Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Здоровье детей»Содержание №14/2009

Урок здоровья

Методические рекомендации к урокам. Модуль 1. Познай себя

Урок 1
Твои жизненные ценности

Задачи урока

1. Рассказать о различии между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей.
2. В доступной форме дать определение выражению «жизненные ценности» и объяснить, что значит сформулировать свои жизненные ценности.
3. Дать представление о том, что смысл поведения, поступков человека можно определить по его отношению к важнейшим жизненным ценностям.
4. Объяснить, почему система ценностей значима и важна для каждого человека.

Содержание урока

1. Приветствие. Работа с проблемной ситуацией.
2. Групповая работа «Что ты больше всего ценишь в жизни?».
3. Анализ и обобщение результатов групповой работы.
4. Обсуждение вопроса, как можно использовать знания, полученные на «Уроках здоровья», в повседневной жизни.
5. Анкетирование.

Информация для учителя

Занятие начинается с приветствия классу.
Учитель с помощью наводящих вопросов подводит детей к определению категории «жизненные ценности» (можно вспомнить материал урока № 32 третьего года обучения).
Следующий этап урока – работа в группах. Детям предлагается ответить на вопрос: «Что мы больше всего ценим в жизни?». Далее обсуждаются ответы каждой группы, а на доске записываются высказывания учащихся. Например: родители, семья, дом, друзья, здоровье, доброта, любовь, честность, заслуги человека, отдых и т.д.
Учитель задает вопрос:
– А как вы думаете: что такое жизненные ценности?
Вместе с детьми формулируется ответ: это – все самое важное в нашей жизни.
– Соизмеримо ли в материальном плане все, что мы перечислили?
Учитель предлагает детям серию иллюстраций, где необходимо найти картинку, не соответствующую действительности. На ней нарисован мужчина, который пришел в аптеку с просьбой продать здоровье.
– Почему здоровье нельзя купить за деньги? (Обсуждение.) А может ли человек купить какие-либо из тех жизненных ценностей, о которых мы говорим?
После обсуждения этого вопроса учитель вместе с учениками делает вывод о том, что главные жизненные ценности – это то, что нельзя купить ни за какие деньги. Поясняет, что вещи, предметы имеют денежную стоимость, а то, что связано с самим человеком, оценивается иначе: для этого необходимо определить, какие достоинства отличают человека, каковы его нравственные качества, оценить его поступки, высказать свое мнение о нем.
Следующий этап урока – заполнение мини-анкеты.

Анкета «Твои жизненные ценности»

Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, поставив 5 баллов напротив того, что считаешь самым важным; 4 балла – напротив того, что ставишь на второе место; 3 балла – напротив того, что ставишь на третье место; 2 балла – напротив того, что ставишь на четвертое место; 1 балл – напротив того, что считаешь наименее важным для себя.

Иметь много денег ______________
Быть здоровым ______________
Быть красивым,
привлекательным ______________
Иметь интересных друзей ______________
Жить в счастливой семье ______________

В конце урока подводятся итоги анкетирования.
Далее учитель предлагает ученикам определить одну из главных ценностей в жизни каждого из нас. Все приходят к выводу, что это – здоровье.
Домашнее задание: прочитать рассказ В.Осеевой «Два сына» и определить, о каких жизненных ценностях идет речь в этом рассказе.

Урок 2
Ты и твое здоровье

Задачи урока

1. Назвать некоторые факторы, влияющие на здоровье человека.
2. Объяснить, почему от нашего поведения зависит наше здоровье.
3. Рассказать, что здоровье человека определяется его выбором в ситуациях риска.

Содержание урока

1. Анализ домашнего задания.
2. Фронтальная и групповая работа по анализу поведения учеников во время летних каникул.
3. Беседа учителя на тему «Ты, твое здоровье, твои поступки».
4. Работа с пословицами.
5. Обсуждение факторов, влияющих на здоровье.
6. Заполнение анкет.
7. Анализ и обобщение результатов анкет. Подведение итогов урока.

