Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2008

Вместе с психологом

Подросток и субкультура

Субкультура – система убеждений,
ценностей и норм, которые разделяются
и активно используются
явным меньшинством людей в рамках
определенной культуры.

Д.Джери, Дж. Джери.
Большой толковый
социологический словарь

Многих учителей, родителей, да и просто взрослых волнует вопрос о том, что представляют собой подростки, принадлежащие к тем или иным субкультурам. Что хотят сказать они своим эпатажным внешним видом – одеждой, прической, специфическими украшениями? Какова их система ценностей? Являются ли они психически здоровыми? Представляют ли какую-то опасность для окружающих? Что привлекает их в субкультуре? И почему в конце концов они стали такими, какими стали?Мы не пойдем традиционным путем – подробным рассказом о различных современных молодежных субкультурах и поведении их представителей. На эту тему написано множество книг, статей и обзоров, в том числе в педагогических журналах. В этой статье мы рассмотрим те психологические и социальные механизмы, которые подталкивают ребят к выбору особого – субкультурного – образа жизни

Антикультура или протест?

В любом обществе существуют субкультуры, исповедующие нормы и ценности, совершенно отличные от общепринятых.
Одно из первых исследований, объясняющих механизм формирования иных культурных правил, было проведено Альбертом Коэном в середине прошлого века. Объектом исследований ученого стала банда подростков-правонарушителей.
А.Коэн обнаружил, что группа придерживается ценностей, которые представляют собой вид «антикультуры», отрицающей «честные» ценности среднего класса. Подростки презирали собственность других людей и выражали свои чувства актами беспричинного вандализма и разрушения. «Видимо, – пишет автор, – они получали злобное удовлетворение от того, что заставляют «честных» людей чувствовать себя дискомфортно. Они были «негативны» в том плане, что переворачивали ценности среднего класса (в первую очередь ценности трудолюбия и собственности) вверх дном».
Почему же они действовали таким образом? Зачем нужно отрицать и даже разрушать нормы и правила, существующие в обществе?
«Классик» социологии Роберт Мертон считал, что асоциальные, в том числе субкультурные, группы и движения возникают из-за слишком разных «стартовых» условий для достижения успеха, который провозглашается обществом как значимая ценность. Люди (и особенно молодые) вынуждены каким-то образом реагировать на невозможность «законным» путем стать образованными, богатыми, красивыми.
Здесь социологи и усматривают момент рождения субкультуры – в качестве ответа на возникшее противоречие. Именно она предлагает молодым людям «обходные пути» для достижения целей при сохранении «собственного лица».
Итак, какие виды субкультур выделяют современные исследователи?
Субкультуры бывают криминальные, протестные и отступающие.

Криминальной (преступной) называется субкультура людей, использующих насилие и преступления для достижения одобряемых обществом целей (успех, материальное благополучие).
Так, примером могут служить подростки из бедных или среднеобеспеченных семей, объединяющиеся в группы и регулярно совершающие кражи одежды в магазинах, вымогающие деньги и отбирающие ценности у младших и более слабых.
Насилие, нередко проявляемое представителями криминальных движений, не всегда бывает связано с жаждой обогащения. Их внутренняя неуверенность часто обращается вовне – на поиск врагов, виноватых в несправедливости жизни. Например, в субкультуре скинхедов «врагами» чаще всего оказываются люди, принадлежащие к национальным меньшинствам.

К протестной относится субкультура молодежных объединений, ориентированных на альтернативный, агрессивно-протестный образ жизни. Эти группы выстраивают собственную систему ценностей, где нередко важное место занимают насилие и сексуальная распущенность. Впрочем, деятельность таких групп не обязательно связана с прямым насилием (например, хиппи – пацифисты), но она всегда носит публичный характер, всегда налицо противопоставление себя «нормальному» обществу.
В качестве примера современной молодежной протестной субкультуры можно привести движение панков.
«Нонконформисты с обостренным по-юношески чувством справедливости» – панки – не желают понимать правила, навязываемые обществом, считая их неестественными и лживыми. Их основная идея – «мир отвратителен, но изменить его, к сожалению, нельзя». Зато можно активно не принимать его правила игры. Для того чтобы ярче продемонстрировать свой протест окружающим, нужно выглядеть и вести себя как можно более вызывающе и грубо.

