Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2009

Технология

Гармония и сотрудничество

Термин децелерация – замедленный темп физического и интеллектуального развития –появился в нашем обществе на рубеже XX и XXI веков. Поступающие в 1-й класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения.   Чтобы работа учителя-дефектолога стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.  Задача учителя-дефектолога – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. Логопедическая работа в начальных классах нашего образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, которые выявляются в процессе обследования, диагностики и коррекции. Так же поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и учителя начальных классов.  В нашем учреждении дети учатся по программам Л.В. Занкова, «Школа-2100» четыре года. В связи с тем, что тема углубленной работы – «Развитие речевой активности младших школьников в различных видах деятельности», в план учебной программы включен предмет «риторика».

I этап – диагностический

(с 1 по 15 сентября)

Задачи:

  • определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;

  • планирование соответствующей коррекционной работы.

В течение двух первых недель сентября учитель-дефектолог проводит полное обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомит учителя с результатами. Часть обследования они ведут вместе (проверяют технику чтения и т.д.). Также учитель-дефектолог знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.
Затем учитель-дефектолог приступает к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, учитель-дефектолог обеспечивает преемственную связь с программой в конкретном классе.

Кроме того, на данном этапе планируются следующие мероприятия:

  • совместное проведение родительских собраний;

  • участие учителя-дефектолога в работе методических объединений учителей начальных классов;

  • консультации учителя-дефектолога для учителей начальных классов;

  • участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

и другие мероприятия.

II этап – подготовительный

(15 сентября – 15 октября)

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Идет работа по развитию свойств внимания, памяти. Осуществляются мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляется на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.

III этап – коррекционный

(15 октября – 15 мая)

Задачи:

  • устранение речевых нарушений;

  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.

Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при нарушениях звукопроизношения этот этап может длиться от 2 до 6 месяцев, а при фонетико-фонематическом недоразвитии – 1 год.
В это время взаимосвязь учителя-дефектолога и учителя начальных классов становится еще более тесной. Учитель-дефектолог периодически информирует учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, посещающими занятия, и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года).
На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить иначе, правильно. На уроках риторики в 1-м классе часто используются скороговорки, потешки. Учитель-дефектолог обязательно подсказывает учителю начальных классов, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.
Учитель начальных классов с помощью учителя-дефектолога осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), билингвизмом.
Программа обучения в начальных классах насыщенна, ее усвоение для детей, имеющих отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому учитель-дефектолог не дает заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией. Например, при автоматизации звука [р] на учебном материале по русскому языку логопед предлагает детям такие задания:

  • прочитать словарные слова с буквой р;

  • прочитать и записать названия птиц (сорока, ворона, утка);

  • составить предложения с этими словами и т.д.

Эти рекомендации включают объем и дозирование работы, определяют сроки введения логопата во фронтальную работу на уроке.
Например, чтение для большинства учащихся 1–2-х классов, имеющих нарушения речи, – трудный процесс, поэтому тексты задач по математике читаются совместно, а решение и окончательный ответ дети пишут самостоятельно.
Таким же образом преподносится материал по ознакомлению с окружающим миром. Дополняются и видоизменяются уроки чтения и письма, в их структуру вводятся упражнения по развитию речевого слуха, развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики руки. В соответствии с содержанием и планируемыми темпами подбирается дидактический материал, даются рекомендации в работе над рифмой, интонацией, ударением. На уроках проводятся различные дидактические игры по дифференциации понятий «слово – слог», «буква – звук», создаются условия для поиска и открытия «азбучных» истин, разгадывания «секретов» русской письменности.
При подборе упражнения, задания предпочтение отдается не репродуктивным формам работы (списать, вставить букву, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ученика. Например, при дифференциации звуков предлагается сначала послушать слова и определить наличие заданных звуков (что получится, если в слове дачка изменить первый звук на т, п, к), проанализировать эти слова, расположить их по столбикам, подобрать подобные, составить с ними словосочетания и предложения. При этом используется разнообразная система сигналов обратной связи: символы, схемы, карточки, движения, т.е. формирование операций письма без тетради и ручки. Корригируя звуковую сторону речи, они способствуют активизации словарного запаса, развитию внимания, памяти, способности к переключению.
Таким образом, учитывается один из принципов коррекционно-развивающего обучения логопатов – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. Однако все логопедические приемы могут быть внесены в структуру урока только после того, как они будут отработаны на логопедических занятиях и показаны учителю начальных классов. Поэтому так важны взаимопосещения уроков и логопедических занятий учителем начальных классов и учителем-дефектологом.
Учитель-дефектолог и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:

  • учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках); учет возрастных особенностей детей;

  • предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

  • осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

  • закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

  • придание обучению воспитывающего характера;

  • всестороннее развитие личности учащегося.

Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и более полному усвоению учебного материала. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий.
Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма учитель-дефектолог периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые вместе с тем следует отличать от простых грамматических ошибок.
В целях пропаганды своих занятий учитель-дефектолог ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся. Особое внимание уделяется молодым специалистам. Взаимосвязь в работе учителей-дефектологов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные проблемы, педагоги делятся опытом. Учитель-дефектолог может выступить здесь с докладом, открыть дискуссию на тему, представляющую интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, рассказывает педагогам о связи коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению. Учитель-дефектолог, как и учителя начальных классов, является членом ПМПК, на заседаниях которой рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

IV этап – оценочный

(май)

Задачи:

  • подведение итогов;

  • проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;

  • определение перспективы дальнейшей деятельности.

Результатом содружества учителя начальных классов и учителя-дефектолога становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших в начале учебного года речевые нарушения.
Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе учителя-дефектологи и учителя начальных классов.

Валентина Бельская