем вам тему «Знаете ли вы, что?..». Выиграет тот, кому повезет отгадать. Вам надо посоветоваться, назвать число, наиболее близкое к правильному из трех предлагаемых.

(Игра проходит в форме брейн-ринга.)

1. Сколько лет термину экология? (500, 142, 37)
2. Какое количество двуокиси углерода выбрасывается в атмосферу ежегодно всеми котельными и тепловыми станциями? (200 млн тонн, 2 млн тонн, 20 млн тонн.)
3. Сколько килограммов мусора в сутки выбрасывает один среднестатистический человек? (2,5 кг, 10 кг, 20 кг)
4. Сколько лет лежит бумага, брошенная в лесу, до полного разложения? (менее 1 года, менее 2 лет, менее 20 лет )
5. Какое количество воздуха по весу потребляет человек в сутки? (2 кг, 10 кг, 25 кг)
6. Какое количество выхлопных газов выбрасывает один легковой автомобиль в сутки? (До 5 кг, до 10 кг, до 20 кг)
7. Какое количество питьевой воды в сутки может уйти в канализацию при неисправности крана с самой тонкой струей? (10 л, 50 л, 150 л)
8. Во сколько раз с конца XIX в. возросло количество пыли в атмосфере? (В 5 раз, в 10 раз, в 20 раз)
9. Сколько времени продолжается полный цикл круговорота воды в атмосфере? (5 дней, 10 дней, 16 дней)
10. Какое количество хорошей воды приходит в негодность из-за попадания в водоем одного литра сточных вод? (10 л, 50 л, 100 л)

2-й ведущий. Наш следующий конкурс – «Что мы знаем об экологии?».

(Проводится в форме брейн-ринга.)

1. В каком году возник термин экология? (1866 г.)
2. Кто основатель экологии и кто он по специальности? (Геккель, эмбриолог.)
3. Для чего устанавливается минимальный размер ячеек для рыболовных сетей? (Чтобы не вылавливать мальков рыбы.)
4. Почему люди, живущие в высокогорных районах, дышат чаще? (Там разреженный воздух, поэтому при вдохе человек поглощает меньше кислорода.)
5. Цепи питания, их сохранность очень важны в природе. Если исчезнет одно звено, то исчезнет и последующее, если исчезнет один вид, то исчезнут и те виды, которые им питаются. Добавьте недостающее звено к каждой из пищевых цепочек. (Каждой команде раздаются задания со схемой пищевой цепи. Например: одноклеточные водоросли – ? – селедка. Ответ: рачки-циклопы.)

Задачка. Возьмем, к примеру, блох. В них живут паразиты – простейшие-лептомонады. В одной блохе – тысячи лептомонад. На одной корове тысячи блох. На поле сотня коров. Масса чего больше: травинок на поле или лептомонад в блохах коров? (Травинок, т.к. по правилу экологической цепи вес начального звена (корма) всегда больше.)
Кроссворд. Составьте кроссворд так, чтобы по вертикали под № 1 получилось название науки о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

По горизонтали:

1. Разрушение или снос почвенного слоя потоками воды или ветра.
2. Цветочно-декоративное растение, оранжевые соцветия которого широко применяются в медицине в качестве противовоспалительного средства.
3. Лекарственное растение, называемое «казахстанским женьшенем».
4. Травянистое растение семейства бобовых, является прекрасным кормом для скота.
5. Древесное растение, является лучшим «пылесосом», т.е. поглотителем пыли из атмосферы, его преимущественно сажают в городах.
6. Ученый-эмбриолог, основатель науки экологии.
7. Хвойное древесное растение, фитонциды которого губительны для микробов.
8. Дерево, заросли которого обладают наибольшей звукопоглотительной способностью.

Ландшафты и их обитатели

Перед вами изображение природного ландшафта. Как он называется? Исправьте ошибки в размещении его обитателей. Какие из них характерны для данной природной зоны?

(Командам предлагаются изображения природных ландшафтов с их обитателями, характерными и нехарактерными для данных природных зон. Необходимо найти ошибки.)

1-й ведущий. Ну а что вы знаете о природе такой страны, как Казахстан? Хорошо ли вы изучили его флору и фауну? Есть ли среди растений и животных Казахстана редкие и исчезающие виды?