Уходящие от реальности

Отступающая субкультура объединяет тех, кто стремится заслониться от общества, уйти от необходимости преследовать какие-то значимые цели и выбирать между одобряемыми и не одобряемыми средствами их достижения.
Помимо вышеперечисленных молодежных движений, это еще и субкультуры алкоголиков, наркоманов, «компьютерщиков» (если страсть к компьютерам становится образом жизни). Группы, поддерживающие данные субкультуры, пребывают как бы в «параллельной» реальности, отказываются идти на любые контакты с обществом, кроме самых необходимых. Они как будто говорят: «Зачем нам этот непонятный и жестокий мир – в своем мире нам комфортнее, здесь нас принимают и понимают».
Эти субкультуры объединяют в первую очередь тех, кто не сумел адаптироваться к требованиям общества (не признал цели или не нашел доступа к средствам), но у них нет сил и желания активно бороться.
Существуют субкультуры, которые трудно однозначно отнести к тому или иному виду. Так, имея яркую (и даже пугающую) внешнюю атрибутику, представители многих современных движений на самом деле не представляют опасности для окружающих с точки зрения возможной агрессии. Их философия порой предполагает вовсе не протест против действительности, а уход от нее в мир, где можно чувствовать себя более комфортно.
Для ролевиков – это фэнтези, прекрасный мир игр и волшебных существ, для готов – это тайный и печальный мир смерти, для хиппи и растаманов – это мир, созданный Богом, но почти погубленный людьми. Они исповедуют философию ненасильственного ухода от проблем. Представители этих движений не желают налаживать контакты с реальностью, которая кажется им отвратительной и безысходной.
Имея внешнюю атрибутику протестных, по сути они являются субкультурами отступающими.

Относитесь к нам терпимо

Любой подросток стремится каким-то образом заявить о своей уникальности, неповторимости, личностном своеобразии, в некотором роде противопоставляя себя окружающим, в первую очередь родителям, да и вообще взрослым. Именно так он пытается утвердить себя – не похожего, особенного.
Иногда этот протест принимает крайние формы, и тогда для утверждения своей индивидуальности молодой человек выбирает не только бравирование внешним видом, но и особый способ поведения – например, предполагающий следование определенным групповым субкультурным ценностям.
Но, кроме стремления к независимости, каждый подросток нуждается еще и в том, чтобы быть понятым, принятым и позитивно оцененным другими людьми. К сожалению, эта цель не всегда достижима: значимые взрослые часто бывают им недовольны, не одобряют его поведение и личность в целом.
В субкультурной группе – даже в криминальной – молодой человек находит то, что искал, – статус, чувство собственного достоинства, уникальность и одновременно чувство принадлежности.

«Вы понимаете, это очень важно – чувствовать, что вокруг тебя есть люди, с которыми ты говоришь на одном языке. Помните, «счастье – это когда тебя понимают»?.. Так вот. Когда ты чувствуешь себя частью чего-то большего, чем ты сам, – ты понят, принят, важен, нужен, может быть, даже любим здесь.
Общаться с нормальными людьми… В этом-то вся беда. Понимаете, мы – чужие, иногда даже – отверженные.
Потом большинство из нас перерастет это, и мы станем обычными людьми – более или менее.
Постарайтесь относиться к нам терпимо. Нет, не надо разделять и одобрять наши взгляды – это будет по меньшей мере странно. Но не критикуйте и не обзывайте нас – тогда мы отдалимся еще больше. Не высмеивайте нас. Попробуйте отнестись к нам с уважением, найдите в нас что-то хорошее, за что вы можете нас одобрять и ценить. Напоминайте нам о правилах поведения и возвращайте нас иногда в реальность – чтобы мы не остались навсегда в нашем мире и не причинили вам слишком много неудобств.
Разговаривайте с нами всерьез, помогайте нам – иногда мы не знаем, как справляться с нашими проблемами.
Постарайтесь договариваться с нами – ведь мы на самом деле все понимаем…»

Возникновение и смена различных субкультур как социальное явление неизбежны. И так же вечны те психологические причины, которые подталкивают молодых людей к тому, чтобы разделить ценности того или иного движения.

Словарь субкультурных терминов и понятий

Панки – молодежная субкультура, возникшая в конце 60-х годов прошлого века в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Ее отличительными особенностями являются стремление к личной свободе и независимости, эпатажное и развязное поведение, максимализм, критическое отношение к обществу и политике и любовь к грубоватой и энергичной музыке панк-рок.
Внешний вид панков очень эпатажный и порой шокирующий. Самая яркая деталь внешности панка – прическа. Выбритые виски, невероятный – например, зеленый или красный – цвет волос, прически-гребни («ирокезы»). Одежда – рваные джинсы, культовая кожаная куртка – косуха. Украшения – металлические клепки, булавки, ошейники, напульсники, тяжелые цепи.
Субкультура панков явилась «родоначальницей» многих других современных субкультур: например, субкультуры готов и эмо.

Готы – представители молодежной субкультуры, ведущей свою «родословную» от панков и зародившейся в середине – конце ХХ века. Характерные черты: любовь к готической музыке, интерес к мистицизму, склонность к меланхолии, приверженность «кладбищенской» тематике.
Собственно, готическая культура изначально имеет культовый характер и религиозна по своему содержанию. Их искусство ассоциируется с темами вечности, высших иррациональных сил, с темами нравственного страдания и мученичества.
В моде несколько направлений: от близких панку черных рваных одеяний до также черных шелковых и бархатных средневековых платьев и длинных плащей. Корсеты, кружева, широкие поднятые воротники – тоже истинно готические атрибуты.
В целом имидж гота достаточно мрачен. Они любят многочисленные украшения, чаще всего серебряные, носят длинные гладкие (в отличие от панков) черные волосы; особенность макияжа – белое лицо и подведенные черным цветом глаза и губы.

