Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2009

Нам пишут

Традиция и праздник

«Дни здоровья» – праздники, которые школа готовит и ждет. Это традиция, которая из года в год развивается. Это концентрация всей оздоровительной работы, которая в «Школе здоровья» № 1084 ведется ежедневно

В последний день каждой учебной четверти школа живет по особому расписанию. Для всех классов – с первых по одиннадцатые – предусмотрена специальная программа. Она включает получение научных знаний в необычной форме, тренинги и конкурсы, которые выявляют умение применять здоровые жизненные навыки, плюс «активные» праздники «Радость движения» и «Весенние старты», помогающие ребятам сбросить накопившееся напряжение и показать спортивное мастерство и командный дух. Наконец, творческие отчеты учеников и учителей, поскольку творчество – на уроке и в жизни – мы рассматриваем как неотъемлемую составляющую здоровья.
За годы экспериментальной работы налажено сотрудничество с научными, медицинскими, общественными организациями. Действующая модель «Школы здоровья» – это хорошо отлаженный механизм. Поэтому в «дни здоровья» в школьных аудиториях работают специалисты, которые не только детям, но и педагогам сообщают немало интересного и поучительного.
Так, сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН умеют доходчиво рассказать о правильном питании, о выработке стереотипа питания, который может стать залогом долгой здоровой жизни; предупредить худеющих девушек-подростков об опасностях дефицита массы тела для репродуктивного здоровья; в беседе со старшеклассниками затронуть щепетильную тему «Инфекционные заболевания, передающиеся половым путем» и строго научно объяснить то, о чем не всегда умеют рассказать родители своим взрослеющим детям. Сотрудники этого института всегда привозят в школу методические материалы, памятки, которые школьники могут унести, чтобы еще раз обдумать информацию уже дома.
Интересно строят беседы о здоровье девушек психологи центра «Доверие». Когда совсем юный лектор, недавняя выпускница вуза, увлеченно рассказывает девочкам седьмых классов, какие средства гигиены применяли девушки и женщины Античности и Средневековья, как особенности женского организма помогают совершиться чуду материнства и как природа мудро готовит к будущей великой миссии, в аудитории, где собраны все девочки из параллельных классов, стоит абсолютная тишина. В конце лекции по традиции – подарки девочкам: средства гигиены, брошюрки о здоровье.

Мальчики седьмых классов в это же время собраны в другой аудитории, где узнают, что тоже должны заботиться о своем репродуктивном здоровье и вредные привычки могут сослужить недобрую службу. Со старшеклассницами беседы о великом женском секрете проводят врачи-гинекологи, а юноши в это время увлеченно осваивают технику безопасного бритья и получают рекомендации по мужской гигиене.
В «Школе здоровья» укореняются здоровьесберегающие технологии, в том числе нетрадиционные, необычные формы уроков. И в «дни здоровья» многие учителя-предметники стараются подготовить что-то необычное, чтобы перед каникулами ребята получили впечатления, которые можно было бы поместить в «банк счастливых воспоминаний». Это интегрированные уроки, иногда уроки здоровья по предмету, уроки в форме турниров, КВН, соревнований. И урок физической культуры, если он проводится как праздник «Весенние старты», «Олимпийские надежды», «Радостная вода» (в бассейне «Парус»), – это скорее урок хорошего настроения и психологической разрядки.

Кстати, о психологах. Они в «дни здоровья» действуют по различным направлениям. Школьные психологи замечательно работают с классами. Например, в 3-х и 4-х классах актуальны «уроки общения». В 5-х и 6-х тренинги направлены на повышение самооценки: «Человек – это звучит гордо!», «Каждый человек ценен». Исследуя уровни напряженности при переходе учащихся на новую ступень (5-, 10-е классы), проверяя тестами чувство юмора у ребят, психологи учат позитивному взгляду на жизнь, техникам расслабления, самоконтролю эмоционального состояния.
Диагностика в течение учебной четверти определяет тематику тренингов в «день здоровья». Не случайно в одном восьмом классе были проведены занятия психологов по теме «Психологическое здоровье класса», а во всех девятых – тренинги «Толерантность каждый день». Психологи помогают задуматься над проблемой и найти выход, не допуская тупика. «День здоровья» диктует свои условия: разговор должен быть оптимистичным, на каникулы с собой проблемы не берем.