Информация для учителя

Анализ домашнего задания. Учитель предлагает детям вспомнить, о чем говорилось на прошлом уроке, и ответить на вопросы: «Является ли здоровье ценностью? Какая именно это ценность? Можно ли купить здоровье?».
В ходе фронтальной работы проводится анализ поведения ребят во время каникул. Как дети укрепляли свое здоровье? Отвечая на вопрос учителя, ребята перечисляют свои летние занятия (купались, играли в подвижные игры, гуляли по лесу, работали на огороде или в саду и т.д.). Ответы учитель записывает на доске. Затем класс делится на группы. Пусть ребята теперь вспомнят также и те неприятности, которые, возможно, с ними происходили летом. Каждая группа записывает такого рода происшествия и обсуждает причины этих событий. Затем начинается общее обсуждение, учитель ведет запись на доске. В заключение делается вывод, что все эти неприятные события происходили с детьми оттого, что они не берегли свое здоровье и поступали необдуманно, то есть не считали свое здоровье ценностью.
– Что же такое здоровье?
Учитель обобщает ответы детей. Затем после беседы подводится итог этой части урока:
– Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него невозможно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто этот дар попусту растрачивается! Потерять здоровье легко, а вернуть его очень и очень трудно. Сколько лет назад произошло чудо твоего рождения? Пройдет совсем не много времени, и ты станешь взрослым. Но ни в школьные годы, ни в дальнейшей, взрослой жизни нельзя забывать о бережном отношении к собственному здоровью. Заботу о нем нельзя полностью перекладывать на докторов. Необходимо потрудиться и самому. И помни: детство – это не ожидание взрослой жизни, это уже самая настоящая полноценная жизнь. Используй это время с толком. Не жди, что, когда ты вырастешь, на тебя вдруг сами собой «свалятся с неба» красота, грация, сила, выносливость. Все это ты должен создавать своими усилиями, изо дня в день.

Учитель предлагает ребятам вспомнить пословицы, в которых говорится о здоровье, и объяснить их смысл. Например:

  • Здоровому все здорово.

  • Здоровому и нездоровье здорово, а нездоровому и здоровье нездорово.

  • Здоровый урока не боится.

  • Здоровому лечиться – наперед хромать поучиться.

И так далее.

Затем ученикам предлагается вспомнить, какие факторы здоровья они знают. Дети перечисляют все известные им факторы здоровья, учитель помогает им наводящими вопросами.
Далее – вновь работа в группах: заполнение анкеты «Какие условия сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?».
Из приведенного перечня условий предлагается выбрать и отметить четыре наиболее важных.

Какие условия сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?

Регулярные занятия спортом_____________
Знания о том, как заботиться  о своем здоровье________________________
Возможность лечиться  у хорошего врача_______________________
Хороший отдых________________________
Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать,   посещать спортивный зал и т.д.___________
Хорошие природные условия  (чистый воздух, вода и пр.)_______________
Ежедневное выполнение правил здорового   образа жизни (соблюдение режима дня,   регулярное питание, занятия физкультурой   и т.п.)________________________________

Подводятся итоги урока.

Домашнее задание: рисунок «Как ты укреплял свое здоровье летом».

Урок 3
От чего зависит  твое здоровье?

Задачи урока

1. Вспомнить понятия: здоровье, здоровый человек, доброжелательное общение, безопасное поведение, умение ценить и беречь свое здоровье, резервы организма, образ жизни, закаливание (урок 1-й третьего года обучения).
2. Обсудить, как связаны образ жизни человека и его здоровье и как применять знания, полученные на «Уроках здоровья», в жизненных ситуациях.
3. Проверить прочность знаний, полученных школьниками за три предшествующих года обучения по интегрированному курсу «Уроки здоровья».

