Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2009

Взгляд физиолога

Речи медовые

Для педагогов голос – не только возможность донести свою мысль эмоционально и выразительно, но и орудие труда. Проблема его нарушений у лиц, чья специальность связана с речью, имеет социальное значение. Ведь полноценная деятельность учителей во многом зависит от состояния их речевого аппарата, умения правильно и эффективно владеть голосом в профессиональных целях

Слышен голос металлический...

Речь играет важную роль в жизни общества, выполняя коммуникативную и информативную функции. Голос передает различные переживания: радость, боль, страх, гнев или восторг. Его функция регулируется при помощи множества нервных связей, координирующих тончайшую работу большого количества мышц.
Благодаря оттенкам голосовой окраски можно воздействовать на психику другого человека.
Голос, лишенный высоких частот, кажется глухим, стелющимся, «как из бочки». А не имеющий низких – может раздражать, быть визгливым и неприятным.
Красивый, здоровый голос должен радовать слух окружающих. Однако с ним могут возникнуть проблемы.
Считается, что в силу своей эмоциональности проблемами голоса чаще всего страдают женщины, потерять его может и домохозяйка.
Какие бывают расстройства голоса? По силе, тембру и высоте. При нарушении силы голос может быть быстро иссякающим, слишком слабым или, наоборот, чрезмерно громким; тембра – хриплым, грубым, гортанно-резким, глухим, металлическим или писклявым; высоты – монотонным, низким и т.д.
По своим причинам голосовые расстройства бывают функциональными и органическими (острый и хронический ларингит, доброкачественные и злокачественные новообразования в гортани), мутационными, дисгормональными, нейрорегуляторными (парезы, параличи).

Всегда считалось, что нарушения голоса свойственны только певцам и педагогам, но это не совсем так. На сегодняшний день полноценный голос требуется руководящим работникам, политикам, дикторам, священнослужителям, диспетчерам... Длительное его расстройство может повлечь за собой нетрудоспособность вплоть до инвалидности, привести к потере работы

А как речь-то говорит, словно реченька журчит...

Живое слово педагога, культура устной речи – важнейший элемент учебного процесса. Специалисты утверждают, что эффективность взаимодействия преподавателя и школьника на 55% зависит от визуальных представлений последнего, связанных с внешним видом, выразительностью поз, мимики и жестов учителя, остальные 45% принадлежат слуховому восприятию. Из них только 7% определяется значением слов, а 38% – обеспечивается качеством голоса педагога. К качественным характеристикам голоса относятся модулированность, использование пауз, четкость и акцентность речи.
В этой связи становится понятным, насколько важно для преподавателя умение пользоваться своими речевыми данными и беречь их. Голос педагогов должен быть устойчивым к большим нагрузкам, обладать приятным тембром. Это помогает повысить эффективность процесса обучения.

Статья опубликована при поддержке центра наркологии и психиатрии в Москве "Рехаб Нау". Комплексное лечение алкоголозима и наркомании - диагностика, биохимический анализ крови, интенсивная терапия, купирование острых состояний, УБОД, биоксеновая терапия, ВЛОК, плазмоферез. Транспортировка и госпитализация, экстренное, амбулаторное и стационарное лечение, кодирование, реабилитация. Узнать подробную информацию о клинике, предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://rehabnow.ru/narkologicheskaya-klinika/prinuditelnoe-lechenie-v-moskve.

По данным отечественных и зарубежных авторов, в последние десятилетия отмечается увеличение заболеваемости речевого аппарата учителей. Большинство специалистов объясняют это стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни общества. Немаловажную роль играют и ухудшения условий работы и увеличение нагрузки.
Наиболее подвержены голосовым заболеваниям преподаватели старше 40 лет. Но нередко случается, когда и у молодых педагогов после нескольких лет перенапряжения речевого аппарата тембр теряет благозвучность, голос становится охрипшим, что заставляет их обращаться к врачу, а иногда и менять профессию.
Ведущим направлением в отечественной фониатрии остается медицинское воздействие (консервативное или хирургическое), а психологическим и педагогическим методам отводится второстепенная роль, в связи с чем имеющиеся методики коррекции голоса, предупреждения заболеваний речевого аппарата не всегда результативны.
По данным Всероссийского научно-методического центра по фониатрии, распространенность голосовых заболеваний среди преподавателей различных регионов нашей страны составляет в среднем 65%. Ежегодно у 2% диагностируется хронический ларингит, у 6% – предузелковое состояние, у 11% – узелки голосовых складок, у 4,5% – полипы, 18% – парезы и параличи гортани. У 9,5% отмечаются кровоизлияния, удаляются полипы или узелки. В 49% наблюдений диагностируются функциональные нарушения голоса.
Как уже говорилось, расстройство голоса могут вызвать органические и функциональные причины (особенности конституции, возраст, сопутствующие заболевания – эндокринные, неврологические, болезни дыхательного аппарата и др.), а также профессиональные (стаж работы, длительность и интенсивность голосовой нагрузки), психологические (бытовые и профессиональные конфликты, психофизиологические и характерологические особенности личности).
Наиболее часто учителя и воспитатели отмечают утомление голоса после продолжительной нагрузки. Они ощущают изменение тембра в различной степени, включая кратковременную потерю голоса. Многие отмечают и долговременные нарушения один-два раза в год.

