Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2009

Взгляд физиолога

Изучаем память

С началом школьного обучения возникает необходимость произвольного запоминания материала. Что происходит на биохимическом уровне в мозгу человека, который запоминает легко, в отличие от того, кому это дается трудно? Что такое разные типы памяти? Какие биологические процессы происходят в мозгу при запоминании? Почему уставшие люди хуже запоминают информацию? Как тренировать память?

Одно запоминаем, другое забываем

Памятью называют процессы накопления, хранения и воспроизведения информации. Неоценимо ее биологическое значение для приспособления индивидуумов к окружающей среде. Без способности к учению и запоминанию ни отдельная особь, ни целый вид не выжили бы, потому что не смогли бы планировать успешные действия или преднамеренно избегать ошибок. Именно поэтому изучению памяти уделяется много внимания в психологии, физиологии, психофизиологии и психиатрии.
Хорошо известно, что мы запоминаем очень малую часть из тех явлений, которые воспринимает наше сознание. А эти явления, в свою очередь, лишь ничтожная доля всей информации, воспринимаемой нашими органами чувств, или, как говорят нейрофизиологи, сенсорной информации. С другой стороны – большинство накопленных сведений со временем, несомненно, забывается. Без такого «отбора» наш мозг был бы переполнен информацией и результаты были бы не менее катастрофическими, чем полное отсутствие способности к запоминанию.
Изучение памяти началось еще в конце XIX века. Немецкий ученый Г.Эббингауз в 1885 году исследовал способность людей запоминать бессмысленные слоги. В течение последующих 100 лет его результаты остались не опровергнутыми, хотя изменилась их интерпретация. Исследователь выделял «мгновенную» и «естественную» память. Современные ученые называют эти типы памяти кратковременная и долговременная. Когда информация из кратковременной памяти (например, только что прочтенный телефонный номер) не передается в долговременную, она быстро и навсегда забывается. Если же она «записывается» в долговременную память, то ее можно будет извлечь даже спустя многие годы!
Считается, что в долговременной памяти информация хранится в виде особых «записей» в специальных «нейронных сетях» коры головного мозга. Они представляют собой сложную систему из нервных клеток – нейронов и их разветвленных отростков, между которыми образуются многочисленные связи.
Человеческая память обладает определенной емкостью, которую измеряют в битах. Ученые подсчитали, что за всю жизнь мозг получает в 100 раз больше информации, чем емкость нашей памяти. Значит, долговременная память должна отобрать всего 1% этого количества! Естественно, что при этом сохраняется прежде всего по той или иной причине наиболее важная для человека информация.
Вот почему качество запоминания во многом зависит от внимания человека к объекту запоминания.
Противоположным запоминанию является забывание. Как это ни парадоксально звучит, но оно служит важным условием запоминания, поскольку разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых «записей». Память определяется работой всего головного мозга, но в первую очередь это биологический феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. В зависимости от того, какой из них принимает наиболее активное участие при «записи» информации, различают несколько разновидностей памяти: визуальная (зрительная), вербальная (связанная с функцией слуха и речи), обонятельная, осязательная и мышечная. Есть даже память на эмоции. Около 60% людей пользуются в основном зрительной памятью. Они легко восстанавливают в воображении виденные некогда места, предметы, лица, страницы газет. Другим проще запоминать звуки и слова.

По времени хранения, кроме кратковременной и долговременной, выделяют непосредственную память (ее называют еще сенсорной).
Непосредственная память – память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. В ней информация хранится доли секунды, и в это время происходит ее кодирование для передачи в кратковременную память и выделение наиболее важной ее части. Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации в мозг. Накопленная информация может также «стираться» или вытесняться новой, поступающей от органов чувств. Поэтому слишком мощный поток информации может ухудшить запоминание материала.
Кратковременная память – это, говоря языком кибернетики, оперативная (рабочая) память, способная одновременно удерживать до семи элементов в течение максимум тридцати секунд. Она действует, например, когда вы набираете номер телефона. Без кратковременной памяти многие привычные действия совершались бы гораздо медленнее. Этот вид памяти позволяет выбрасывать из сознания информацию, как только она стала ненужной.
Емкость хранения информации в оперативной памяти еще короче, чем в сенсорной. Накапливается она в порядке поступления, а забывание происходит «вытеснением» старых сведений вновь поступающими. Зарубежные исследователи называют такой тип памяти первичной.
Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни, месяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующие на нескольких уровнях: чувственном, эмоциональном и интеллектуальном.
Западные ученые выделяют в долговременной памяти вторичную и третичную.

Память – это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, сохранять и уничтожать воспоминания. Человеческая память представляет собой бесконечно сложный механизм

А все хорошее не забывается

Психологи немного по-другому классифицируют память. Например, выделяют:
Наглядно-образную память, которая проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, движения, процесса общения и т.д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления: человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующей части города. Такая память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности.
Словесно-логическая память – это запоминание и воспроизведение мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.
Двигательная память зависит от сочетаний кинестетических ощущений, возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.
Эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Так, могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатлевается в нервной системе. И наоборот – плохие воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие, эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем скучный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.

