Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2009

Медкабинет

Лечебное движение

С древних времен физкультура применялась как с оздоровительной, так и с лечебной целью. Еще в Древнем Китае существовали врачебно-гимнастические школы, где готовились врачи-священнослужители, владевшие приемами врачебной гимнастики и массажа

Лечебная физическая культура в наши дни – один из важнейших методов комплексного лечения больного ребенка. Она включает физические упражнения, подвижные и спортивные игры, закаливающие процедуры и, конечно, массаж. Однако, в отличие от обычных физических упражнений, методы лечебной физкультуры учитывают особенности заболевания и исходное состояние организма. В лечебной физкультуре часто гимнастические упражнения чередуются с подвижными играми.
Последние годы в связи с гиподинамией угрожающими темпами растет процент детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы: нарушение осанки, неправильное развитие стоп, деформации грудной клетки, голеней. Эти состояния еще не болезнь, а лишь предвестники таких серьезных заболеваний, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. И, как это ни покажется парадоксальным, нарушение осанки – прямой путь к снижению зрения у ребенка. В 2007 году мы обратили внимание на тот факт, что среди первоклассников 32% имеют диагноз нарушения осанки, а уже к шестому классу 35% учащихся страдают такими серьезными заболеваниями, как сколиоз и кифоз. Цифра, прямо скажем, нерадостная. Поэтому было решено разработать программу профилактических мероприятий. Исходили мы из определения, что осанка – это привычная поза спокойно, без мышечного напряжения стоящего или сидящего человека. Хорошую осанку, как и любой другой навык, важно и нужно воспитывать. Самостоятельно, без постоянного контроля и примера со стороны взрослых, ребенок вряд ли сможет выработать правильную манеру держать свое тело.
Что же мы включили в программу профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата?

1. В начале каждого учебного года проводятся обязательная антропометрия учащихся и подбор соответствующих размеров мебели. Все парты маркируются цветным обозначением.
2. Врач центра образования периодически контролирует осанку детей, посещая уроки.
3. Для родителей на постоянно действующем стенде сообщается информация врача о методах профилактики нарушения осанки в домашних условиях и о правильном подборе детской обуви. До учащихся средней школы врач доносит эти сведения при проведении бесед.
4. Врач подбирает комплексы физкультминуток соответственно интенсивности урока, обучает преподавателей и воспитателей группы продленного дня грамотному их проведению, а в дальнейшем контролирует и при необходимости корректирует эту работу педагогов.
5. По рекомендации врача в программу урока физкультуры в центре образования № 118 включены элементы лечебной гимнастики, целью которых также является профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Гимнастические упражнения проводятся во время разминки и по мере их освоения меняются на новые.
6.Врач проводит занятия лечебной физкультурой в рамках расписания уроков физкультуры для ребят, отнесенных к специальной и подготовительной группам, а также для постоянно или временно освобожденных от уроков физкультуры. В эти группы включены также ученики, недавно перенесшие простудные заболевания.
7. В 2008/09 учебном году заключен договор с поликлиникой восстановительного лечения № 6, и один раз в год всех учащихся центра образования № 118 осматривает врач этой поликлиники и они направляются на лечебные процедуры в отделение восстановительного лечения этого медицинского учреждения.

Ознакомив заинтересованного читателя с общими вопросами, хочу подробнее остановиться на организации занятий лечебной физкультурой непосредственно в стенах нашего образовательного учреждения.
Итак, программа занятий рассчитана на 2 года.

Статья опубликована при поддержке интернет-портала "Лечение суставов". Материалы, размещенные на сайте, помогут людям, страдающим артритом, артрозом, остеохондрозом и другими различными болезнями суставов, как можно больше узнать о своем недуге.Тем, кто хочет помочь себе и своим близким, важно и нужно знать о причинах болезни, способах ее лечения и реабилитации после операций, о профилактике и предупреждении возникновения проблем с суставами. Так, на сайте sustavzdorov.ru представлено множество комплексов лечебных зарядок при различных болезнях суставов: упражнения при остеохондрозе, лфк при ревматоидном артрите, гимнастика при артрозе и др. Здесь можно узнать современных методиках лечения болезней суставов, о способах скорой доврачебной помощи при различных травмах, познакомиться с различными рецептами народной медицины, которые помогут облегчить боли. Привлекут внимание посетителей сайта и подробные обзоры современных лекарственных средств, и статьи о правильном питании и диетах, способных существенно повысить эффективность медикаментозного лечения.

Первый год включает:

– обучение правильному дыханию и освоение дыхательного комплекса, то есть обучение детей синхронизировать деятельность дыхательных и двигательных механизмов, умению соединять различные типы дыхания с различными типами движения;
– обучение регуляции самочувствия с помощью дыхания и самомассажа;
– обучение приемам точечного массажа и самомассажа, в которые входят:

массаж активных точек головы;
массаж активных точек кистей и предплечий;
массаж активных точек голеней и ступней;
самомассаж всего тела в домашних условиях при помощи жесткой мочалки;

– обучение и выполнение физических упражнений;
– подвижные игры – «Веселая ходьба», «Поезд», «Правильная осанка», «Переправа с грузом на голове», «Делай, как я» и другие;
– мышечная релаксация в сопровождении спокойной музыки под руководством ведущего занятия врача.

Физические упражнения, используемые в первый год занятий лечебной физкультурой, включают:

а) упражнения с мыслеобразом:

  • «выход из скорлупы»,

  • «выход из-подо льда»,

  • «разгон мутной воды» и другие;

б) упражнения на исправление осанки:

  • стоя в исходном положении, наклоны вперед, влево, вправо, отведение рук, повороты (с исходным положением руки за голову), принятие правильной осанки у стенки, с книгой на голове, упражнения с выпадом одной ноги;

  • лежа в исходном положении на спине, «велосипед», упражнения с согнутыми коленями;

  • в исходном положении лежа на животе – отведение рук, согнутых в локтевом суставе, в стороны и назад;

  • упражнения с палкой (повороты, ходьба);

в) упражнения на профилактику плоскостопия:

  • ходьба на месте;

  • ходьба по кругу, сильно притоптывая ступнями («заколачивание гвоздей»);

  • бег на месте с фазой зависания на 1 сек.;

г) ползание по-пластунски:

  • «ползающая кошка»;

  • «гусеница»;

  • хождение по палке;

  • катание мячей ступнями;

  • ходьба на наружной и внутренней поверхности ступней.

Занятие лечебной физкультурой проводится в течение 30 мин., обязательно с музыкальным сопровождением. Упражнения на дыхание, самомассаж – 5 мин., музыка медленная. Затем последовательно: первая часть физических упражнений в среднем темпе – 7 мин.; вторая часть физических упражнений в быстром темпе под веселую детскую музыку – 7 мин.; подвижная игра – 5 мин.; релаксация под специальное музыкальное сопровождение – 6 минут.

Второй год занятий лечебной физкультурой предусматривает деление детей на группы соответственно нозологическому принципу. Принцип построения занятия аналогичен первому году, но с соблюдением правил, необходимых при различных заболеваниях.
Так, у детей с бронхиальной астмой и часто болеющих основное внимание уделяется дыхательным упражнениям и тренировке удлиненного выдоха, с патологией сердечно-сосудистой системы – общеразвивающим упражнениям, охватывающим все группы мышц, исключая при этом упражнения, связанные с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа.
Для школьников с СДВГ мы ограничиваем упражнения, вызывающие нервное перенапряжение, особенно это касается подвижных игр.
При заболеваниях желудочно-кишечного тракта значительно уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса.
При подборе упражнений врач учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и его возраст.
В условиях образовательного учреждения почти невозможно четко разграничить группы по нозологическим принципам.
Кроме того, подчас ребенок имеет сочетанную патологию. Поэтому мы иногда используем подбор групп по сочетаемым лечебным упражнениям.
В 2008/09 учебном году были сформированы группы второго года обучения в две очереди, каждая из которых занималась 1,5 месяца. В первую очередь группа с ортопедической патологией с неврологическим акцентом, неврологическая с общеукрепляющим акцентом. Во вторую очередь – кардиологическая группа, ортопедическая и неврологическая группы.
Сейчас лечебной физкультурой у нас занимаются 41% учащихся.
Кроме того, несмотря на наш небольшой опыт проведения занятий ЛФК, уже виден некоторый результат. Если на начало 2007/08 учебного года было 38% учеников с нарушением осанки, то уже к концу – 26%, на начало 2008/09 года (за счет вновь прибывших детей) с нарушением осанки – 41%, то к апрелю – после контрольного осмотра врачом поликлиники восстановительного лечения – эта цифра уменьшилась до 23,6%.
Не могу не сказать и еще об одном положительном аспекте оздоровительной программы: у нас нет детей, не занимающихся физкультурой. Ученики, временно или постоянно освобожденные от урока физкультуры, в обязательном порядке посещают занятия лечебной физкультурой и получают адекватную их состоянию здоровья двигательную активность. Мы добились того, что в нашем образовательном учреждении нет учащихся, праздно проводящих время на уроке физкультуры.
Мы стараемся следовать истине древних: «Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства не могут заменить движение».

Елена Рощина