Содержание урока

1. Проверка домашнего задания (собрать рисунки).
2. Обсуждение вопроса «Как связаны образ жизни и здоровье человека?».
3. Викторина «Твое здоровье – в твоих руках».
4. Подведение итогов викторины, награждение участников.

Информация для учителя

Урок посвящен обобщению знаний учащихся по теме «От чего зависит твое здоровье?».
Учитель спрашивает, хотели бы дети продолжить изучение предмета «Уроки здоровья». Заполняется мини-анкета.

Анкета «Интерес»

Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ.

Да, очень интересно_______________
Скорее интересно,
чем неинтересно_______________
Скорее неинтересно,
чем интересно_______________
Неинтересно_______________

В ходе фронтального опроса ученики вспоминают смысл таких понятий, как «здоровье», «здоровый человек», «резервы организма», «образ жизни», «закаливание».
Затем учитель предлагает проверить знания и умения ребят – провести игру-викторину «Твое здоровье – в твоих руках».
Класс делится на три-четыре группы, соответственно викторина проводится по шести или восьми направлениям. Группы выбирают по два любых направления и отвечают на вопросы.
Если дети хорошо владеют материалом по этой теме, то ответы их должны быть полными, развернутыми. Остальные учащиеся слушают и оценивают каждый ответ. Учитель записывает оценки и исправляет ошибки.
Далее учитель обобщает все, сказанное детьми по каждому направлению викторины, и делает вывод, что ребята хорошо владеют знаниями, полученными на «Уроках здоровья». А самое важное – что дети ведут здоровый образ жизни. Если же кто-то еще не уверен в правильности своего поведения, то у него есть возможность изменить свое отношение к здоровью и свой образ жизни.
Победившей группе вручаются почетные грамоты знатоков здоровья, но следует отметить работу всех групп и наградить всех участников.

Викторина
«Твое здоровье – в твоих руках»

Первое направление.
«О режиме дня»

1. Что такое режим дня и для чего он нужен?
2. В какое время надо вставать и ложиться?
3. Для чего нужны утренняя гимнастика и водные процедуры?
4. Как правильно умываться и чистить зубы?
5. Почему утром обязательно нужно позавтракать?
6. Какое значение имеют подвижные игры на свежем воздухе перед началом приготовления уроков и прогулка перед сном?
7. Сколько раз в неделю и в течение какого времени следует смотреть телепередачи?
8. В чем польза мытья ног перед сном?
9. Опиши свой режим дня.

Второе направление.
«Берегите зубы»

1. Какую функцию выполняют зубы?
2. Почему ежедневно утром и вечером надо чистить зубы?
3. Как правильно чистить зубы?
4. Как ухаживать за полостью рта?
5. Что надо знать о зубной щетке, зубных пастах и порошках?
6. Как надо питаться, чтобы зубы не болели?
7. Почему необходимо своевременно удалять молочные зубы?
8. Почему надо лечить больные зубы?

Третье направление.
«Умеешь ли ты оказывать
первую помощь при несчастных случаях?»

1. Как остановить носовое кровотечение?
2. Каковы основные приемы само- и взаимопомощи при ушибах и переломах конечностей?
3. Что делать при порезах и мелких ранениях?
4. Какова первая помощь при обморожении?
5. Что делать при отравлении угарным газом?
6. Какова первая помощь при тепловом и солнечном ударах?
7. В чем заключается первая помощь при укусах пчел и змей?
8. Какие предметы и лекарства должны быть в аптечке первой помощи?

Четвертое направление.
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

1. Почему закаленный человек меньше болеет?
2. С каких процедур надо начинать закаливание?
3. Как принимать воздушные и солнечные ванны?
4. Какие закаливающие процедуры ты знаешь?
5. Каковы правила купания в открытых водоемах?
6. Как проводить закаливание зимой?

Пятое направление. «Курение – враг здоровья»

1. Почему курение называют вредной привычкой?
2. Какие вредные вещества содержатся в табачном дыме?
3. Почему среди курящих нет чемпионов и мастеров спорта?
4. Почему курящим малодоступны профессии летчика, космонавта, подводника?

Шестое направление.
«Наш класс»

1. Какое значение имеет естественное освещение? Как часто надо мыть окна? Почему не следует загромождать их цветами?
2. Какое значение имеет искусственное освещение? Когда его нужно включать?
3. Для чего необходимо проветривать классы, коридоры? Как и когда это нужно делать?
4. Где должны находиться учащиеся во время перемены и почему?
5. Почему размеры стола, парты должны соответствовать росту ученика?
6. На какой парте должен сидеть ученик с ослабленным зрением, слухом?
7. Для чего нужна влажная уборка в классе?

Седьмое направление. «Личная гигиена»

1. Что такое личная гигиена?
2. Какие предметы личной гигиены должен иметь каждый человек?
3. Когда и как надо мыть руки? Какие инфекционные заболевания передаются через грязные руки?
4. Как часто надо мыться в бане или ванне и менять нательное белье?
5. Когда и как нужно чистить зубы?
6. Для чего делают утреннюю гимнастику?
7. Какие закаливающие процедуры ты знаешь?
8. Почему надо мыть ноги перед сном?
9. Почему надо иметь свой носовой платок, расческу, зубную щетку, полотенце?
10. Как часто надо чистить свою одежду?

Восьмое направление.
«Как сохранить хорошее зрение»

1. Как нужно сидеть при письме, чтении за партой, столом?
2. Как проводить самоконтроль за правильностью своей осанки во время урока?
3. Через какое время напряженной зрительной работы следует дать отдых глазам?
4. С какой стороны должно освещаться рабочее место при приготовлении уроков?
5. Почему нельзя читать лежа и в движении?
6. Какие санитарные правила надо соблюдать при просмотре телепередач?
7. Как предупредить повреждение глаз?

Урок 4
Что дается тебе от рождения

Задачи урока

1. Объяснить, что рождение человека – это начало его жизни.
2. Углубить определения таких понятий, как «рост» и «развитие».
3. Вспомнить основные периоды жизни человека.
4. Сообщить сведения об особенностях роста и развития детей школьного возраста.

Содержание урока

1. Обсуждение проблемной ситуации. Фронтальная работа: рассматривание и обсуждение фотографий, определение темы урока.
2. Беседа «Рождение ребенка – начало новой жизни».
3. Работа в группах: вспомнить определение понятий «рост» и «развитие».
4. Закрепление знаний о возрастной шкале жизни человека.
5. Работа в группах «От чего зависят особенности роста и развития детей школьного возраста?».
6. Анализ высказываний детей и составление памятки «От чего зависят рост и развитие детей».

Информация для учителя

В начале урока учитель предлагает подумать над проблемной ситуацией. Показывает серию фотографий, на которых изображены недавно родившиеся дети, и вместе с учениками обсуждает тему урока.
Учитель спрашивает учеников, какой у каждого самый счастливый и памятный день в году. Дети чаще всего называют свой день рождения. Почему они так считают? Многие говорят, что в этот день им дарят подарки.
Тогда задается еще один вопрос: «А что отмечают в этот день твои родные?». (Рождение одного из юных членов семьи – сына, дочери, внука, племянника...) Учитель заключает, что рождение ребенка – это приход нового человека в жизнь, на Землю, в этот мир. И, конечно, для каждого из нас это событие – самое важное: это – начало жизни.
Далее учитель предлагает детям ответить на такой вопрос: «А что происходит с ребенком после рождения?» (Он начинает расти, развиваться.)
Проводится практическая работа. Учитель заранее предложил детям принести на урок их фотографии, начиная с самых ранних. Дается задание разложить фото в хронологическом порядке, отражающем процесс роста ребенка. (Работа вызывает у ребят интерес, идет оживленно и весело.) Учитель просит детей сравнить размер своей руки с уже знакомым им трафаретом ладошки годовалого ребенка (осуществляется связь с материалом предыдущих лет обучения – урок 24, 2-й класс).
На следующем этапе урока учитель предлагает вспомнить шкалу возрастных периодов жизни человека. Открывается висящий на доске плакат:

Младенчество – от 0 до 3 лет.
Детство – от 3 до 7 лет.
Отрочество – от 7 до 14 лет.
Юность – от 14 до 16 лет.
Молодость – от 16 до 30 лет.
Зрелый возраст – от 30 до 60 лет.
Пожилой возраст – от 60 до 75 лет.
Старость – от 75 лет до...