Статья подготовлена при поддержке компании «ВСЕСВЕТОДИОДЫ». Если Вы решили приобрести качественную и надежную светодиодную ленту или светодиодный светильник, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «ВСЕСВЕТОДИОДЫ». На сайте, расположенном по адресу www.Vsesvetodiody.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать светодиодные ленты оптом и по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Vsesvetodiody.Ru.

Мы такие разные

Известно, что память у всех различна. Это связано с индивидуально-психологическими и возрастными особенностями. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти.
Так, возраст 18–25 лет отличается высоким развитием мышления и памяти и относительно низким уровнем внимания. Для людей 26–29 лет характерны низкий уровень мышления и памяти и высокое развитие внимания. К 30–33 годам отмечается улучшение всех интеллектуальных функций, в том числе и памяти. В дальнейшем у многих наблюдается заметный спад в этих функциях и как следствие – сильные переживания. Однако если люди вовлечены в активную деятельность, то спада может практически и не быть. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается.

Приемы лучшего запоминания

Существуют различные приемы лучшего запоминания. Например:
Смысловое, или логическое. Оно направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления.
Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание материала хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это – заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием.
Некоторые считают, что только для механического запоминания характерен такой прием, как повторение. Это не совсем верно. Когда извлекается из долговременной памяти какая-либо информация, то она всякий раз как бы «подновляется», а значит, каждый раз вспоминая и используя ее, мы «укрепляем» ее «запись». Это относится в равной степени как к механическому запоминанию, так и к смысловому, именно потому процесс извлечения информации из долговременной памяти в оперативную очень сложный, он происходит как на функциональном уровне, так и на биохимическом.
Повторение известно с древности. Это самый распространенный метод запоминания. Ведь недаром говорится: «Повторение – мать учения»! Процесс обучения насыщен приемами повторения.

«Даже просто участвуя в познавательной деятельности, мы можем защититься от возможной потери памяти», – отмечает американский автор исследования памяти, невролог, доктор Йонас Геда

Запомните следующие правила:

  • большой по объему материал нужно делить на части соответственно смыслу и заучивать по кускам, после чего повторять целиком;

  • число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения материала;

  • повторение информации должно начинаться не позднее чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти остается не менее 50% запомненного, а через день – 30–35%).

Большую роль играет желание запомнить. Как показывают практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для записи, значительно быстрее забывают его в сравнении с теми, кто имеет установку «запомнить навсегда».
Старайтесь задействовать как можно больше сенсорных каналов. Чем больше будет задействовано видов памяти (зрительная, слуховая, мышечная, эмоциональная), тем больший объем материала перейдет в долговременную память. Именно поэтому лучше запоминается материал, который ученики не только услышат в виде рассказа учителя, даже очень увлекательного, но и проговорят сами и даже частично запишут.
Преподаватели в старших классах часто отступают от традиционного комбинированного урока, на котором обычно есть элементы объяснения новой темы, закрепления и обобщения. Многие педагоги увлекаются вузовской системой лекций и семинаров. Прочитав полуторачасовую лекцию (на сдвоенном уроке), они на следующем занятии удивляются, почему дети не могут воспроизвести материал. Как часто учитель восклицает с досадой: «Я же на прошлом уроке об этом рассказывал!». При этом забывая, что в погоне за большим объемом сам пренебрег наглядными пособиями и дискуссией, экономя время для рассказывания. Мало того, если в вузах студенты записывают лекции, то школьные преподаватели часто предупреждают учеников: «Не надо ничего писать! Все есть в учебнике. Просто послушайте». Поскупившись потратить время на демонстрацию наглядных пособий, беседу с ребятами, запись конспекта, вы можете сэкономить время на объемный и красочный монолог... Но не забывайте, что память – сложный психофизиологический процесс со своими законами. Пренебрегая ее особенностями, можно добиться отрицательного результата. Из всего вашего занимательного рассказа может сохраниться только название темы... При том что дети слушали с огромным интересом.
Для успешного обучения важно не только понять новый материал, но и запомнить его.

Развиваем память

Путем специальных упражнений можно развить все виды памяти. Здесь можно предложить:

1. Целенаправленное заучивание цифрового материала, прозы и стихов, запоминание образов.

2. Тренировку наблюдательности. Чтобы запомнить увиденное, надо развивать наблюдательность. Она способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этого регулярно обдумывайте то, что произошло днем, неделей, месяцем ранее.

3. При запоминании используйте ассоциации.

4. Гигиена памяти.

  • При утомлении и переутомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, энерготоники). Вред заключается в том, что, избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления и переутомления.

  • Для профилактики переутомления взрослым рекомендуется через 40–45 минут делать небольшие разминки, а не более чем через два часа – перерывы в работе на 10–15 минут; школьникам помогут встряхнуться физкультминутки на уроках и подвижные перемены; и для всех крайне важен полноценный сон.

  • Существенное значение для памяти имеет регулярное и полноценное питание (не реже 3 раз в день при обязательном употреблении жиров и сахара).

  • Благотворно влияют на развитие всех интеллектуальных функций, в том числе и памяти, хорошие взаимоотношения в семье и доброжелательная атмосфера в школе.

Ольга Кузнецова ,
кандидат биологических наук, Москва