Фониатр – врач, который оказывает помощь при функциональных и органических заболеваниях гортани. Сюда относятся и расстройства голоса, связанные с ростом доброкачественных опухолей, узелков голосовых складок (связок), последствиями травм шеи.
Фониатрия – раздел медицины, изучающий проблемы голоса, патологии связок и гортани, приводящие к голосовым нарушениям, а также методы их лечения и способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону.

К признакам фонастении относятся появление сухости, першения, «комка» в горле, навязчивого откашливания. В одном из исследований среди московских учителей на сухость в горле жаловались 72% опрошенных. Ощущения усиливались при большой голосовой и нервной нагрузке, в стрессовых ситуациях.
Наиболее распространенные причины, вызывающие расстройство речевой функции, – частые простудные заболевания, голосовое и нервное перенапряжение и сочетание этих факторов.
В большей степени частота речевых нарушений связана с объемом нагрузки, увеличение которой приводит к повышению процента лиц с быстрой утомляемостью голоса. Особенно это характерно для педагогов старше 40 лет.
Обычно голос звучит лучше утром, и уже в середине рабочего дня появляются усталость, незначительная хрипота, першение в горле и другие неприятные ощущения.
Известно, что не все педагоги имеют одинаковую голосовую нагрузку в течение рабочего дня, часто она зависит от преподаваемой дисциплины. При этом не меньше, чем учителя-предметники с большой нагрузкой, от утомляемости голоса страдает администрация (завучи, директора) из-за постоянно испытываемых стрессовых ситуаций.
Хорошей профилактикой нарушений является курс постановки голоса в период обучения в вузе или училище; курсы «выразительная речь», «техника речи» или «культура речи», тренинги по развитию речевого или вокального голоса, теоретические знания о голосообразовании и соблюдение правил гигиены голоса.
Среди факторов, отрицательно влияющих на характер изменения речевой функции, нужно выделить частые простудные заболевания. Педагоги часто выходят на работу недолеченными, а иногда вообще не берут больничного листа даже при выраженных симптомах острого респираторного заболевания. Исследователи связывают частоту перенесенных заболеваний со степенью выраженности симптомов.

Изменения голоса у преподавателей проявляются как заболеваниями речевого аппарата, так и различными субъективными ощущениями, затрудняющими их деятельность (утомляемость голоса, ограничение диапазона звучания, сухость в глотке, першение).
Основные причины речевых нарушений – большая нагрузка, неравномерная у педагогов различных специальностей; неумение владеть своим голосом; стрессовые ситуации и частые простудные заболевания; в большинстве случаев отмечается сочетание этих факторов.
Число учителей, имеющих патологии речевого аппарата, достаточно высоко, поэтому необходимо проведение профилактических мероприятий по предупреждению этих заболеваний.

Ангельский быть должен голосок!

В последние годы появились данные об увеличении числа детей с функциональными расстройствами голоса, что связано с эпидемиями гриппа, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями.
Такие нарушения у ребят встречаются реже, чем у взрослых. Поэтому внимание специалистов в области фониатрии и отоларингологии, а также вокальных педагогов еще с конца XIX в. привлекали взрослые, утратившие звучную речь после сильного нервного потрясения, при перенапряжении голоса, острых и хронических воспалениях гортани.
Расстройства голоса влияют на коммуникативную функцию речи детей и особенности их личности. При отсутствии или нарушении голоса могут возникать проблемы во взаимоотношениях со сверстниками из-за трудностей общения. Ребята стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой и жестами. Могут появиться неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, агрессия и т.д. В дальнейшем это накладывает отпечаток на трудовую и личную жизнь взрослеющего человека.
К центральным функциональным нарушениям относятся афонии (утрата звучности голоса и сохранение шепота) и дисфонии (расстройство голоса, при котором звучность сохраняется, но голос становится слабым и хриплым или вибрирующим). У детей они встречаются редко, чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде. На невротическом фоне при наличии эмоционального стресса возникает очаг запредельного торможения в центральной нервной системе, в результате чего нарушается регуляция процесса голосообразования со стороны коры головного мозга, прекращается подача нервных импульсов определенной частоты к голосовым связкам. Голос может появиться неожиданно на фоне эмоциональной неустойчивости.
В других случаях происходят закрепление патологического голосообразования и стойкая афония (исчезновение голоса) или дисфония (расстройство голосообразования). Это может потребовать вмешательства психоневролога или логопеда.

