Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2008

Урок здоровья

С высоко поднятой головой

Уроки ЗОЖ в начальной школе

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "остеопаты-москвы.рф", знакомящий посетителей портала с лучшими врачами-остеопатами с мировой известностью, а также предоставляющий возможность записаться и, соответственно, попасть к ним на прием. Хотите пройти курс лечения у врачей с высокой степенью подготовки и огромным опытом работы, тогда заходите на страничку сайта http://остеопаты-москвы.рф/сабинин-сергей-львович/. Головные боли, заболевания позвоночника и суставов, грыжа диска, задержка физического, психического и речевого развития, родовые травмы и их последствия, в том числе ДЦП — это далеко не все из тяжелейших проблем, с которыми успешно справляются специалисты  интернет-проекта "остеопаты-москвы.рф".

Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, и несбалансированное питание, и неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса.
Первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям ученых, происходит в возрасте 7–10 лет. В это время ученики чаще подвержены болезням органов дыхания и расстройствам обмена веществ, нарушению осанки. Поэтому учитель должен строить воспитательно-образовательный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. Большую помощь в этом окажут уроки здоровья для учеников начальной школы.
Эти уроки направлены на формирование основ культуры здоровья детей, они обеспечивают двигательную активность учащихся, знакомят с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводят к улучшению психоэмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом.
В младшем школьном возрасте закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Если ребенок физически здоров, то он может успешно учиться в школе и справляться со всеми делами дома. Если ребенок душевно здоров, то он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из допущенных ошибок. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать им помощь и способен сам принять ее, умеет выразить свои нужды и потребности так, чтобы они стали понятны окружающим. Только здоровый человек способен активно жить, успешно преодолевать трудности в учении.
На протяжении четырех лет обучения в начальной школе один раз в четверть провожу уроки здоровья. Темы первого класса: «Здравствуй, Здоровячок!»; «Мы в Чистюлькине»; «В гостях у Витаминов»; «Мы – спортивные ребята». Темы второго класса: «В гостях у доктора Заботы»; «Советы профессора Нехворайкина»; «Ослепительная улыбка»; «Зов джунглей». Темы третьего класса: «Осанка в жизни человека»; «Как мы слышим»; «Заседание клуба Здоровячков»; «Эстафета Здоровячков». Темы четвертого класса: «Зеленая аптека»; «Что? Где? Когда?»; «Спортивное путешествие»; «Будьте здоровы!». Занятия проводятся в различных интересных формах. Это устный журнал, путешествия, спортивные и интеллектуальные игры, аукционы.

Уроки здоровья соответствуют следующей структуре:
1. Приветствие, разминка (3–5 минут).
2. Основная часть (30 минут).
3. Заключительная часть (3 минуты).
4. Рефлексия (2 минуты).

В качестве примера приведу урок № 1 в третьем классе.

Осанка в жизни человека

Задачи:

1. Познакомить со значением осанки в жизни человека. Показать упражнения, формирующие правильную осанку.
2. Развивать мышление, стремление выполнять гимнастические упражнения.
3. Воспитывать желание следить за своей осанкой в положении сидя и стоя.

Оборудование: плакат «Правильная осанка», рисунок доктора Красивая Спина, стаканчики из-под йогурта, скакалки, конверт с вопросами, компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

1. Приветствие, разминка

Приветствие-кричалка
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему… (Дети хором.) Привет!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой… (Дети хором.) Привет!
При встрече через много лет
Вы крикнете друзьям… (Дети хором.) Привет!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго (Дети хором.) Привет!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям… (Дети хором.) Привет!

Приучайтесь день встречать
С утренней зарядки,
Чтоб с осанкою прямой
Было все в порядке!

(Дружно встать.)
Все ребята дружно встали
(выпрямиться)

И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись
(руки поднять вверх),
А теперь назад прогнулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки, мы присели
(присесть),
Встали и тихонько сели
(выпрямиться и сесть).

2. Основная часть

– Мы выполнили упражнение, формирующее правильную осанку. Как вы поняли: что такое осанка? Осанка – это то, как мы сидим или стоим, умение держать свое тело.
Что означает выражение «правильная осанка»?

(Плакат «Правильная осанка».)

– Правильная осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено.

(Учащиеся встают и показывают правильную осанку в положении стоя.)

– Правильная осанка в положении сидя означает, что спина у нас прямая, а голова высоко поднята. (Ребята за партами показывают это.)

Ученик. Ученые провели наблюдения. Человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.

– Вспомните, какая чудесная осанка у Золушки или у прекрасного Принца из сказки! А вот у Серого волка осанка плохая: он весь согнулся, спина у него колесом, а плечи выдвинуты вперед.

(Дети поют частушки.)

1. За осанкой не слежу,
Скрюченный весь день хожу.
Чтобы мне здоровым быть,
Надо за спиной следить.

2. На уроке я сижу,
На учителя гляжу.
Мне учитель говорит:
«Сядь ровней, не повредит!».

3. Нужно спину так держать,
Чтобы ровненько стоять.
Люди смотрят не дыша:
Ох, осанка хороша!

