Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2009

Урок здоровья

ЗАНЯТИЕ № 20. Тема: «Чтобы радость и счастье людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»

Цель: закреплять знания о культуре поведения и культуре общения, воспитывать положительные черты характера.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово

– Сегодня занятие у нас не простое, а волшебное – и знаете почему? Потому что сегодня мы попробуем с вами стать волшебниками.
Как вы думаете: что для этого надо сделать? Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками. Попробуем? В какую сказку вы хотите попасть? Что же волшебное там происходит?
Так что делают в сказках волшебники? Да, они творят добро. В чем это выражается? (Помогают доброму человеку, хорошему делу и мешают злому.)
А вы можете помочь доброму человеку? Как?
А помешать злому? Как? Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – доброта. Доброта – это стремление человека дать полное счастье людям. Не случайно народная мудрость гласит: доброта – что солнце. Как вы понимаете это выражение? В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согреют, как солнце. Да, солнышко озаряет всех своими лучиками. Что мы ощущаем от этих лучей? (На доске – солнышко с лучиками, на них записано словами: доброта, забота и др.)
Получается, что лучик – волшебный. Я беру волшебную палочку, взмахиваю ею – и лучик летит к Свете. Он делает тебя внимательной и заботливой. К кому бы ты хотела проявить свое внимание и заботу? Что бы ты сделала? Почему?

2. Оздоровительная минутка

3. Беседа по теме

– Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать волшебный лучик? Теперь пусть каждый совершит свое волшебство. Приготовились, взмахнули палочкой!.. Да свершится чудо! Какое? Какое каждый из вас захочет. Сейчас я прочту вам, какие желания и добрые дела дарит нам наше классное солнышко. (Прочитываются желания детей, написанные на солнечных лучиках, – дети их записали заранее, до занятия.)
Видите, как много доброго вы хотели бы сделать для близких, одноклассников, животных. А когда очень хочешь сделать добро, оно испол­няется. Такова волшебная сила добра. Но не только слова должны быть у нас добрыми; и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у когото беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если комуто, комуто поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
(М.Пляцковский)

Доброта невозможна без культуры общения, без вежливости. Если добрые дела сопровождаются грубыми словами, то у человека остается осадок на сердце. Если произносятся грубые слова, то остается впечатление от этих слов, а не от хорошего поступка.
Ребята, мы с вами стали волшебниками. И к нам с приветом от феи вежливости Здрасьте прилетели лесные гномики. Фея вежливости однажды утром заглянула к вам в окошко и заметила, что не все дети вежливы друг с другом. Она передала гномикам три волшебные вещи: цветиксемицветик, волшебное перо, сундучок волшебных слов. Но, чтобы его открыть, нужно вспомнить все волшебные слова.
Какие вы знаете волшебные слова?
Научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть. Что же это за слова? Оказывается, это обычные, простые, умные слова. Волшебными они стали только потому, что без них просто невозможно обходиться.
Итак, волшебный сундучок открывается... Посмотрим, какие волшебные слова в нем находятся.

4. Игра с волшебными словами

– Слова читаем хором.

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого... (Спасибо.)

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит... (Добрый день.)

  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (Спасибо.)

  • И во Франции, и в Дании на прощанье скажут... (До свидания.)

– А теперь гномик предлагает нам запустить волшебное перо.
Волшебное перо привело нас на лесную полянку, где среди прекрасных цветов есть один особенный. Называется «цветиксемицветик». Нам нужно, срывая лепестки, ответить на вопросы:
Какие слова произносятся при встрече и прощании? Как нужно вести себя за столом? Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных? Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек? Что нужно делать, прежде чем войти в чей­либо дом или квартиру? Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком: бросишь на землю, в урну, отдашь маме?

Обобщение учителя:

– Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

5. Итог занятия

– О каких чертах характера мы сегодня говорили? Можно ли быть волшебником? Что для этого нужно?
Будь внимательным к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

Пожелание:

Быть добрым волшебником только попробуй,
Тут хитрости вовсе не надо особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!