Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2009

Особый ребенок

Дети со знаком плюс

Сегодня в России около пяти тысяч детей с подтвержденным диагнозом ВИЧ-инфекция. Благодаря достижениям современной медицины они могут жить нормальной, полноценной жизнью, государство обеспечивает их всеми необходимыми препаратами. Однако такие дети встречаются с гораздо более серьезной проблемой – непониманием, страхом, отчуждением

Не мешайте «жить красиво»

С первых дней своей жизни дети, рожденные от ВИЧ-положительных родителей, сталкиваются с дискриминацией (даже если заболевание не подтверждено). Их боятся, их сторонятся, их пытаются оградить от общества. Отказников нередко не соглашаются принимать дома ребенка и детские дома. ВИЧ-инфицированные дети, проживающие в семье, также часто лишены возможности для развития в раннем возрасте – их нелегко устроить в детский садик, так как детские сады отказывают им в приеме.
В 2008 г. ЮНИСЕФ провел исследование мнений ВИЧ-положительных матерей об опыте получения медицинской и социальной помощи. Многие говорили о сложностях, связанных с устройством детей в детские сады и школы. «В детский сад боюсь отдавать, и не из-за того, что болеет, а боюсь, что кто-то узнает… потом разнесут по всему району», – поделилась наболевшим одна из участниц исследования.
В ряде стран приняты специальные законы и положения, защищающие больных людей от дискриминации, в том числе при получении образования. У нас же все делается в интересах здорового большинства. Это касается не только ВИЧ-инфицированных детей, но и просто инвалидов. Болен – отойди в сторону и не мешай нам «жить красиво». Права наших граждан прописаны в Конституции, но зачастую остаются на бумаге. А в жизни, если складывается враждебная обстановка, приходится даже переезжать в другой город.
В ближайшие годы многие дети с ВИЧ должны будут идти в школу. «Предвидя возможные проблемы в учебных заведениях, – рассказал Тигран Епоян, координатор программы ЮНИСЕФ по ВИЧ/СПИДу, – мы приступили к обучению воспитателей и учителей, готовим к приему в их детские сады и школы воспитанников с ВИЧ-инфекцией».

Семинары для учителей

В 2007–2008 гг. ЮНИСЕФ разработал и апробировал комплексную программу для школьных педагогов и социальных работников по вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей, затронутых эпидемией ВИЧ. Выпущены учебно-методические материалы «Дети со знаком плюс» – как пособие для проведения семинаров-тренингов. В пособии содержатся программа и план семинара, описаны формы и методы проведения занятий, приведены основные тезисы по заявленным темам. Участники семинара-тренинга получат достоверную информацию о ВИЧ-инфекции, ее профилактике, диагностике и лечении, об основных социальных и психологических проблемах ВИЧ-инфицированных детей, о принципах сохранения качества их жизни и интеграции в образовательную среду. В приложениях содержатся материалы, необходимые для информационных и практических занятий. Большое внимание в пособии уделено формированию у участников тренинга практических навыков по обеспечению прав детей, живущих с ВИЧ, а также коммуникативных навыков для общения с коллегами, родителями и детьми на эту тему.
С 2007 года в Челябинской, Оренбургской, Иркутской областях и Алтайском крае внедряется модель интеграции ВИЧ-инфицированных детей в образовательную среду. Работа проводится при участии министерств образования и науки этих регионов, Иркутского отделения Российского Красного Креста и при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
Почему именно эти регионы забили тревогу? Наверное, потому, что Иркутск – самый проблемный в этом плане регион РФ. На начало 2008 года там зарегистрировано 23 550 случаев ВИЧ-инфекции, в том числе у 2881 ребенка, из них с установленным диагнозом 345 человек.
В Челябинской области показатель распространенности ВИЧ-инфекции на 100 тыс. человек превышает общероссийский в два раза. Область занимает седьмое место в стране по числу несовершеннолетних со знаком плюс, около 60% из них – дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Проведенный опрос показал: большинство учителей младших классов и воспитателей детских садов считают, что для таких детей нужно создавать отдельные школы. А родители обычных детей готовы перевести свое чадо в другую школу, чтобы только их ребенок не общался с ВИЧ-инфицированным одноклассником.
Причина такого отношения – недостаток информации о способах передачи инфекции. Практически отсутствуют специалисты в системе образования, имеющие специальную подготовку. Обычно врачи знают, что сказать, но не знают как. А педагоги знают как, но не знают что.
Поэтому реализацию модели начали с подготовки тренеров, а затем провели трехдневные семинары-тренинги, делая акцент на соблюдении мер универсальной профилактики (включая гепатит).
За два года на семинарах было подготовлено более 2800 воспитателей дошкольных учреждений, педагогов начальной школы, работников детских домов из 1350 учреждений образования.
После занятий более чем в два раза (с 45 до 90%) увеличилось число педагогов, проявляющих толерантное отношение к детям ВИЧ-положительных матерей. Более 70% прошедших обучение педагогов заявили, что видят свою деятельность по воспитанию у школьников толерантности как приоритетную.

На начало декабря 2008 г. у ВИЧ-положительных женщин в России родились почти 48 тысяч детей. Большинство из этих детей здоровы, однако есть и те, кто независимо от ВИЧ-статуса остается без родительского попечения, проводит первые месяцы жизни, а в некоторых случаях и годы в больнице

Пример уже есть

Словосочетание «проблема интеграции» говорит о состоянии морали в нашем обществе. В Западной Европе вопросы с интеграцией инвалидов в обычную жизнь решены, и сейчас, с появлением ВИЧ-инфицированных детей, сложности не возникли. В нашей стране с увеличением числа ВИЧ-положительных детей растет количество отказов от них родителей. Мы одни такие во всем мире.
В Ленинградской области в 1998 году открылся детский дом для ВИЧ-инфицированных детей. Из 36 воспитанников 22 – школьного возраста и посещают обычные образовательные учреждения. Причем в данном случае конфиденциальности не получается, ведь известно, где они живут, и сразу все становится понятно. «Конечно, в школу их взяли не сразу, – рассказала директор детского дома*. – Первые два ребенка были на домашнем обучении – мы на машине возили их в школу после уроков. Постепенно ситуация изменилась, директора школ и педагоги стали нашими союзниками. Конечно, они знают диагноз наших воспитанников и принимают необходимые меры безопасности для всех школьников и педагогов».
К сожалению, несмотря на все усилия мирового сообщества, распространение ВИЧ/СПИДа продолжается. На Генеральной ассамблее ООН 2008 года ученые не смогли сказать, что ситуация сдвинулась в лучшую сторону. Среди заболевших не только наркоманы и люди, ведущие беспорядочную половую жизнь, но и дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей. Так же как и всем остальным, им надо общаться со сверстниками, учиться и получать профессию. Медицинских показаний для отдельного воспитания и обучения детей с ВИЧ (в том числе из соображений инфекционной безопасности) не существует. Значит, все дело в формировании толерантности в обществе.
По мнению специалистов ЮНИСЕФ, из этого положения есть лишь один выход – считать абсолютно всех людей ВИЧ-инфицированными и всегда соблюдать правила безопасности.

______________

* По понятным причинам мы не называем ни поселка, в котором находится специализированный детский дом, ни фамилии директора.

Нина Семина