Эмо – (от emotional — эмоциональный) – молодежная субкультура, делающая акцент на внутренних переживаниях и чувствах. Ценность любви и дружбы, искренности и романтичности – вот основные характеристики эмо. Это ранимые, чувствительные, эмоциональные, подверженные перепадам настроения и, в общем-то, инфантильные мальчики и девочки.
Внешний вид эмо достаточно своеобразен. Традиционной прической считается косая рваная челка, закрывающая один глаз, сзади – короткие жесткие волосы, торчащие в разные стороны. Цвет волос – преимущественно черный. Часто встречаются пирсинг, яркий макияж, подчеркивающий глаза, черный лак для ногтей.
Эмо носят одежду розово-черных тонов. Считается, что черный цвет символизирует депрессию, чувства покинутости и одиночества, а розовый – положительные эмоции, которые также очень ценны для них.
Впрочем, по мнению некоторых представителей эмо, растиражированный образ нытика, одетого в черно-розовую одежду, с плюшевой игрушкой в руках и смешным рюкзаком за плечами и размышляющего о суициде, имеет мало отношения к истинной сущности эмо.
Скорее эмо представляются этакими «свободными художниками», действительно ценящими настоящие чувства, страдающими от несправедливости, но любящими жизнь.

Растаманы – представители молодежной субкультуры – последователи растафарианства. Принято считать, что растафарианство зародилось в 30-х годах прошлого века.
Историческая справка. в середине семнадцатого века англичане отобрали у испанцев карибский остров Ямайку и отпустили на свободу черных рабов-африканцев. Африканцы остались жить на острове – теперь уже свободными людьми. Себя они считали избранным народом, а землей обетованной – Эфиопию. Взошедшего в 1930 г. на престол короля Эфиопии Хайле Селассие I объявили мессией. До коронации он звался Тафари Маконнен. По-эфиопски «принц» – «рас», «Принц Тафари» – «рас Тафари». Так было найдено название для новой религии.
По всему миру идеи растафарианства распространились благодаря музыкальному стилю регги, возникшему из народных негритянских мелодий.
В чем заключается идеология растаманов? Они проповедуют идеи мирного созерцания, ненасилия, расслабленности и отказа от погони за благами цивилизации. Некоторые для достижения еще большей расслабленности (и, по их признанию, «особой мудрости»), практикуют курение марихуаны.
Внешне растаманы выглядят достаточно ярко и живописно. Одна из ярких примет – наличие огромных вязаных беретов, в которых чередуются зеленые, желтые и алые полосы – цвета эфиопского флага. Прически у растаманов особенные. Они носят на голове косички – дреды, которые особым образом «заплетаются» мастерами и уже больше никогда не расчесываются.

Скинхеды – молодежная субкультура, зародившаяся в Англии в 60-х годах прошлого века в среде рабочей молодежи. Считается, что у первых скинхедов не было никакой идеологии. Их досуг представлял собой набор обычных «простых» развлечений – пиво, футбол, танцы и драки. Политическая подоплека движения появилась позднее.
Современные бритоголовые (слово «скинхед» происходит от слияния двух английских слов: skin – «кожа» и head – «голова») чаще всего являются агрессивными приверженцами расистской и нацистской идеологии.

Ролевики – молодежная субкультура, представляющая собой общность людей, играющих в различные ролевые игры.
Движение ролевиков – одно из самых интеллектуальных неформальных молодежных движений. У ролевиков существуют свой лексикон, своя музыка и литература.
Корни ролевого движения – в субкультуре хиппи (идея гармонии с миром и духовность) и в литературе жанра «фэнтези». В 1954 году вышла в свет знаменитая трилогия Джона Толкиена «Властелин колец». Описанный Толкиеном мир и стал миром мечты ролевиков, которые начали перевоплощаться в героев книги и разыгрывать описанные сюжеты.
В общем-то можно сказать, что этих людей объединяют мечтательность, оторванность от реального мира и детская вера в сказки. Как и у детей, главное событие в жизни ролевиков – игра.
Родственными ролевому движению являются движения исторических реконструкторов и толкиенистов.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта мастера-брейдера с опытом работы более 12 лет в Москве, предлагающего сделать наращивание волос или заплести афрокосички на дому. Предлагается качественное и недорогое голливудское наращивание волос холодным методом на трейсах, которое позволит сделать процедуру безопасной для ваших собственных волос. Кроме трессового наращивания волос, можно сделать любую афроприческу: африканские или французские косички, суперлоконы, пони, дреды, гофре, зизи. Цены на услуги размещены на сайте.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук