Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2009

Медкабинет

«Здоровью моему полезен русский холод»

Публикация произведена при поддержке интернет проекта для женщин «По-женски». Посетив сайт проекта, который располагается по адресу http://onwomen.ru/, Вы найдете большое количество статей и публикаций, который расскажут о том, как избавиться от перхоти в домашних условиях, какой макияж подобрать для проблемной кожи, как питаться во время беременности, как правильно бежать трусцой, и о многом другом. Разнообразные материалы о спорте, кулинарии, отношениях, красоте и здоровье, позволят интересно и с пользой провести Ваш досуг.

Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребенка – это, как известно, основа становления личности.
Формировать физическую культуру особенно важно у детей дошкольного возраста, так как этот период отмечен активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.
В нашем дошкольном учреждении выстроена отлаженная система, включающая следующие механизмы:

  • координация деятельности всего коллектива (администрация, воспитатели, помощники воспитателей, педагог-психолог, медицинские работники);

  • работа с родителями по оформлению ясного понимания своей ответственности за воспитание здорового ребенка, способности создавать здоровую и счастливую семью, контролировать физическое и психическое развитие ребенка;

  • использование нетрадиционных средств и форм оздоровительной физической культуры.

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие и оздоровление влияют весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности за воспитание здорового человека.

Необходимо помнить:

1. Каждый ребенок уникально талантлив. Главное – сформировать среду, которая будет способствовать раскрытию этой талантливости.
2. Необходимо помочь ребенку реализовывать и совершенствовать позитивную программу, заложенную самой природой.
3. Надо принимать себя и ребенка такими, какие мы есть, оценивать себя и его как личность, осознавать свои чувства, мысли и действия, слова и поступки; то же самое осуществлять по отношению к ребенку.
4. Необходимо строить взаимоотношения с ребенком на положительных эмоциях и позитивных действиях. Даже в негативном проявлении можно заметить плюсы, о чем, в частности, свидетельствует закон единства и борьбы противоположностей.
5. Не должны предъявляться требования к качественной деятельности ребенка и жесткий оценочный контроль этой деятельности.

При правильном, вдумчивом использовании этих положений решаются образовательные задачи.
Для того чтобы обеспечить оздоровление ребенка, педагоги работают в содружестве с медработниками, которые четко организовывают медицинский контроль за его состоянием:

  • медицинское обследование детей, состояние их здоровья, физического развития;

  • медико-педагогическое наблюдение за методикой закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей на холод, снег, холодную воду;

  • санитарно-педагогический надзор за местами, где проходят оздоровительные мероприятия, за гигиеническим состоянием тазов, ведер, полотенец, сланцев, одежды.

В деле обеспечения здоровья детей важно все: здоровый образ жизни, правильное, полноценное питание, состояние костно-мышечной системы, физкультурно-оздоровительная деятельность, оздоровление детей естественными силами природы и др.

Для поддержания эмоционального и физического благополучия следует прибегать и к нетрадиционным методам оздоровления.
Много веков назад люди поняли, насколько важно держать в чистоте и закаливать тело, чтобы оно всегда было крепким и сильным.
Мы решили здесь, у себя, испытать то, что дано природой. Ведь человек не должен бояться ничего: приходит жара – мы ее переносим, приходит холод – мы и к нему приспосабливаемся.
С 1991 года осуществляется практика оздоровления и закаливания детей естественными силами природы.
Закаливание – воздействие на организм комплекса природных факторов: солнца, воздуха, воды, снега… Это система мероприятий, повышающих выносливость организма, его способность быстро и без вреда переносить неблагоприятные воздействия, вырабатывать средства самозащиты и потребность в ежедневных закаливающих процедурах. Если процедуры хождения босиком, холодных обливаний на воздухе повторяются каждый день в одно и то же время, реакция организма будет наиболее устойчивой.
В процессе приобщения детей к закаливанию выработаны стойкие культурно-гигиенические навыки: дети учатся уходу за своим телом, у них формируется представление о том, что полезно и что вредно для организма; ребенок чаще общается с «докторами» природы: «Доктором Воздухом», «Доктором Землей», «Доктором Ветерком», «Доктором Водой» и пр., у него вырабатываются привычки к ежедневным закаливающим процедурам, и они выполняются автоматически.
Для повышения эффективности закаливающих мероприятий необходим положительный эмоциональный настрой детей, тогда все станет так, как говорил еще Пушкин: «Здоровью моему полезен русский холод».

Общаясь ежедневно с природой, дети испытывают не только удовольствие, у них увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

…Как в рисунке, в музыке, так и в движении ребенок проживает особую жизнь. Доказано: удовлетворение потребности в движении является решающим условием всестороннего развития и воспитания ребенка! Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это и огромная радость!
Поучительными стали проводимые комплексные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье», «Я – человек, ты – человек», «Ешь полезную для здоровья пищу», «Здоровые зубы – ваше здоровье» и др., в которых наряду с оздоровительными решаются и познавательные задачи.

В своей работе с детьми педагоги используют разнообразные формы. Например, пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев – это действенное средство повышения работоспособности головного мозга.
Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание и речь ребенка.
Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На утренних занятиях стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, мячиками-ежиками, карандашами, платочками, мозаикой и т.д.
Хождение босиком позволяет предупредить детское плоскостопие и даже снять этот дефект, а также победить страх, лень, воспитать уверенность в своих силах.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем, покричим так, чтобы стены задрожали, как будто кричит огромный неведомый зверь, и т.д.). Но полезны и минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, как будто мы тряпичные куклы, помечтаем под музыку и т.д.
Ежедневно проводится «гимнастика маленьких волшебников». Дети не просто «работают» – они лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и пр., ребенок воздействует на весь организм в целом.
У ребенка возникает полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное. Все это развивает у него позитивное ценностное отношение к собственному телу.
В течение дня изыскивается минутка, чтобы доставить детям удовольствие при выполнении следующих упражнений: потянуться, как кошка; поваляться, как неваляшка; позевать, открывая «рот до ушей»; поползать, как змея, без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляя при этом удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру. Мы широко используем музыкальные мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.
Оздоровительные силы природы подключаются и во время регулярных прогулок на свежем воздухе, экскурсий, походов, солнечных и воздушных ванн, витаминотерапии, закаливания.
Знаменитый педиатр и ученый Г.Н. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья».
Через развлечения и занятия на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье. Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность, замедляют процессы утомления, доставляют радость.
Игровой оздоровительный режим благодаря целому арсеналу методов и приемов помогает детям укрепить мышцы спины и брюшного пресса, рук, ног; улучшить работу системы кровообращения, кишечника, почек, сердца, легких; избавиться от простудных заболеваний, освободиться от стрессов, перенапряжения, качественно улучшить физическое развитие и состояние.
Отношение ребенка к своему здоровью может стать фундаментом, на котором следует выстраивать здание здорового образа жизни. Оно развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности и напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

С. Калашникова ;
О. Урус