Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2009

Урок здоровья

Олимпийские игры в Древней Греции

Интегрированный урок истории и физической культуры*

_________________

*При подготовке урока использован материал учителя истории из г. Мытищи Московской обл. О.А. Гуторовой (ИД «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Цель урока: создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр Древней Греции на уроках истории и физической культуры.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.
2. Способствовать формированию хронологических, картографических умений школьников, проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.
3.Пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта.
4.Закрепить навыки бега, метания, прыжка в длину с места.
5.Развить качества ловкости, скорости, прыгучести.
6.Воспитать смелость, взаимопомощь, коллективизм и самодисциплину.

Оборудование:

1.Карта «Древняя Греция».
2.Переносная меловая доска.
3.Свисток, эстафетные палочки.
4.Линейка, дартс, летающие тарелки.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Вводная часть.
3. Изучение новой темы.
4. Соревнования.
5. Заключительная часть.
6. Домашнее задание.

Место проведения: спортивный зал.

Опережающее домашнее задание:

1. Прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции.
2. Разбиться на команды по 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков).
3. Подготовка команд к «выступлениям» по карточкам-заданиям.

Задание 1. На контурной карте «Древняя Греция и греческие колонии» отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его (варианты: города Пантикапей, Массилия, Кирена, Милет).

Задание 2. Выберите бога (богиню) – покровителя вашего города и команды. Объясните свой выбор.

Задание 3. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр.

На доске – тема урока, дата – 776 г. до н.э., новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген, стадион.

I. Вводная часть

1. Учитель истории рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводятся также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.
2. По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда тоже могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия: Олимпия и гора Олимп).
3. Учащиеся знакомят класс с мифами об основателе Олимпийских игр.
а) Очистив необычайно грязный скотный двор царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.
б) Другой миф об основании Олимпийских игр (А.А. Вигасин и др. История Древнего мира): в древние времена миром правил отец Зевса – бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, между ним и отцом началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.
4. Учитель истории напоминает о дате первых Олимпийских игр, о значимости этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнего календаря. Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач олимпийской тематики:

  • Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? (2780.)

  • Проверьте: проходили ли Олимпийские игры в годы реформы Солона? В год законов Дракона? (Да.)

  • Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились? (В 394 г. н.э.).

  • В 708 г. до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (На XVII.)

Аналогичные задачи: в 688 г. до н.э. введен кулачный бой, в 680 г. до н.э. – состязание на колесницах. (Соответственно, XXII, XXIX.)

5. Учитель истории рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, вводит основные понятия темы: пятиборье, ипподром, атлет, стадион.

II. Соревнования

Учитель физкультуры открывает Олимпийские игры торжественными словами: «Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!».

1.Представление команд на основе задания 1.
2.«Олимпийские игры открываются. В первый день приносят жертвы богам и даются клятвы у алтарей». Команды по очереди озвучивают задания 2, 3.
3.«На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта». Команды показывают виды соревнований (см. табл. на с. 26).

III. Заключительная часть – 10 мин.

1.«В последний, пятый день праздника раздавали награды». Глашатай (учитель физкультуры) выкрикивает имена олимпиоников, участники приветствуют их словами: «Слава победителю!». (Награждение победителей.)
2.Учитель истории сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине: «Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад».
В заключение учащиеся читают курьезные факты о знаменитых атлетах – Милоне, Полидаме, Феагене.

3. Работа с классом. Беседа о современном олимпийском движении и его чемпионах.

  • Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? (Первым российским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду. VI Олимпийские игры, 1908 год. Лондон.)

  • Когда были последние Олимпийские игры? (Китай, 2008. Летние игры.)

– Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете?

.Почему олимпийское движение было прервано на длительный срок и возродилось только в 1896 году?(Последние Олимпийские игры состоялись в 392 г. н.э. Через два года, в 394 году, римский император Феодосий I отменил их как проявление язычества.)

4. Домашнее задание.

  • Прочитать п. 33 учебника А.А. Вигасина.

  • Творческое задание: сочинить стихи или надпись на стеле в честь олимпийского героя.

  • Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2, с. 23. Задание 31.

 

№ п/п

План соревнований

Время

Кол-во

Организационно-методические указания

I этап

Подготовительная часть

Ходьба

– на носках, на пятках
– в полуприседе, руки за головой

12 мин.

200–250 м

15 шагов

Упражнение для коррекции осанки. Лопатки сведены, смотреть вперед, руки на пояс, носки, пятки повыше.

Лопатки сведены

Бег в медленном темпе

200–250 м

Следить за работой рук, ног, дыхание не задерживать

Упражнение по восстановлению дыхания. Перестроение в две шеренги

1–4 – вдох, ходьба, руки вверх.
5–8 – выдох, руки вниз

ОРУ на месте.

I. И.п. – о.с.

1 – руки вверх, прогнуться, левая на носок
2 – и.п.
3 – то же, но правая на носок
4 – и.п.

5–6 раз

Дыхание не задерживать

II. И.п. – руки перед грудью

1–2 – отведение согнутых рук
3–4 – отведение прямых рук с поворотом вправо, влево

5–6 раз

Рывки энергичные, лопатки не опускать

III. И.п. – о.с., руки на пояс
1–3 – наклоны вперед
4 – и.п.

6–8 раз

Колени не сгибать, руками касаться пола

IV. И.п. – выпад правой (левой) ногой вперед, руки на колено

1–3 – пружинистое покачивание
4 – поворот
5–7 – пружинистое покачивание
8 – поворот

5–6 раз

Спину держать ровно, с места не сходить

V. И.п. – сед на правой (левой), левая  (правая) в сторону. Руки в упор на полу.  Смена ног, не поднимая таза

5–6 раз

Руки от пола не отрывать, таз не поднимать, дыхание не задерживать. Расслабление с потряхиванием рук и ног

VI. И.п. – упор лежа, левая прямая сзади. Смена положения ног прыжком

10 раз

Энергично отталкиваясь одновременно носками обеих ног

VII. И.п. – основная стойка.
Прыжки толчком двух ног  с поворотом на 180°, руки согнуты в локтях
Расслабление и восстановление дыхания

8 раз

Отталкиваться от пола только носками ног

II этап

Основная часть урока

Команда выбирает капитана.
Назначаем судейскую бригаду

I вид соревнований:

бег с эстафетной палочкой

24 мин.

2 мин.

II вид: прыжок в длину с места.

Поставить стопы перед линией, согнуть ноги, руки впереди, толчок двумя ногами, приземление на две стопы и согнутые в коленном суставе ноги

5 мин.

Ученики выполняют прыжок в длину с места по одной попытке. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела

III вид: дартс.

Метание дротиков

5 мин.

Каждый выполняет по три броска

 

 

IV вид: метание летающей тарелки

5 мин.

Судьи следят за приземлением, ставя баллы

V вид: эстафета 3?3 м

(сделать разметку на площадке)

Первый участник бежит до центральной линии, касается ее палочкой, возвращается назад, касается линии контура и бежит к команде, передав эстафету следующему

4 мин.

Касаться точно линии, не переступая ее, соблюдая технику безопасности

VI вид: показательные выступления

3 мин.

Елена Беляева ;
Наталья Веркашанская