Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2009

Вместе с психологом

Кто в группе риска?

Методы психологической диагностики зависимого поведения

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются врачи, педагоги, психологи и социальные работники, – группа риска. Относительно проблемы применения психоактивных веществ подростками и молодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовершеннолетних, которые с большой вероятностью могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками. С помощью каких методов можно обнаружить склонность учеников к развитию зависимости от психоактивных веществ?

Публикация статьи произведена при поддержке клиники «Ультрасаунд Про», специализирующейся на акушерстве, гинекологии, урологии, УЗИ диагностике. Среди прочих гинекологических процедур и исследований клиника предлагает индивидуальный подбор контрацептивных средств, в том числе, установку внутриматочной спирали, медной или гормональной. Внутриматочная спираль – универсальное средство контрацепции и может быть использована так же у нерожавших женщин и подростков.

Трудные дети

Чаще всего в условиях образовательного учреждения к группе риска принято относить тех ребят, чье поведение противоречит принятым нормам и правилам: например, тех, для кого характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из неполных, многодетных и опекунских семей. К группе риска относят также учеников, которые проживают в неблагополучных семьях: где отец или мать злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.
Такой подход в некоторой степени оправдан: действительно, школьная неуспеваемость и плохое поведение часто бывают «прелюдией» к более серьезным проблемам – правонарушениям и приему алкоголя и наркотических веществ. Вот как описывают этот процесс специалисты: «Серьезные нарушения адаптации у таких детей возникали уже в младшем школьном возрасте, происходили неудачи в осуществлении ведущей для младших школьников учебной деятельности, в результате чего страдали самооценка, самоуважение, ребята отделялись и выпадали из школьного коллектива; миновала их и внешкольная воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса они легко и без особых раздумий в качестве подходящего предмета новых возрастных потребностей выбирали «уличную» компанию, в которой обязательным, существенным, а затем и стержневым моментом групповой жизни становились регулярные выпивки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до возникновения алкогольной болезни».

Есть ли зависимость?

Обнаружить детей и подростков с зависимым поведением можно, оценив их вовлеченность в применение психоактивных веществ. Можно попытаться выяснить, пробовали ли ребята алкоголь и наркотики и как часто, и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как правило, для этого проводится анкетирование. Опросы составляются по следующим темам:
– Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность, отказ от курения).
– Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность, дозировка, ситуации и мотивация приема алкоголя).
– Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность о различных наркотиках, возраст первой пробы и вид вещества, ситуация приобщения, регулярность применения).
Также могут исследоваться представления ребят о вреде, оценка риска отрицательных последствий приема психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками, и т.п.
При составлении анкет педагоги должны быть осторожными: важно не допустить вопросов, провоцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того, достоверность анкет в условиях образовательного учреждения достаточно сомнительна: подростки часто склонны давать социально желательные ответы из-за опасений последующих мер со стороны учителей. Другие, напротив, склонны преувеличивать свой опыт и даже бравировать им. Большей достоверности можно достичь анонимным анкетированием независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся. В этом случае реально получить общую картину степени приобщения ребят к употреблению психоактивных веществ, однако задача выявления подростков группы риска таким образом не решается.
При доверительных отношениях со специалистом, занимающимся профилактикой зависимого поведения в школе и при условии соблюдения конфиденциальности старшеклассникам могут быть предложены тесты, которые помогут обнаружить их вовлеченность в употребление алкоголя и наркотических веществ.

Тесты и анкеты

Пример такой методики для старших подростков – тест-опросник на с. 40.
Поставьте галочку напротив выбранного утверждения в случае вашего согласия (каждый положительный ответ – 1 балл). После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.

Интерпретация полученных результатов:

до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен;
от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения;
от 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению.

Для определения степени никотиновой зависимости (для курящих) можно использовать тест Фагерстрема*.

Вопрос

Варианты ответов

Баллы

Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем вы закуриваете первую сигарету?

В течение

первых 5 минут

3

От 6 до 30 минут

2

От 31 до 60 минут

1

Более часа

0

Тяжело ли вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено?

Да

1

Нет

0

От какой сигареты в течение дня вам труднее всего отказаться?

От утренней

1

От последующей

0

Сколько сигарет в день вы выкуриваете?

10 или менее

0

от 11 до 20

1

от 21 до 30

2

более 30

3

Курите ли вы в первой половине дня больше, чем во второй?

Да

1

Нет

2

Курите ли вы во время болезни, когда вы должны придерживаться постельного режима?

Да

1

Нет

0

Сумма баллов

   

Результаты теста:

0–3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам.

4–5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно.

6–10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с ними помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.

Анкеты и опросники, направленные на выявление учащихся группы риска, могут быть адресованы не только самим ребятам. Оценку их поведению могут дать и родители.

Тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ»

№ п/п

Утверждение

 

1

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально.

 

2

Каждый имеет право выпивать, сколько он хочет и где хочет.

 

3

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.

 

4

Мне бы понравилась работа официантки в ресторане, дегустатора вин.

 

5

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

 

6

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

 

7

Правы те, кто в жизни следует пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

 

8

Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.

 

9

Случалось, что мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а).

 

10

Если человек стремится к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.

 

11

Чтобы получить удовольствие, можно нарушить некоторые правила и запреты.

 

12

Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

 

13

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место.

 

14

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

 

15

Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

 

16

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

 

17

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

 

18

Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

 

19

Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные, интересные картины, слышали странные, необычные звуки и др.

 

20

В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.

 

21

Случалось, что по утрам (после того как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.

 

22

Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

 

23

Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

 

24

Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.

 

25

Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.

 

26

В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты.

 

27

Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.

 

28

Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.

 

29

Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.

 

30

У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.

 
 

Итого:

 

 

Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков

Вопросы

Баллы

1. Обнаруживали ли вы у ребенка:

Снижение успеваемости в течение последнего года?

50

Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе?

50

Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям?

50

Частую, непредсказуемую смену настроения?

50

Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить?

50

Частые простудные заболевания?

50

Потерю аппетита, похудание?

50

Частое выпрашивание денег?

50

Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям?

50

Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни?

50

Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей?

50

Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения?

50

Гнев, агрессивность, вспыльчивость?

50

Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма?

100

Резкое снижение успеваемости?

100

Татуировки, следы от ожогов сигаретой, порезы на предплечьях?

100

Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией?

100

Нарушения памяти, неспособность мыслить логически?

100

Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.?

100

Нарастающую лживость?

100

Чрезмерно расширенные или суженные зрачки?

200

Значительные суммы денег без известного источника дохода?

300

Частый запах спиртного?

300

Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей?

300

Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п.?

300

Состояние опьянения без запаха спиртного?

300

Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов?

300

2. Слышали ли вы от ребенка:

Высказывание о бессмысленности жизни?

50

Разговоры о наркотиках?

100

Отстаивание своего права на употребление наркотиков?

200

3. Сталкивались ли вы со следующим:

Пропажей лекарств из аптечки?

100

Исчезновением денег, ценностей, книг, одежды и т.д.?

100

4. Случалось ли с вашим ребенком:

Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.?

100

Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения?

100

Совершение кражи?

100

Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков?

300

Совершение других противоправных действий, происходящих в состоянии опьянения (в том числе алкогольного)?

100

Если вы обнаружили более 10 признаков и их сумма превышает 2000 баллов, можно с высокой вероятностью предположить химическую зависимость.
Существует также подход к выявлению учеников группы риска, заключающийся в диагностике личностных особенностей, которые увеличивают вероятность приобщения к употреблению психоактивных веществ.
Такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.
Некоторые из них учтены в опроснике Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и преподаватели.

Опросник выявления предрасположенности к зависимому поведению

1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?
2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?
3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?
4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?
5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?
6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?
7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?
8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?
9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?

Обработка результатов теста:

Ответ «да» на вопросы № 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.
Ответ «да» на вопросы № 6, 8 – по 10 баллов.
Ответ «да» на вопросы № 5, 7, 9 – по 15 баллов.

Если в результате набрано:

015 баллов – подросток не входит в группу риска.

1530 баллов – средняя вероятность предрасположенности, требуется повышенное внимание.

Свыше 30 баллов – подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.

Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков группы риска – это начальный этап профилактики и коррекции зависимости. Полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления деятельности и помогут впоследствии оценить эффективность работы, проведенной с детьми и подростками.

______________

* Цит. по: Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб.: Речь, 2005.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук