Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2008

Вне урока

Сказочный сундучок

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Программа «Разговор о правильном питании», разработанная специалистами Института возрастной физиологии РАО – Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой Г.А., конкретно отвечает требованиям здоровьесберегающих технологий.
В программе заложены основы воспитания культуры здоровья ребенка, здорового образа жизни, принципы рационального питания.
Для того чтобы занятия были не только интересными, но и эффективными, целесообразно строить их как игру, позволяющую ребятам проявить свою активность. Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересными и плодотворными является воспитание художественной культурой.
В течение семи лет я применяю данную программу в классе компенсирующего обучения. Здесь обучаются дети с замедленным темпом роста – децелерацией. Поступающие в первый класс имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Эта работа способствует социальной адаптации детей 7–11 лет и позволяет им заняться волонтерской работой с целью пропаганды культуры здорового питания и здорового образа жизни среди учащихся нашей школы.

Сложившуюся систему работы использую:
– в группе продленного дня (кружок);
– в ходе внеклассных мероприятий (тематические конкурсы, викторины);
– во внутришкольной работе (дифференцированное участие в празднике «День семьи и школы»);
– в волонтерской работе детей («Вкусная литературная гостиная», «Мы читаем сказку», показ тематических спектаклей, беседы по программным темам в параллельном и других классах, не включенный в программу «Разговор о правильном питании»).

В систему занятий включаю здоровьесберегающие технологии по воспитанию художественной культуры у школьников с недостатками развития.
В своей работе я опираюсь на элементы артпедагогики (художественная педагогика). Это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического, коррекционно направленного процесса – художественного развития детей и формирования основ художественной культуры через искусство и творческую деятельность.
При этом пользуюсь одним из методов художественной терапии – сказкотерапией (способом анализа и интерпретации известных литературных произведений).
При непосредственной помощи родителей нами созданы три книжки-раскладушки («Сказ о том, как Илья здоровье искал», «Сказка о потерянном полднике», «Кулинарное путешествие во времени»). Книжки-раскладушки могут использоваться как по темам программы, так и в качестве дидактического сопровождения, а также во внеклассной и волонтерской работе. Все книжки помещаются в «Сказочный сундучок здоровья».
В ходе занятий учащиеся получают дополнительные знания в области истории, литературы, изобразительного искусства, что помогает расширению их общего кругозора. Они самостоятельно находят ответы на интересующие их вопросы, готовят сообщения, используя новые информационные технологии (Интернет).

Таблица 1

№ п/п

Оценочные критерии

Правильные ответы учащихся, в %

Начало года

Конец года

1

Знание связи между правильным питанием и здоровьем

80,3

95,7

2

Важность сбалансированности пищевого рациона

78,6

90,7

3

Знание основных продуктов питания и необходимости разнообразия в еде

79,9

93,8

4

Важность употребления сырых овощей и фруктов, богатых витаминами и клетчаткой

77,2

90,9

5

Полезность молочных и молочнокислых продуктов

85,8

93,5

6

Важность соблюдения:

  • режима питания

  • гигиенических правил

  • безопасности в употреблении продуктов питания

 

  • 84,7

  • 86,8

  • 88,4

 

  • 92,8

  • 92,8

  • 91,8

А вот результаты участия в городских конкурсах по программам «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья».

Таблица 2

Класс

Всего

Мальчики

Девочки

Методическая разработка

Конкурс детских поделок

1-й

2004/05

28

16

12

3-е место в городском конкурсе «Разговор о правильном питании»

3-е место в городском конкурсе «Разговор о правильном питании»

2-й

2005/06

16

9

7

3-е место в городском конкурсе «Разговор о правильном питании»

3-й

2006/07

17

9

7

2-е место в городском конкурсе «Две недели в лагере здоровья»

2-е место в городском конкурсе «Две недели в лагере здоровья»

4-й

2007/08

14

8

6

1-е место в городском и областном конкурсах «Две недели в лагере здоровья»

1-е место в городском конкурсе «Две недели в лагере здоровья», 1-е место в городском литературном конкурсе

Дети в предлагаемых мероприятиях участвуют с удовольствием, проявляют инициативу и выдумку. Об этом свидетельствует и индивидуальная и общеклассная заинтересованность.
Значимость методики подтверждается возрастающей вовлеченностью в реализацию программы родителей учащихся.
По результатам анкетирования обучающихся (4-й класс КО, 14 человек) заметен рост контроля и оценивания рациона и режима питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.
По итогам четырехлетнего изучения тем дети (с учетом их индивидуальной коррекции) научились ориентироваться в ассортименте определенных продуктов питания, осознанно выбирая наиболее полезные.
Мои ученики благодаря разработанной системе получили дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что способствовало социальной адаптации. А это особенно необходимо детям в классах компенсирующего обучения.

Юлия Смирнова