Работы психологам в школе никогда не бывает мало. К нам приходят специалисты молодежного центра «Дети улиц». Мы водим учащихся в детско-юношескую библиотеку «Жулебино» для бесед с психологами, в частности, на темы «Семейное счастье. В чем оно?» (в Год семьи), «Когда СПИД рядом» и другие. Анализируя отзывы учащихся, убеждаемся в полезности такой работы.
В эти праздничные дни у нас много желанных гостей. Всегда приходят к нам с интересными сообщениями, новыми тренингами, неожиданными предложениями врач-психотерапевт юношеского отделения наркологического диспансера № 6 Н.Юлдашева и психолог-нарколог Ю.Лебедева. Уговорили-таки и сверхзанятого человека – доктора медицинских наук, профессора, главного врача взрослой поликлиники № 224 В.Евдакова прийти на встречу с выпускниками 11-х классов, которые устроили не только презентацию его книги «Если хочешь быть здоров, постарайся», но и приготовили доктору немало каверзных вопросов о состоянии медицины в стране, об экологии столицы, о его привычках и образе жизни.

Запоминаются совместные праздники, организованные школой и молодежным центром «Лидер»: «Вместе рисуем здоровье» (праздник для малышей с рисунками на асфальте, зарядкой вместе с ростовыми куклами и школьными гимнастами), «Скажем «нет!» наркотикам и СПИДу» (молодежный марафон вместе с наркологами, спортсменами и эстрадными дебютантами – учащимися школы), «Team-building» («Строим команду») и др. Находящийся по соседству со школой «Лидер» располагает не только спортивной базой, многочисленными открытыми площадками, инвентарем, но главное – прекрасными специалистами (некоторые из них являются родителями учащихся нашей школы). Они организуют спортивно-оздоровительные мероприятия, делая их по-настоящему праздничными, например, спартакиаду «Весенние старты».

В школе живет и развивается традиция «Урок здоровья с младшими друзьями». Представьте, с каким любопытством ученики младших классов поднимаются на взрослый этаж, в кабинет биологии, где их ждут выпускники одиннадцатых классов! Тема очередного школьного «дня здоровья» «Шум и здоровье человека» определила и тематику компьютерных презентаций. На доступном малышам языке старшеклассники рассказали о гигиене органов слуха, о влиянии шума на учебу, о том, как лечит музыка. «Шум природы и здоровье», «Плеер – безопасная ли игрушка?», «Мобильные сотовые телефоны и здоровье» – вот только некоторые из сообщений по актуальнейшей для школы проблеме.
В этот же день в читальном зале школьной библиотеки состоялся научный семинар на ту же тему. Доклады и дискуссию отличали серьезность подготовки и заинтересованность всех участников. Заведующая библиотекой и учитель биологии отметили, что у ребят появились новые качества: свобода, образность речи, доказательность. Работа с младшими пошла на пользу и старшим.

А младшие, подрастая и поднимаясь по школьным ступенькам, охотно приходят в классы своих первых учителей. В этом учебном году пятиклассники провели уроки здоровья в первых классах. 5-й «А» прислал своих сказочных героев. Снежная королева (совсем не страшная, а очень спортивная, в шортиках), клоун и другие преобразившиеся пятиклассники, к большому удовольствию малышей, сделали с ними музыкальную разминку, рассказали, как укреплять здоровье на каникулах, и просто зарядили хорошим настроением. Ученики 5-го «Б» класса, провели театрализованный урок «Приключения в Королевстве простуды», научили первоклассников упражнениям по релаксации, подготовили вкусные подарки. 5-й «В» привел к малышам настоящего, классического лентяя и обжору, и все вместе его перевоспитывали, обучая правилам здорового питания и доказывая необходимость соблюдать режим дня. Мальчики из спортивного 5-го «Г» рассмешили малышей вредными советами о здоровье, а потом «исправились» и дали полезные советы, взятые из книжечки, подаренной школе специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. В заключение «спортсмены-пловцы, молодцы и удальцы» провели настоящую спортивную тренировку и расспросили первоклассников, какими видами спорта они интересуются. Веселья и радости в этот день было столько, что и малыши, и шефы были в восторге от встречи.

Система оздоровительной работы, сложившаяся в нашей школе, фокусируется в «днях здоровья». У этой работы – крепкая основа: творческий коллектив, который даже из урока физической культуры может сделать запоминающееся событие. Азартный руководитель – директор школы Н.Береславская, которая все лучшее, что увидит на столичных выставках, старается заполучить в школу, будь то тренажер Гоша (электронная кукла, которая «оживает», если вы умеете правильно оказывать первую медицинскую помощь), оборудование для тренажерного зала, конторки для непосед или «птица счастья» для кабинета психологии.
Наконец, крепнущее сотрудничество с оздоровительными центрами и сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями также формирует здоровую образовательную среду.
А выигрывают школьники. В их календаре добавляются новые яркие, праздничные дни.