Проводится работа у доски: дети подбирают фотографии людей определенного возраста и прикрепляют к плакату в соответствии с указанными периодами жизни человека.
Далее учитель, обобщая высказывания детей, делает вывод о том, что организм человека претерпевает значительные и сложные изменения в разные возрастные периоды. Например, организм ребенка находится в состоянии постоянного роста и развития, причем этот процесс протекает неравномерно: отмечаются периоды особо интенсивного роста и периоды, когда преобладает изменение в строении и функциях отдельных органов и систем, то есть идет более интенсивное развитие при относительно замедленном росте.
Учитель спрашивает, у кого из ребят есть маленькие сестренки и братишки. Предлагает детям вспомнить и проанализировать, какие изменения, происходившие с малышами, они наблюдали. Обобщая наблюдения детей, педагог далее обращает их внимание на то, что с ребенком происходят как количественные изменения (увеличивается его рост, вес), так и качественные (развиваются психические функции, появляются определенные навыки и умения). Такие качественные изменения называются развитием.
Учитель объясняет детям, что период младшего школьного возраста характеризуется усиленными процессами роста и развития: в это время быстро увеличиваются вес и рост ребенка, наращивается мышечная масса, растут легочная ткань, сердце, развиваются органы чувств и нервная система... Также важно в этот период приобретать знания и навыки, которые ребятам пригодятся в их дальнейшей жизни, в выбранной профессии. Все это дает школа.Дети будут расти до тех пор, пока не станут взрослыми: рост человека останавливается в 18–20 лет. Но развитие его может продолжаться в течение всей жизни.
Затем проводится работа в группах: составляется схема «От чего зависят рост и развитие ребенка» (повторяется материал урока 25 второго года обучения).
Учитель просит вернуться к «сундучку здоровья» (см. урок 26 второго года обучения) и сказать, каким должен родиться ребенок, чтобы он хорошо развивался и рос. (Важно, чтобы ребенок был здоров и физически, и психически.) Вывод: здоровье – это основа благополучия всей жизни человека.
Домашнее задание: сформулировать правила здоровья.

Урок 5
Что ты можешь сам сделать для своего здоровья

Задачи урока

1. Рассказать о том, что организм человека – это сложная, слаженно действующая система.
2. Убедить, что можно самостоятельно сохранять и улучшать свое здоровье.
3. Научить составлять и выполнять режим дня, включающий процедуры закаливания.

Содержание урока

1. Объяснение темы урока.
2. Анализ домашнего задания и работа в группах: составление правил здоровья.
3. Рассказ о строении организма человека (мини-лекция приглашенного специалиста).
4. Просмотр мультфильма «Ох и Ах». Характеристика героев.
5. Выступление фельдшера: «От чего зависит правильная организация жизни школьника?».
6. Гимнастика.
7. Анкета «Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?».