Чаще всего в детском возрасте наблюдается функциональное расстройство голоса – гиперкинетическая (спастическая) дисфония, – возникающее из-за перенапряжения при чрезмерной громкости (крик в играх, спорте, хоровом пении, подражание различным звукам, голосам людей, животных). Чешский ученый М. Зееман отмечает, что расстройство развивается обычно в случае, когда к перенапряжению присоединяются другие причины.
Например, плохо поставленный голос, особенности слизистых оболочек верхних дыхательных путей, асимметрия гортани и т.п. Очень неблагоприятное влияние на голос оказывает хронический тонзиллит (увеличенные и воспаленные нёбные миндалины), аденоиды (носоглоточные полипы), острые воспаления гортани (ларингит) и трахеи. При этом ребенок с трудом дышит через нос, «заглатывает» воздух ртом. Холодный, неочищенный воздух, попадая в дыхательные пути, способствует воспалению голосовых складок. Внезапное расстройство голоса и дыхания появляется иногда у детей, склонных к аллергии. Устранение раздражителя нормализует дыхание и голос ребенка.
Также причинами голосовых нарушений могут стать пыль, дым, сырость, излишне громкая речь в детском коллективе, длительное нахождение в шумных помещениях, воспаление дыхательных путей, общие заболевания организма. При отсутствии своевременного лечения патология может приобрести хронический характер и перейти в стойкую тяжелую хрипоту.
Резкий, громкий, продолжительный крик вреден для речевого аппарата, для нежных голосовых связок ребенка. Предрасполагающим фактором для возникновения узелков на связках являются перенесенные инфекционные заболевания, а также операции горла, носа.
Очень важно соблюдать основные меры профилактики и гигиены голоса – не кричать (в сырую погоду, на ветру, на холоде), не разговаривать громко. Необходимо периодически проходить осмотр у отоларинголога, вовремя лечить хронический тонзиллит и аденоиды. Не злоупотреблять громким хоровым пением, не расширять диапазон и силу звучания голоса. Родители, воспитатели и педагоги должны внимательно вслушиваться в речь детей и направлять их на консультацию к врачу и логопеду.

Осторожно: мутация

К функциональным нарушениям относится и мутация. Данное расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями.
Мутация – это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологий в голосе и речевом аппарате.
Она связана с быстрым ростом гортани. Голосовые связки у мальчиков удлиняются на 6–10 мм.
Основная причина мутации в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, связки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Таким образом нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани.
Все эти причины приводят к тому, что голос у мальчика срывается, «пускает петуха», становится жестким, низким, грубым, интонация – неуверенной. Наблюдается быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву.
У ребенка подчас возникает напряженное дыхание, так как смыкание голосовых связок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно работать.
Без резких изменений в росте гортани, но все же тембр, сила и характер голоса меняются и у девочек. Это у них выражается в его быстрой утомляемости, диапазон не претерпевает больших изменений, голос приобретает грудное звучание, становится более сильным.
Считается, что мутация может протекать в нескольких формах. Например, когда голос меняется очень медленно, незаметно как для детей, так и для окружающих; изредка лишь наблюдаются небольшая хрипота и быстрая утомляемость. В других случаях (что встречается чаще) голос мальчика во время речи или пения начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков возникает все чаще и чаще, затем реже, пока детский тембр не заменится мужским.
Встречается и такая форма мутации, когда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляются хрипота, иногда полное исчезновение голоса. Когда охриплость проходит, у юноши устанавливается вполне сформированный голос.
Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем диапазоне, некоторые внешние вредные факторы (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса.
О гигиенических и тренинговых мероприятиях профилактики расстройства голоса у детей и у взрослых мы поговорим в следующий раз.

Берегите себя!

Ольга Кузнецова ,
кандидат биологических наук, Москва