1. Когда-то это дерево-кустарник образовывало целые леса. Но из-за того, что его древесина – прекрасное топливо, леса его буквально на глазах стали исчезать, и от них остались лишь отдельные экземпляры. Древесина его тонет в воде, как камень. Что это за растение? (Арча.)
2. Какое самое крупное пресмыкающееся Казахстана, достигающее 1,5 м в длину, занесено в Красную книгу? Почему? (Варан.)
3. Какая птица наших степей, занесенная в Красную книгу, бегает быстро, развивая скорость до 35–40 км/ч, и превосходно летает? (Дрофа-красавка.)
4. Какая крупная снежно-белая птица, обитающая в Казахстане, до недавнего времени была на грани исчезновения? (Большая белая цапля.)
5. Какой грызун – обитатель водоемов был искусственно занесен в водоемы Казахстана? (Ондатра.)
6. Какие растения нашей флоры, занесенные в Красную книгу, в ней не нуждаются? (Тюльпан, шренка, ирисы, джузгун, ферула.)
7. Какое пресмыкающееся, обитающее в степях Казахстана, является современником динозавров? (Степная черепаха.)
8. Какая антилопа, обитающая в пустыне, занесенная в Красную книгу, имеет хоботообразный нос? (Сайгак.)
9. Какие водоплавающие птицы, занесенные в Красную книгу, обитающие в Казахстане, вскармливают птенцов молоком? (Фламинго.)

Игра со зрителями

Назовите слова.
а) Крупная хищная птица, обитающая в Казахстане, получившая свое название за издаваемые ею характерные звуки. (Канюк.)
б) Какой жук, обитающий в нашей местности, обладает замечательным обонянием? (Навозник.)
в) Животное семейства куньих, занесенное, в Красную книгу, получившее свое название за белое кольцо вокруг носа. (Перевязка.)

2-й ведущий.

Занимался Петя в пятом,
Он считал себя юннатом,
Споры вел, не умолкая,
Что растет в садах Китая.
Он читал друзьям доклады
О значении рассады,
Но ошибся он всерьез
На экскурсии в лесхоз,
На потеху всем ребятам
Он лопух назвал салатом...
Вот бы этому юннату
В руки грабли и лопату!
Сидя дома на диване,
Агрономом он не станет
И не станет садоводом,
Глядя в окна на природу.

А сейчас подошло время проверить ваши практические навыки. Проводится конкурс «Знай и умей».
На доске устанавливается табло с цифрами. Каждая команда имеет свою фишку. За каждый правильный ответ команда получает такое количество баллов, которое выпало на цифровом кубике при его выбрасывании.

1. У каждой команды на столе комнатное растение. Нужно его назвать, рассказать об особенностях ухода за ним и о том, как оно размножается.
2. Командам раздаются карточки с семенами овощных и цветочно-декоративных культур. Надо распознать семена растений.
3. Как размножаются деревья и кустарники: ива, карагач, тополь, смородина, ясень, клен?
4. Назовите лекарственные растения, произрастающие в Казахстане. Где они используются?

(Каждой команде дается гербарий лекарственного растения: лох остроплодный, гармола обыкновенная, парнолистник обыкновенный, горец птичий, шиповник, сферофиза, солодка голая.)

2-й ведущий. Окружающий мир прекрасен. Красота и гармония природы вдохновляет человека. Наш следующий конкурс – «Природа в искусстве». (Участникам конкурса предлагаются картины, стихи, музыкальные фрагменты. Требуется назвать авторов и произведения.)
1-й ведущий. Ребята! Вы уже рассмотрели рисунки и плакаты о природе и необходимости бережного отношения к ней, выполненные вами.
А сейчас жюри объявит итоги конкурса рисунков и плакатов.
2-й ведущий. Теперь подсчитаем очки, набранные командами на протяжении всех конкурсов. Слово жюри.

1-й ведущий (читает: Михаил Дудин. «Очень простые стихи».)

Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то земли не будет
И каждого из нас.

2-й ведущий. Как важно беречь родную природу, чтобы не наступил вечный полюс на всей Земле. Нужно беречь свой город как прекрасную, любимую частицу Земли, а для этого надо хорошо знать его экологические проблемы, первый шаг в изучении которых мы сегодня сделали.

А. Иванова