Информация для учителя

Учитель записывает на доске тему урока и предлагает ребятам подумать и ответить на вопрос: «О чем можно сегодня поговорить на уроке?». (О том, от чего зависит наше здоровье, может ли человек благодаря собственным усилиям сохранить и укрепить здоровье.)
Учитель обобщает ответы детей и еще раз подчеркивает, что здоровье купить нельзя, его нужно беречь с юных лет. Это одна из главных жизненных ценностей. Хорошее здоровье важно для каждого человека с момента его рождения и в течение всей жизни.
Продолжается анализ домашнего задания. Учитель предлагает одному из детей по желанию зачитать свои правила здоровья (выбирается ученик с хорошо поставленной, внятной речью). Работа строится следующим образом. После чтения каждого правила учитель спрашивает класс, есть ли такое же правило у других учеников. После обсуждения и уточнения формулировки оно записывается на доске или плакате. По окончании этой работы дети делают дополнения (их следует сравнить и обсудить заранее).
Затем учитель вновь обращается к классу: «Хотите ли вы полностью разобраться, почему и зачем так важно соблюдать все эти правила?». Выясняется, что в гости к ребятам пришли специалисты-медики, знающие всё о здоровье. Их приглашают в класс и представляют ученикам: это врач или фельдшер, который выступит с мини-лекцией.
Основная мысль лекции: организм человека – это сложнейшая, тонко сбалансированная система. Дети рассматривают плакат с изображением анатомического строения человека. Медицинский работник рассказывает кратко о строении и функциях скелета, спинного и головного мозга, внутренних органов, кровеносной системы. Объясняет, что если в организме все органы работают слаженно, без перебоев, то человек не болеет, а если происходят какие-то изменения, нарушающие эту слаженность, то у него возникают расстройства здоровья. Для предупреждения заболеваний необходимо обязательно следить за своим здоровьем: два раза в год проходить медицинские осмотры, делать прививки, выполнять правила личной гигиены и пр.
Следующий этап урока – просмотр мультфильма «Ох и Ах». После его окончания анализируются характеры героев фильма, обсуждаются причины вялости Оха и оптимизма, высокого жизненного тонуса Аха.
Далее слово вновь получает медицинский работник. Он рассказывает о правильной организации жизни школьника, которая является залогом его здоровья, то есть о правилах, сформулированных в начале урока.

Воспитание у школьника сознательного отношения к своему здоровью и умения правильно организовать свою жизнь – задача нелегкая. Основы такой организации состоят в следующем. Соблюдение режима дня способствует формированию привычек вовремя вставать, ложиться спать, есть, гулять; чередовать различные виды деятельности и отдыха, правильно их дозировать; распределять время между уроками, отдыхом и приготовлением домашнего задания. Положительно влияет на здоровье школьника, на его рост и развитие физическое воспитание – это уроки физкультуры, походы, экскурсии, занятия в спортивных секциях и пр. Большая роль в воспитании здорового ребенка принадлежит закаливанию (оно совершенствует терморегуляцию, тонизирует мышцы, повышает выносливость сердечно-сосудистой системы и стимулирует функцию кроветворных органов). Особенно благотворно влияет на здоровье купание. Здоровье ребенка в значительной степени определяется его питанием. Правильно организованное питание является одним из важнейших условий, обеспечивающих рост и развитие детского организма. Наконец, определенное время в режиме дня обязательно должно отводиться на выполнение требований личной гигиены и оказание посильной помощи семье.
Подводя итог, можно сказать, что постоянное соблюдение режима, правильное питание и сон, разумная организация рабочего места, рациональный досуг обеспечивают сохранение и укрепление здоровья школьника и способствуют его успешной учебе. Далее медработник предлагает всем вместе под музыку выполнить комплекс гимнастических упражнений.

Учитель спрашивает:

– Как изменилось ваше состояние после зарядки? Что вы заметили? (Были вялыми, уставшими, а после зарядки стали веселыми и бодрыми.)

В заключение дети записывают в своих дневниках здоровья правила здоровья, которые были сформулированы в ходе общей работы и записаны на доске.

Домашнее задание: заполнить анкету.

Анкета «Что присутствует
в твоем распорядке дня?»

Утренняя зарядка________
Пробежка ______________
Завтрак________________
Обед __________ __________
Ужин _________ __________
Прогулка на свежем воздухе _________
Сон не менее 8 часов _________ ________
Занятия спортом _________ ____________
Душ, ванна _________ __________________

TopList