Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2009

Урок здоровья

ЗАНЯТИЕ № 30. Тема: «Не причиняй вреда и не наноси ущерба окружающей среде. Умей обращаться с огнем»

Цели: учить детей соблюдать правила пожарной безопасности; обучать действиям при возникновении пожара; воспитывать умение давать оценку поступкам и делать выводы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово

– Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло.
Большая часть пожаров происходит по причине людской беспечности. А каждый шестой пожар в жилом секторе случается по вине детей. В нашей стране от детских шалостей с огнем ежегодно гибнет множество людей. И становится обидно, когда дома, квартиры и все, что создано руками человека, – все уносит пожар за несколько часов. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам сказанное не относится, – вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растет.
Отчего же происходят пожары?
(Показываются сюжетные картинки с опасной ситуацией. Например: ребенок взял поиграть спички, и на нем загорелась рубашка; ребята собирали тополиный пух во дворе и подожгли его; мальчик стоит и поджигает мусор. Каждый случай обсуждается.)
– Правильно ли дети поступили или нет и почему?
– Пожар легче предупредить, чем погасить. Маленькая спичка может обернуться большой бедой.
Основными причинами возникновения пожаров пока остаются шалости детей со спичками, неаккуратное обращение с легковоспламеняющимися материалами, несоблюдение правил пожарной безопасности.

2. Игра-загадка

Учитель читает четверостишия. Ребята после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это я, это я, это все мои друзья!» – а если неправильно – молчат.

У. Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?

Р. Это я, это я, это все мои друзья!

У. Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Р.

У. Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Р. Это я, это я, это все мои друзья!

У. Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел!

Р. ...

У. Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает?
Кто пример для всех ребят?

Р. Это я, это я, это все мои друзья!

– Ну вот, теперь я вижу: вы знаете, что с огнем шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.

3. Повторение правил пожарной безопасности

– Можно ли играть со спичками?
Почему детям не разрешают включать газовую плиту?
Можно ли оставлять включенный телевизор?
Что может произойти, если оставить незатушенный костер?

4. Игра «Если возник пожар»

Дети образуют круг. Игру начинает ведущий. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику. Если участник замедлил с ответом или неправильно ответил, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.

В. Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар,
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет...

У. Злой пожар. (передача шара.)

В. Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в...

У. Квартире? (передача шара.)

В. Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил...

У. Утюг? (Передача шара.)

В. Красный отблеск побежал.
Кто со спичками...

У. Играл? (передача шара.)

В. Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над...

У. Газом? (Передача шара.)

В. Столб огня чердак объял.
Кто там спички...

У. Зажигал? (Передача шара.)

В. Побежал пожар во двор –
Это кто там жег...

У. Костер? (Передача шара.)

В. Пламя прыгнуло в листву –
Кто у дома жег...

У. Траву? (Передача шара.)

В. Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые...

У. Предметы? (Передача шара.)

В. Помни, каждый гражданин,
Этот номер...

У. 01. (передача шара.)

В. Дым увидел – не зевай
И пожарных...

У. Вызывай. (передача шара.)

5. Итог занятия

– Какие правила поведения при возникновении пожара необходимо соблюдать?

  •  По возможности попытаться потушить его, пока он не распространился.

  •  Позвонить по телефону 01, сообщить свой точный адрес.

  •  Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключив электричество и газ.

  •  Вывести из горящей квартиры детей.

  •  В задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться пригнувшись или ползком.