Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2008

Нам пишут

Пульс школы

С 1997 школа № 49 г. Володарска называется «Школой здоровья». Основными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является обеспечение физического, психического и социального благополучия детей

Наша программа

В 2006 году школьной администрацией была разработана целевая программа «Здоровье и образование», охватывающая различные направления по укреплению здоровья учащихся и педагогов.
Концепция программы предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки школьников для сохранения и укрепления их здоровья, в том числе за счет:

1) реальной разгрузки содержания образования;
2) использования эффективных методов обучения;
3) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
4) организации мониторинга состояния здоровья детей и подростков;
5) улучшения организации питания учащихся;
6) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха ребят.

В ходе реализации программы «Здоровье и образование» в нашей школе сложились свои обычаи. Традиционными стали мероприятия:

  • Дни здоровья и спорта.

  • Всемирный день здоровья.

  • Тематические мероприятия:
    «Сто к одному»;
    «Звездный час»;
    «Своя игра» и др.

  • Неделя здоровья и спорта.

  • Работа агитбригады. Постоянно осуществляется работа с родителями и педагогами:

  • Привлечение родителей и учителей к оздоровительным мероприятиям.

  • Лекции, семинары, консультации специалистов.

  • Тематические общеродительские конференции.

  • Курсы повышения квалификации преподавателей по проблемам ЗОЖ.

Важный момент научно-методической работы – внедрение учителями-предметниками инновационных технологий, разнообразных методов и форм обучения. Важными принципами этой деятельности являются систематичность и непрерывность, а также постоянное самообразование педагогов. Несколько лет работают две проблемно-творческие группы:

1. «Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся и преподавателей в условиях Школы здоровья» (руководитель – педагог-психолог Майорова О.В.);
2. «Создание системной модели школы, содействующей здоровью» (руководитель – замдиректора по НИР Карпеева О.В.).
Опытно-экспериментальная работа по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса предусматривает:

  • внедрение разработанной системы мероприятий;

  • диагностическую деятельность;

  • просветительскую работу;

  • корректировку и регулирование системы образования;

  • систематическую работу по созданию материально-технической базы.

В школе организован Межшкольный оздоровительно-реабилитационный центр для проведения профилактических, реабилитационных, медицинских, педагогических мероприятий, направленных на оздоровление учащихся и педагогов.
Благодаря финансовой поддержке администрации Нижегородской области медицинским персоналом школы открыты следующие кабинеты:

– процедурный;
– массажный;
– стоматологический;
– физиотерапевтический;
– ингаляторий.

Все они оснащены самым современным оборудованием.

Участие в конкурсе

О региональном этапе Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» мы узнали в одной из публикаций газеты «Здоровье детей». Более подробно о положении и требованиях конкурса нам сообщила заведующая лабораторией по проблемам здоровья в образовании Нижегородского института развития образования О.Гладышева, с которой педагогический коллектив нашей школы достаточно долго и плодотворно сотрудничает.
Для участия в региональном этапе конкурса необходимо было подготовить комплект документов, охватывающий различные стороны деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей и учителей, среди которых:

  • анализ деятельности школы за последние 3 года, включая результаты работы по здоровьесбережению;

  • программа образовательного учреждения по оздоровлению и формированию здорового образа жизни учащихся и педагогов;

  • материалы, иллюстрирующие деятельность школы за последние 3 года;

  • материалы, иллюстрирующие реализацию целевой программы «Здоровье и образование».

В анализе деятельности учреждения были отражены такие вопросы, как социальный состав семей учащихся и кадровый педагогический состав, описана научно-методическая работа преподавателей, предоставлены информация об участии школы в региональных и всероссийских конкурсах, наградах, достижениях, данные мониторинга здоровья и физической подготовленности ребят.
Особое место заняли отчет об осуществлении инновационной деятельности, здоровьесберегающей работы в рамках воспитательно-образовательной системы школы, а также профессиональная подготовленность учителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Большое внимание уделялось соблюдению школой санитарно-эпидемиологических требований СанПиНов, созданию комфортной образовательной среды. Это – эстетическое оформление классных комнат, использование растений в декорировании помещений, оптимизация визуальной и воздушной среды, подобранная по росту детей школьная мебель и многое другое.
Ну а главное – создание последовательной, непрерывной и целостной системы формирования культуры здоровья на различных этапах обучения: при реализации программ дополнительного образования, проведении тематических и массовых мероприятий, взаимодействии с родителями (совместные детско-родительские физкультурно-оздоровительные мероприятия и пр.).
В рамках программы «Здоровье и образование» педагогический коллектив школы предложил основные направления работы:

  • организационно-методическая деятельность;

  • решение оздоровительных задач средствами физической культуры;

  • организация питания;

  • развитие опытно-экспериментальной деятельности по укреплению и сохранению здоровья детей;

  • профилактика детского травматизма;

  • здоровье педагогов;

  • формирование мотивации к ЗОЖ на уроках и во внеклассной деятельности;

  • система работы с родителями;

  • изучение микросреды образовательного учреждения.

Материалы, иллюстрирующие деятельность школы за последние 3 года, а также реализацию программы «Здоровье и образование», представили в виде фотографий и публикаций в средствах массовой информации районная газета «Знамя» и школьная газета «Пульс школы».
Проделанная работа была достаточно плодотворна, и в результате педагогический коллектив стал дипломантом Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья».
Кроме того, преподаватели и школьники являются участниками многих конкурсов: «За здоровый образ жизни» (районный конкурс рисунков), «Разговор о правильном питании» (областной конкурс фотографий и творческих работ), «Учись на здоровье» (Всероссийский конкурс научно-методических программ и проектов, номинация «Я – директор»).
В будущем мы планируем дальнейшее участие в различных мероприятиях по укреплению здоровья детей.

Оксана Карпеева