– Почему так важно иметь правильную осанку? Правильная осанка делает человека красивым, высоким. А еще она очень полезна для здоровья.
1-й ученик. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в более старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Объясняется это тем, что плохая осанка, ставшая привычной, приводит к перенапряжению мышц спины и сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику. От этого перенапряжения и болит спина.
2-й ученик. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Человек с неправильной осанкой не может стать хорошим спортсменом или танцором.
3-й ученик. У стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.
– Как вы думаете: правильная осанка дается человеку при рождении или он сам формирует ее?
К нам на урок пришел друг Здоровячка – доктор Красивая Спина. Он расскажет нам про осанку.
Доктор Красивая Спина. Правильная осанка вырабатывается в детстве и юности, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной, а после восемнадцати лет исправить ее недостатки очень трудно.
У некоторых детей возникает нарушение осанки, оно называется сколиозом.

(На экране слайд.)

Это означает, что позвоночник у них изогнут в форме зигзага. Сколиоз чаще возникает у девочек и начинается в возрасте 10–12 лет.
Некоторые случаи сколиоза можно исправить, если регулярно, изо дня в день в течение примерно двух лет, выполнять специальные гимнастические упражнения. В других, более тяжелых случаях больному назначают ношение специального корсета или помещают его тело в гипс на несколько месяцев. Если все эти методы не помогают, приходится прибегнуть к операции. Для этого вдоль позвоночника накладывают и закрепляют металлические стержни, поддерживающие его в нормальном положении. Когда позвоночник принимает правильную форму, стержни убирают. Лечебная гимнастика и правильная осанка в некоторых случаях помогают избавиться от сколиоза без специального лечения.
Сейчас мы с вами представим себе, что отправились в Индию. В этой стране у женщин и мужчин стройность и умение держать спину ровной вырабатывается самой жизнью. Индийцы и индианки часто носят на голове продукты с рынка или из магазина, выстиранное белье, фрукты, собранные в саду.
Давайте попробуем на некоторое время превратиться в жителей Индии и выполним упражнения с предметами на голове.

Практическая часть

Упражнение «Тренировка»

У каждого ученика в руках пустой стаканчик из-под йогурта. Дети ставят этот стаканчик на голову, руки на пояс, медленно поднимаются на носки, затем опускаются на всю ступню.

Упражнение «За водой»

Вода в Индии – очень дорогое удовольствие. Люди ходят за ней, носят наполненные кувшины на голове. Попробуем вместе с ними отправиться к ручью. Дорога будет трудной и узкой.

(Дети ставят на голову 3 стаканчика, которые изображают кувшин. Скакалки, лежащие на полу, изображают тропу к ручью. Ребята должны пройти по скакалке, наступая только на нее. При этом нужно сохранить равновесие и не уронить стаканчики.)

3. Заключительная часть

Игра «Как ты заботишься о позвоночнике?»

Учащиеся делятся на две команды. Каждая получает конверт с вопросами, на которые дети должны ответить «да» или «нет».
Все члены команды отвечают на один вопрос.

Вопросы 1-й команде
1. Сколиоз – нарушение осанки? (Да.)
2. Следить за осанкой нужно только в детском возрасте? (Нет.)
3. Надо следить за осанкой во время ходьбы? (Да.)
4. Неправильная осанка не влияет на выбор профессии? (Нет.)
5. Полезно ли выполнять упражнения, развивающие гибкость позвоночника? (Да.)
6. Перегружает ли позвоночник избыточная масса тела? (Да.)
7. Рекомендуется для улучшения осанки ходить с книгой на голове? (Да.)
8. Неправильную осанку можно исправить только хирургическим путем? (Нет.)
9. Стройный человек выглядит выше своего роста? (Да.)
10. В положении сидя спина не должна касаться спинки стула? (Нет.)

Вопросы 2-й команде
1. Способствует ли правильная осанка лучшей работе сердца? (Да.)
2. Полезно ли стоять, перенося тяжесть тела на одну ногу? (Нет.)
3. Для позвоночника полезно носить школьную сумку на одном плече? (Нет.)
4. Полезно ли выполнять упражнения, укрепляющие мышцы спины? (Да.)
5. Способствует ли правильная осанка улучшению зрения? (Да.)
6. Гимнастические упражнения помогают исправить нарушение осанки? (Да.)
7. Сутулый человек выглядит выше своего роста? (Нет.)
8. Физические упражнения полезны во время выполнения домашних заданий? (Да.)
9. Для исправления осанки достаточно выполнить 2–3 упражнения? (Нет.)
10. Правильная осанка дается человеку при рождении? (Нет.)

4. Рефлексия

Учащиеся сидят за партами, на голове у каждого стаканчик из-под йогурта. Дети берут в руки ручки и листочки бумаги, на которых заканчивают предложение: «Этот урок заставил меня задуматься...».

Литература

1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1–4-е классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005. – С. 208.
2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья (1–5-е классы). – М.: ВАКО, 2007. – С. 152.
3. Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – С. 592.
4. Милейко В.Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей. – ПедСовет. – 2006. – № 4. – С. 3–5.
5. Обухова Л.А. и др. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4-е классы). – М.: ВАКО, 2007. – С. 288.

Наталья Шумилова